Конспект урока чтения по теме "Звук и буква М". 1-й класс

Разделы: Начальная школа, Коррекционная педагогика

Класс: 1


Цель: обучать правильному произношению звуков [м] и [м], умению выделять их из слов.

Задачи:

  • учить произносить звук [м]; соотносить звук с буквой; учить обозначать согласные звуки (твёрдые согласные – синей фишкой, мягкие согласные – зелёной фишкой);
  • корригировать звукопроизносительную сторону речи, развивать память, мышление учащихся;
  • воспитывать самостоятельность, бережное отношение к живому.

Оборудование к уроку:

  • ТСО (мультимедийная установка);
  • коробка;
  • карточки домашние и дикие животные;
  • фишки синего и зелёного цветов;
  • кассы букв.

Ход урока

Организационный момент:

Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Звуки с буквами пришли,
Чтоб порядок навести.

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять
И внимательно читать.

Игра “Угадай звук”

Учитель беззвучно произносит гласные звуки, предлагает детям узнать и назвать их, показать на карточках.

Подготовительный этап:

- Ребята, отгадайте загадки:

Голодная пасётся,
Сытая жуёт,
Всем ребятам
Молоко даёт. (Корова)

Без расчёски причесался
И умылся без воды,
В кресло мягкое забрался
И запел на все лады. (Кот)

Этап изучения новых знаний:

Беседа.

- Как подаёт голос корова? (Она мычит му-у-у)

- Какой звук вы слышите первым? (М)

- При произношении звука воздух встречает преграду, не проходит свободно. А это значит, что он согласный. Все согласные звуки мы будем обозначать фишкой синего цвета.

Физкультминутка

На доске изображение дома и леса, в коробке карточки с изображением животных (диких и домашних). Учащиеся по очереди достают картинки, называют их, говорят, где это животное живёт, изображают повадки животного и ставят картинку рядом с изображением дома или леса.

Беседа.

- Как подаёт голос кошка? (Мяу)

- Какой звук слышим первым? (МЬ)

- Произнесите поочерёдно м – мь.Они звучат по-разному.

- Звук м звучит резко, он твёрдый – обозначаем фишкой синего цвета.

- Звук мь звучит мягко, нежно, он мягкий – обозначаем фишкой зелёного цвета.

- Послушайте слова и определите, в каком слове звук мягкий, а в каком твёрдый

МЯЧ МАШИНА МЕДВЕДЬ

Характеристика буквы М

- Звук [М] обозначается буквой М.

- Найдите в кассе букву М.

- Сложим букву М из палочек (дети работают на своих столах по показу учителя).

Физкультминутка + офтальмотренажёр

Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем. (Дети выполняют движения вслед за учителем).

- А сейчас поработаем в тетрадях, но прежде разомнём пальчики.

(Массаж ладоней с помощью массажных мячиков, пальчиковая гимнастика)

Две палочки третью держали,
Её ненароком сломали –
Какие качели, смотри –
Их буквою М назови!

Практическая часть: работа в тетрадях по печатанию.

Напечатайте в тетрадках строчку букв М.

Соедините точки и раскрасьте получившийся рисунок (Мяч)

Закрепление: чтение слогов (использование мультимедийной установки)

Итог урока:

- Назовите букву, которую мы изучили на сегодняшнем уроке.

- Покажите её среди остальных букв в кассе.

- Какие слова вы знаете на звук М? (Ответы учащихся)

- Молодцы, ребята. Отлично потрудились. Спасибо за урок.

Использованная литература:

  1. И.А.Морозова, М.А.Пушкарёва “Развитие речевого восприятия”. – М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2009.
  2. В.И.Ковалько “Школа физкультминуток”. – М.: ВАКО, 2007.
  3. О.А.Новиковская “Пальчиковая азбука”. – М.: Астрель; СПб.: Сова; Владимир: ВКТ; 2009.