Цель: формирование умения проверки парных звонких и глухих согласных на конце слов.
Задачи:
образовательные:
- восстановить и закрепить знания учащихся о парных звонких и глухих согласных;
- формировать навык проверки написания парных звонких и глухих согласных в конце слова;
- формировать связную устную речь учащихся;
развивающие:
- развивать орфографическую зоркость и фонематический слух учащихся;
- расширять словарный запас учащихся;
- развивать познавательную деятельность учащихся через развитие памяти, внимания учащихся;
- способствовать развитию творческой активности;
воспитательные:
- воспитывать умение слушать учителя и одноклассников;
- воспитывать культуру поведения в классе;
- воспитывать умение работать коллективно и самостоятельно;
- воспитывать у учащихся чувство ответственности;
здоровьесберегающие:
- создавать благоприятный психологический климат в классе;
- поддерживать высокую работоспособность во время урока и сохранять здоровье учащихся;
- формировать положительное эмоциональное состояние учащихся.
Тип урока: урок введения новых знаний.
Ход урока
1. Оргмомент
Ножки – на месте
Ручки – на месте,
Локти – у края,
Спинка – прямая.
2. Минутка чистописания
- Откройте тетради, запишите число.
На доске: б п в ф г к у д т ж ш з с
- Что записано на доске? (Буквы)
- Какая буква лишняя и почему? (У – так как обозначает гласный звук, а все остальные согласные)
- Какие это согласные? (Звонкие – глухие, парные)
Запишите согласные парами: в верхней строчке – буквы, обозначающие звонкий звук, в нижней - буквы, обозначающие глухой звук.
Доска: б-п, в-ф, г-к, з-с, ж-ш, д-т.
Учитель: Почему взяты только эти согласные буквы? (Они парные, а остальные - непарные)
3. Работа над новой темой
А) Подготовка к введению новой темы
На доске записаны слова: гора, леса, дуб, поля.
- Распределите слова в 2 группы в зависимости от орфограммы.
(Слушаются разные ответы учащихся с объяснением)
- Какое же слово оказалось одиноким? (Слово “дуб”. В этом слове - орфограмма “парный согласный в корне”, а в остальных словах – “безударный гласный”).
- Давайте произнесём слово.
- Какой звук слышим в конце слова?
- Какой буквой будем его обозначать?
- А как вы докажите? (Подбираем проверочное слово)
- Почему вы решили, что это проверочное слово? (Потому что чётко слышим согласный звук)
- Почему? (за ним следует гласный)
- Где находится парный согласный? (В конце слова).
Б) Объявление темы и цели урока.
- Какая же будет тема сегодняшнего нашего урока?
(Учитель пишет тему на доске: “Парные согласные звуки в конце слова”)
- Что такое орфограмма? Почему мы можем назвать парные согласные в конце слова орфограммой? (Есть выбор)
- Между чем мы выбираем?
- Как вы думаете, чему будем учиться сегодня на уроке?
(На уроке мы будем учиться находить парные звонкие и глухие согласные в конце слова, подбирать проверочные слова, размышлять, рассуждать).
- Для чего надо изучать эту тему?
В) Работа над правилом (фронтальная работа).
- Подумайте, в каких словах написание парных согласных расходится с произношением? (На доске - дуб, дубы, поезд, сук, снег, поезда, снега, завод )
- Почему? (На конце слова парные звонкие согласные оглушаются).
Учитель:
Глухие звуки - это непоседы.
Они спокойно не желают жить.
Они стремятся звонкого соседа
Во чтобы то не стало оглушить.
Запишите эти слова столбиком.
- Подберите проверочные слова, запишите.
- Как вы думаете, почему эти слова являются проверочными?
(Потому что парные согласные произносятся отчетливо)
- Почему они произносятся отчетливо?
(После парного согласного стоит гласный)
- Сделайте вывод о том, как проверить парный согласный в корне. (Дети отвечают)
Учитель:
Парные согласные –
Самые опасные.
Звук согласный проверяй -
Рядом гласный подставляй.
- Ребята, а почему нужно ставить гласный? (Чтобы звук слышался ясно)
- Прочитайте правило по учебнику (стр.108, 109). Сравните с тем, что мы говорили.
Г) Физминутка.
Мы готовы для похода.
Но от парты не отходим.
Поднимаем выше ноги,
И не нужно нам дороги. (Ходьба)
Птицы учатся летать,
Плавно крыльями махать,
Полетели, полетели,
Опустились, посидели.
Наклоняемся вперёд,
Прогибаемся назад.
Последний раз. Вперёд, назад.
Отдохнули все ребята,
А теперь пора за парты.
(После окончания) -
- Сначала сядет тот, чьё имя начинается со звонкого согласного звука.
А теперь – чьё имя начинается с глухого согласного звука.
4. Закрепление новой темы
А) Работа в парах (повторить правила совместной работы) с карточками.
- Выберете из нескольких слов проверочное и вставьте букву в слово, записанное на доске.
Объясните свой выбор. (Учащиеся по-одному от пары выходят к доске).
На доске: ... сторо. … - ма. ь - … - де. - … - голу.ь - … - рука . - … - гла. – |
– У детей карточки: (сторожка, сторожа, сторожить) (замазка, мазать, мазкий) (прадед, дедка, дедушка) (голубок, голубчик, голубка) (рукавчик, рукава, безрукавка) (глазок, глазки, глазик) |
- Ещё раз повторим правило.
- Проверка (от группы один человек выходит, прикрепляет проверочные слова)
- Какие слова с каждой карточки вы не выбрали? Почему?
- Что же нужно делать, чтобы в этих ошибкоопасных местах не “выросли” ошибки?
- Повторяем правило.
- Оцените работу своих пар.
Б) Письменная самостоятельная работа
- Поупражняемся в подборе проверочных слов. Запишите недостающее слово или ответ на загадку.
1) Всё перетрут терпение и … (труд).
2) Как прекрасно всё вокруг, если рядом лучший …(друг).
3) Весь я сделан из железа,
У меня ни ног, ни рук.
Я по шляпку в доску влезу,
А по мне всё стук, да стук. (Гвоздь)
4) Под сосною у дорожки,
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть – нет головы. (Гриб)
Проверка работы.
Назовите парную согласную, которую записали в конце слова. Ответ докажите.
В) Работа в парах по учебнику
- Ребята, а это задание очень трудное. Поэтому вы работаете в парах. Здесь вам понадобятся дружба и взаимопомощь. Постарайтесь, подумайте.
Уч. С 109, № 165.
5. Рефлексия учебной деятельности.
- Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо потрудились на уроке. Я очень рада, вы хорошо размышляли, анализировали.
- Вернёмся к целям нашего урока. Какие цели мы ставили перед собой?
- Достигли ли мы этих целей?
- Что нам помогло?
- Молодцы! А теперь оцените своё состояние на уроке, выберите нужный цвет.
(У каждого ученика по 3 кружка – зелёный, жёлтый, красный: зелёный – понравилось, было легко; жёлтый - понравилось, но было трудно; красный - не понравилось).
6. Д/з
Обязательная часть: рабочая тетрадь стр.53, №94.
Вариативная часть: составить “словарный диктант для соседа” по теме урока из 5 слов.
- Спасибо за работу.
Литература
- УМК “Перспектива”.
- Учебник “Русский язык. 2 класс” Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина.
- Рабочая тетрадь “Русский язык. 2 класс” Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина.