Музейная педагогика для детей с ОВЗ

Разделы: Коррекционная педагогика


Музейная педагогика в современной школе явление нередкое. Ее по праву считают одним из результативных комплексов методов и способов усвоения и закрепления полученных знаний на уроке, расширение кругозора и лексикона учащихся, воспитания патриотических и эстетических чувств. Любая школа стремиться создать музей, выбирая для себя приемлемую тематику. Надо отметить, что наиболее популярными школьными музеями являются музеи военно-патриотической и этнографической направленности, реже встречаются экологические, мемориальные, комплексные музеи.

Как самостоятельная дисциплина в нашей стране музейная педагогика появилась в конце 19 века и просуществовала до конца 30-ых годов 20 века. После чего она была предана забвению, и только лишь ее краеведческая составляющая в советский период продержала работу. История советского краеведения сосредоточена в основном на работе детских летних лагерей, поисковых экспедициях, военно-патриотических играх, походах.

С началом изменения общественно-политической ситуации в стране стало меняться и отношение к музейной педагогике. Началась разработка педагогических технологий в области музейной педагогики, а вместе с ними заменились и требования к музейно-экскурсионному делу.

Современная педагогика требует от педагога новых подходов к обучению и воспитанию детей; требует создания таких условий на уроке и во внеурочной деятельности, чтобы ребенок сам учился добывать информацию и знания, чтобы он был не только пассивным слушателем, но больше принимал активное участия в процессе обучения. Эти требования предусматриваю и современные ФГОС

Данная статья будет посвящена описанию опыта применения методов музейной педагогики для категории учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), большую часть которых составляют дети, находящиеся в Научно-практическом центре психического здоровья детей и подростков (НПЦ ПЗДП) на лечении и реабилитации и постоянном составе ГБОУ СOШНО №196. Для этих детей и подростков организовано обучение как на базе школы (это переменный состав: приходящие в школу ученики в классы или группы постоянного состава или обучающиеся в отдельных группах или классах переменного состава), так и на базе отделений учащихся с обостренными психоневрологических заболеваний и пограничных к этим заболеваниям состояний. Учащихся постоянного состава характеризуют следующие особенности: дефицит внимания, медленная переключаемость, недостаточная сформированность основных мыслительных функций (анализ, синтез, выделение главного, слаборазвитая долгосрочная память). Основная масса обучающихся школы № 196 – это дети со средним и низким уровнем способностей, слабой мотивации к обучению, недостаточными навыками самостоятельности в учебной деятельности. Все эти особенности контингента требуют учета индивидуальных особенностей учащихся, требуют использования современных педагогических технологий, позволяющих обучать учащихся с трудностями в социальной и школьной адаптации: учителя школы используют модульную технологию планирования, технологию управление учением школьников с ориентацией на конечный результат, ИКТ и другие технологии.

Нам предстоит ответить на вопрос: нужна ли музейная педагогика для детей с ОВЗ и каково ее влияние на данную категорию учеников? Известно и доказано то, что дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии правильно организованного подхода к обучению и воспитанию. Отклонения в развитии ребенка приводят к его выпадению из социально и культурно обусловленного образовательного пространства. Грубо нарушается связь ребенка с социумом, культурой как источником развития, поскольку взрослый носитель культуры не может, не знает, каким образом передать социальный опыт, который каждый нормально развивающийся ребенок приобретает без специально организованных условий обучения. Целью образования таких детей, прежде всего, является введение их в социальную культуру. Преодолеть “социальный вывих” (1) и ввести ребенка в культуру можно, используя “обходные пути”, т. е. особым образом построенного образования, выделяющего специальные задачи, разделы содержания обучения, а также - методы, приемы и средства достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами (2). Одним из таких методом смело можем назвать музейную педагогику, так как она включает всевозможные формы работ, но при этом одна из немногих способна быть максимально приближенной к конкретным потребностям в развитии, образовании и воспитании каждого конкретного ученика.

Сегодня технологии музейной педагогики могут применяться как для работы с детьми имеющую хорошую подготовку или не имеющую ее вообще, главное определить уровень заданий и требований к учащимся в соответствие с их возможностями. К примеру, педагогическая технология “маршрутный лист” требует от ребенка предельной концентрации внимания и сосредоточенности во время экскурсии, так как надо следить не только за тем, что рассказывает экскурсовод, но и успевать выполнять задания маршрутного листа. И чем сложнее составлен маршрутный лист, тем выше должен быть уровень подготовки у детей.

Отмечу, что “большие музеи”, такие как Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств имени Пушкина, московские усадьбы, Государственный исторический музей, имеют обширный экспозиционный фонд и экспозиции. Посещение этих музеев сложны для восприятия в любом возрасте и на любом уровне подготовке, как детей, так и взрослых. При этом сегодня существует большой диссонанс между разработкой педагогических технологий в области музейной педагогике и требования ФГОС с одной стороны и совершенно устаревшую систему экскурсионной работы в музеях государственного или городского уровня. Для таких музеев просьба учителя провести самостоятельное занятие для своих же учеников является не допустимым и оскорбительным. В лучшем случае, если повезет, то сам экскурсовод сможет разбавить свою экскурсионную лекцию простыми наводящими вопросами для группы учеников, а в основном нахождении на экскурсии превращается в унылое слушание порой непростого текста лектора.

Устаревшие методы работы в “больших” музеях требуют не только технической и информационной реконструкции, но, прежде всего, изменения методики проведения самой экскурсии. Всего лишь два музея в Москве предоставляют возможность учителю готовить и проводить самостоятельные занятии для учащихся – это Государственный исторический музей и филиал Третьяковской галереи в Крымском валу, и то, те условия, при которых подобное занятие станет возможным подходят далеко не для всех групп детей.

Что же остается учителю в такой ситуации, где с одной стороны учитель обязан применять новые методы работы, соответствующие государственным стандартам, а с другой стороны возможности развития универсальных учебных действий у учеников сильно ограничены. Здесь, то на помощь и приходить школьный музей и его пространство, так как именно в нем можно отрабатывать нужные навыки. Далее выделим несколько ключевых позиций, подтверждающих выше изложенные факты:

- Музей дает возможность увидеть неизвестные образцы культуры, вещи которые посетители не видели, да и мне моли видеть в повседневной жизни.

- Музей предлагает преодолеть границы времени, демонстрируя предметы, давно ушедшие их обихода, но хранящие память о явления и событиях прошлого.

- Музей позволяет приобрести опыт соприкосновения с подлинниками.

- Музей помогает найти ценностные ориентиры. В современном мире, где все относительно и расплывчато, возрастает роль тех феноменов культуры, которые могут помочь человеку встроить собственную иерархию ценностей.

Современная методика музейной педагогики выделяет три подхода к организации деятельности в школьном музее:

- просветительская деятельность,

- музейно-педагогическая деятельность,

- педагогика музейной деятельности,

Конечно, выбрать один из трех подходов и ограничится именной им не всегда правильно и результативно, поэтому далее раскроем потенциал каждого из обозначенного подходов и, дадим аналитическую оценку применения их в своей музейной практике.

Итак, просветительская деятельность лучше всего изучена и описана в педагогической литературе. Осиновые концептуальные положения этого направления деятельности в музее сформированы в России в последние трети 19 века, а ее расцвет приходится на первые два десятилетия 20 века, когда остро заявила о себе необходимость в самые кратчайшие сроки повысить общекультурный уровень граждан. Именно тогда была разработана эффективная система экскурсионной работы, основой которой состояла экскурсия - одна из старшейших, самых распространенных и популярных в педагогическом сообществе видов организации деятельности учеников в музеях.

Традиционно экскурсия является подобием классического школьного урока. Основой упор в ней делается на трансляцию знаний, где экскурсовод выступает носителем информации. Именно, взрослый в этот момент берет на себя роль посредника, между музейными объектами и посетителем.

Сегодня экскурсионная работа крайне востребована, так как является простым и эффективным способом развернуть пред слушателем панораму событий, явлений, художественных стилей в сжатые сроки дать высококачественную информацию об экспонатах, способствуя превращению разрозненных и отрывочных сведений о нем в единую систему.

Надо отметить, что данный вид работы в музейном пространстве, будь то музей “большой” или музей школьный безусловна хороша. С точки зернения образовательного процесса расширяет знания по предмету или теме, с точки зрения, воспитания помогает учителю акцентировать внимание учеников на явлениях и событиях гораздо ярче, чем на уроке в классе. Но не будем забывать, что экскурсия в большинстве случаев рассчитана на час, а тои полтора часа перемещения по залам, сосредоточенности и концентрации внимания на экспонатах и рассказал экскурсовода. Во время экскурсии необходимо соблюдать правила поведения, которым в жизни учащиеся пользуется редко.

Поэтому, говоря об экскурсионной работе для детей с ОВЗ, мы имеем ряд ограничений, которые следует соблюдать, чтобы посещение музея не причинило вред таким учащимся. Организовывая экскурсию в “большой” музей обычно экскурсоводу заранее делается предупреждение с просьбой учесть возможности нашей экскурсионной группы в вовремя проведения мероприятия, что, естественно ограничивает пребывание по вр6емени и экскурсионную лекцию по смысловому содержанию. Тогда как работа в пространстве школьного музея совсем не ограничивает учащихся не по времени пребывания в музее, так как из его можно выйти в любой момент и переключить свое внимание на другой вид деятельности, и не заставляет посетителей школьного музея только слушать, а привлекает его поучаствовать в ходе самой экскурсии.

Далее, музейно-педагогическая деятельность, она имеет долгую историю становления. Она зародилась в середине 19 века, и ее основу составляет стремление организовать в пространстве музея не только просветительскую деятельность, но прежде всего образовательную работу с посетителями. Под музейно-педагогической деятельностью традиционно понимается способ освоения музейного пространства и музейных коллекций, основанный на активной деятельности посетителей экспозиции музея, организованной преимущественно силами самих музейных работников.

Реализация того рода деятельности потребовала разработки особых форм работы с детьми и подростками. Они достаточно разнообразны: исследование предметов станины, музейные маршруты, и путешествия, игры, праздники, театральные действа, музейное производство, арт-площадки. Сегодня во многих музеях такие занятия существуют и пользуются большой популярностью, но не только занятия подобного рода, но и целые музейно-педагогические программы. Огромным завоеванием музейно-педагогического направления в деятельности музея стал перенос акцента с просто информирования на самостоятельную исследовательскую деятельность посетителей, накопление опыта взаимодействия с разнообразными предметами музейных коллекций.

Данный подход к освоению потенциала музейного пространства используется нами в практике музейного дела и отрабатывается, прежде всего, в стенах школьного музея. Хочу отметить, что, во-первых, действительно, возникают сложности с тем, чтобы подготовить не просто экскурсию, или интерактивную экскурсию, с использованием ТСО(3), но еще и составить ее таким образом, чтобы в ней нашлось место не просто участию, а деятельному подходу для учащихся, пришедших на мероприятие. Поэтому, предлагаемые задания к выполнению по ходу экскурсии, должны учитывать особенности как образовательные и воспитательные, так и особенности здоровья контингента. Нами апробированы пока самые легкие и доступны для всех категорий учащихся методы участия. Это, прежде всего, мини-доклады и сообщения, которые учащиеся делают в ходе рассказа самого экскурсовода, а также чтение стихов, посвященных тематике экскурсии, которые исполняют тоже ученики.

Отмечу, что данные виды работ дают свои результаты. Наблюдения показали, что дети охотнее воспринимают материал экскурсии. Проявился интерес к мероприятиям, потому как интересно выступить самому, или послушать, прежде всего, своих друзей и сверстников, посмотреть на них в совсем обычной для школы обстановке. Также возрос интерес учащихся к посещению “больших музеев”, особенно это выражается у учащихся 5-8 классов, которые принимают участие в работе музея чаще, чем старшеклассники.

Какое именно влияние оказывает данный подход к проведению экскурсии в учебно-образовательном процессе по видимыми проявления сказать сложно, поэтому перед педагогическим активом школьного музея стоит перспективная задача. Это разработка и внедрение диагностических тестов, которые смогут показать уровень результативности подобный работы в музее ее и влияние на усвоение учебного материала.

И еще один подход, педагогика музейной деятельности – термин, вошедший в педагогический оборот на рубеже 20-21 века, обусловленный новыми представлениями об образовании как о целостном процессе пребывания “восхождение к культуре”. Новая философия образования порождает и новые представления о миссии музея, его образовательных возможностях: из места освоения конкретной информации о памятниках культурного наследия, единичных способах взаимодействия с ними музей превращается в место освоения способов существования в культуре.

Таким образом, под педагогикой музейной деятельности понимается освоение внеаудиторных способов познания мир, адекватных природе музея, способностей переносить этот опыт на все сферы деятельности личности. Отличительной чертой данного подхода являются:

- приоритет формирования опята прямого взаимодействия с музейными объектами, что предполагает выработку собственного взгляда, версий, предложений, гипофиз и их аргументацию.

- акцент на перенос этого опыта с познания конкретных музейных предметов на любые объекты культурного наследия (город, вещи, памятники). С точки зрения педагогики музейной деятельности, любой музей рассматривает как модельный, типичный. Опыт работы с ним предполагает и осознание его уникальности, и возможность перенесения алгоритма исследования на другой подобный объект.

- формирование способности синтезировать фрагменты знаний, впечатлений, образов в единую многомерную и многогранную картину мира.

Подобный опыт, приобретенный на экспозиции музея, универсален, поскольку те только касается музейной среды, а становиться основой для формирования жизненных установок, позиций, моделей существования, поскольку любой музей рассматривается как универсальная модель мира.

Данное направление деятельности в музее только набирает обороты и приобретает с свое лицо, используя хорошо знакомые формы организации занятий в музее и пробуя новые, такие как исследовательский проект и образовательное путешествие (4).

Отмечу, что этот подход в нашей музейной работе пока не доступен. Необходим некий багаж накопленных знаний и приобретенный опыт работы по освоению культурного пространства музея, прежде всего, у учеников, который они смогут применять не только эпизодически и под руководством учителя, но и использовать этот потенциал в самостоятельной работе на объектах культурного наследия.

Возможности и особенности контингента ГБОУ СОШНО № 196 предлагают нам ситуацию, в которой мы вынуждены сочетать методы и способы работы из разных подходов музейной педагогики. Но, даже, несмотря на это, за три года работы школьного музея было поставлено и выполнено много задач.

Далее поделюсь, непосредственно, практическим опытом применения нами теоретических изысканий на собственном опыте.

Итак, школьный музей “НА СЕМИ ХОЛМАХ” существует в школе с 2010 года. За это время были проведены мероприятия, которые условно можно поделить на три категории:

- обзорные экскурсии “Знакомьтесь наш музей”, “Народное образование в начале ХХ века” - эти мероприятия проводятся в традиционной экскурсионной форме, посетителями предлагается ознакомиться с экспонатами и содержанием всего музея, или только одной экспозиции.

- интерактивные экскурсии без применения ТСО. Среди них “Чаепитие “Рождественские святки” и мастер-класс “Ангелочек”, Праздник “Широкая масленица” и мастер-класс “Кукла Маслена”, “Раритетные издания в школьном музее” и работа с подлинными печатными изданиями.

- интерактивные экскурсии с применением с ТСО Отечественная война 1812 года”, на заключительном этапе экскурсии проводилась викторина. “Герои отечественной войны 1812 года в литературе” также с проведение викторины, “Репортаж из блокадного Ленинграда” применялся метод “маршрутный лист” в виде опроса по основным событиям, отраженным в экскурсии. “Великие адмиралы российского флота”, также применялся “маршрутный лист”, но уже с заданиями. “Великая битва на Волге” здесь учащиеся выступали с со стихами и историческими сведениями. Экскурсия “50 лет на орбите Земли” сочетала в себе и работу с подлинниками, и просмотр видеофильмов и выступления учащихся. “Памятники героям Отечественной войны 1812 года” исторически сведения. Экскурсия “Москва осенью 1941 года” проводилась в актовом зале школы в виде заключительно мероприятия декады исторических наук и также сопровождалась выступлением учеников.

Помимо опыта эпизодического участия учащихся в экскурсионной работе, в нашем музее существует уникальный опыт подготовки экскурсоводов из учеников. Подготовка самой экскурсии и выступления учащихся в роли экскурсоводов – это очень долги и трудоемкий процесс, а если такие экскурсии сопровождаются еще и показом компьютерных презентаций, то по трудоемкости этот процесс мало с чем сравним. Но, тем не менее, в копилки школьного музея есть четыре таких экскурсии, где экскурсоводами выступают школьники, рассказывают историю музейных экспонатов и демонстрирую редкие кадры на компьютерной презентации:

- интерактивная экскурсия “Традиции музыкального образования в московской семье” ко Дню матери. Экскурсовод Трояновская А., ученица 10 класса. Экскурсия проводилась для родителей. Руководитель Боленова И.Г.;

- интерактивная экскурсия “Первые женщины-врачи в Москве”. Международный день медицинского работника. Экскурсовод Свиридова Ю., ученица 9 класса. Экскурсия проводилась для родителей. Руководитель Боленовой И.Г.;

- интерактивная экскурсия “Жизнь замечательных учителей” Экскурсовод Габбасов К., ученик 11 класса, Руководитель Катаева Б.А.;

- интерактивная экскурсия “Школьницы начала ХХ века”, посвященная дню матери. Экскурсовод Сысоева В., ученица 11 класса. Экскурсия проводилась для родителей. Руководитель Боленовой И.Г.

Приведенные выше мероприятия были подготовлены учащимися под руководством преподавателей, а проводились они совершенно самостоятельно, т.е. без участия преподавателя в качестве экскурсовода. Надо сказать, что подобны экскурсии у посетителей вызывают огромный интерес, а порой и настоящие, серьезные вопросы к экскурсоводу. Отмечу, что даже к таким испытаниями наши юные экскурсоводы оказываются готовыми и с легкостью отвечают на вопросы посетителей.

Пришло время подвести итоги, и здесь хочу вспомнить цель данной статьи. Нужна ли музейная педагогика для детей с ОВЗ и каково ее влияние на данную категорию учеников. Сделать однозначные и категоричные выводы пока сложно. Музейное дело для педагогического коллектива пока слишком ново, а значит, для учеников также является делом новым и не изведанным, но говорить о том, что оно не дает результатов, также было бы не верно.

Школьный музей находится в стадии своего формирования. И даже та непринужденная атмосфера, которая складывается на любом мероприятии, заставляет участников взаимодействовать друг с другом, с экспонатами, определять для себя нечто важное, что, может быть, было скрыто до этого момента. Работа в музее помогает устанавливать коммуникацию между собой и предметами страны, воспринимая их уже не как простое описание в учебниках по истории и литературе, а имея возможность посмотреть, потрогать, поработать с этим экспонатами, а в неторных случаях повторить, т.е. сделать своими руками по образу и подобию.

И пусть подобная работа в музейном пространстве, кажется некой игры, убеждена, что на просторах этого игрового поля прорастут зерна, которые со временем помогут нашим ученикам адаптироваться к социальной среде, и определить наиболее важные для каждого из них культурно-ценностные ориентиры.

Примечания:

(1) Ограничения в жизнедеятельности и социальная недостаточность ребенка с ОВЗ непосредственно связаны не с первичным биологическим неблагополучием, а с его "социальным вывихом" (метафора Л.С.Выготского).

(2) Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л.  “Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения”, М.. Просвещение, 2013.

(3) ТСО – технические средства обучения (компьютер, видеопроектор, презентация)

(4) Ванюшина Л.М., Коробкова Е.Н “Культурное наследие и подходы его освоения в курсах МХК и краеведения”, М.. Педагогический университет “Первое сентября”, 2010 год.