Учащиеся: 1 класс художественного отделения МБОУ ДОД "Кайерканская детская школа искусств”. 12–13 лет.
Количество часов:
теория - 20 мин.
практическая работа – 60 мин.
Предмет: Скульптура.
Тема: Познакомить учащихся с понятием “фактура в скульптуре”.
Тема 1-го урока: “Фактура - выразительное средство скульптуры”.
Цель урока: познакомить учащихся с понятием “Фактура” в скульптурных изображениях.
Задачи урока:
- познакомить учащихся с выразительными возможностями рельефного изображения, связью рельефа с окружающим пространством и освещением;
- повторение материала, пройденного в 1-ом классе;
- закрепить способы лепки;
- научить создавать рельефные изображения с помощью оттисков от предметов;
- воспитывать интерес к учебной деятельности и скульптурному искусству.
Оборудование:
- “Изображения рельефных поверхностей”. (Работы учащихся прошлых лет);
- глина, баночки с водой, ткань для протирки рук, клеёнка на стол, ножи для глины, стеки, скалка. Плакат инструментов скульптора;
- природные материалы (веточки, палочки, шишки, листики), предметы быта, кухонная утварь (терка с крупными отверстиями и терка с мелкими отверстиями), картон, бумага мятая, фольга мятая, карандаш, колпачки от фломастеров и т.д.
План урока
- Организационный момент. (5 мин.)
- Сообщение темы урока. Фактура – выразительное средство скульптуры – 10 мин.
- Изучение нового материала: сообщения по применению фактур в скульптуре – 10 мин.
- Переменка. Просмотр работ учащихся прошлых лет.
- Постановка художественной задачи. Практическая работа – 40 мин.
- Выставка детских работ. Обобщение полученных знаний -5 мин.
- Оценивание – 5 мин
- Итог урока – 5 мин.
- Домашнее задание – 5 мин.
Ход урока
1. Организационный момент. Проверка готовности рабочего места
2. Сообщение темы урока
- Что такое фактура? (Отличие от текстуры)
Физические параметры
Фактура (от лат. factura - обработка, строение) в изобразительных искусствах, характер поверхности художественного произведения. В скульптуре и декоративно-прикладном искусстве - полированная, шероховатая и т.д. поверхность статуи, рельефа, произведения художественного ремесла.
Эффекты фактур, являющиеся одним из признаков,
наиболее непосредственно выявляющих личный
творческий почерк того или иного мастера.
Свойство поверхности материала, зависящее от
характера ее обработки и светоотражения и
влияющее на восприятие ее цвета, называется
фактурой.
Фактура - свойство, характеризующее внешнее строение поверхности формы (шероховатая, гладкая и др.).
Фактура - видимое строение лицевой поверхности материала, характеризуемое степенью рельефа и блеска. По степени рельефа выделяют гладкие, шероховатые (высота рельефа до 0,5 см) и рельефные (высота рельефа более 0,5 см) фактуры.
По степени блеска различают блестящие и матовые фактуры.
Максимальное расстояние, с которого различимы элементы фактуры, связано с их размерами и расстоянием между ними.
При выборе фактуры учитывается комплекс факторов, в том числе цвет материала. Фактура более отчетливо воспринимается на светлой поверхности. Фактура приобретает высшую выразительность, только когда предмет должным образом освещен.
На основе знаний предыдущих уроков:
Слово “скульптура” нам известно уже давно, но, вот какими возможностями обладает объёмное изображение, какие виды скульптурных изображений существуют, (повторение пройденного материала). Кроме того, вы сами побываете в роли скульпторов и создадите фактуру глины методом оттиска различных предметов.
3. Изучение нового материала
Сообщения по применению фактур в скульптуре.
Учитель:
- Давайте вспомним, что “Скульптура” – древнейший вид искусства, возникший на заре существования человечества. Что же представляет собой скульптура и чем она отличается от других видов искусства? В живописи изображение создаётся красками на плоскости холста. Скульптура, в отличие от живописи, имеет настоящий, реальный, а не изображённый объём. Круглую статую можно обойти и увидеть со всех сторон, оценив разные точки зрения. К скульптуре можно прикоснуться рукой, ощутить шероховатую или гладкую поверхность камня, округлость формы. Слово “скульптура” первоначально означало высекание, вырубание (ваяние) фигур из твёрдых материалов. Впоследствии этим понятием обозначались и произведения, создаваемые посредством лепки.
Вопрос ученика: Что изображает скульптура?
- Основной предмет изображения в круглой скульптуре – человек, хотя иногда скульпторы изображают животных и птиц, а ещё реже – неодушевлённые предметы. Возможности скульптуры существенно отличаются от возможностей живописи. В круглой скульптуре весьма сложно воспроизвести картины природы, нельзя показать особенности воздушной атмосферы. Изображая в основном только человека, скульпторы, тем не менее, умеют выразить в его телесной форме любые идеи – от лирических, задушевных до самых грандиозных и величественных.
Вопрос ученика: Скульптура – это копия натуры?
- Подобно любому из художников, скульптор должен уметь верно передавать натуру (т. е. собственно то, что является предметом изображения). Он должен хорошо знать строение человеческого тела, его пропорции, мускулатуру, уметь достоверно показывать движение. Но скульптор вовсе не стремится точно копировать то, что видит в жизни. Если сделать точную копию человеческого лица или фигуры, получится нечто весьма неприглядное – застывший, неживой двойник. Для того чтобы получилось произведение искусства, отражающее чувства и раздумья скульптора, необходимо отображать самое важное, существенное, убрать ненужные детали, а что-то выделить, подчеркнуть, преувеличить. Скульптор не копирует, он творит, создаёт новую форму.
Вопрос ученика: Где можно встретить фактуру в скульптуре?
- Скульптура создаётся в мастерской скульптора, а встречается она повсюду – на улицах и площадях городов, среди зелени парков, на фасадах зданий, в тишине музейных залов и в комнатах современных квартир. Фактура встречается в произведениях скульпторов когда создают скульптурные фигуры животных, а также в архитектуре, где можно передать фактуру камня, кирпича, ракушечника с помощью другого материала. Скульптор создаёт своё произведение в расчёте на определённое окружение. Место, где будет стоять скульптура, определяет её размер, материал, из которого она будет изготовлена, и её художественные особенности.
4. Постановка художественной задачи. Практическая работа
- Сегодня каждому из вас предстоит побывать в роли скульптора и выполнить фактуру поверхности на пластине из глины. Но сначала, давайте повторим основные способы лепки. (Работа то схемам-таблицам)
Рисунок 1
Рисунок 2
1-ый приём лепки: отрываем, раскатываем, соединяем с плоскостью. Приёмы лепки. (Приложение 1)
1. Шар. 2. Яйцо. 3. Капля. 4. Колбаска. 5. Жгутик. 6. Завиток. 7. Морковка. 8. Лепёшка. 9. Полоска. 10. Пластик. 11. Трубочка. 8. Соломка.
2-ой приём лепки: Раскатываем, налепливаем.
Положить глину на доску с листком бумаги, раскатать скалкой, поворачивая пласт с одной стороны на другую. Самая лучшая толщина пласта 3-5 мм. Делаем из пласта ровный квадрат размером 5 x 5 см. Используя первый прием лепки, налепливаем детали на пластину, создавая неровность поверхности.
Метод налепливания. Рисунок 3
2-ой приём лепки: Раскатываем, делаем отпечаток.
Используя второй прием лепки, вылепливаем пластины из глины размером 5 x 5 см. Далее делаем на пластинах отпечаток мятой бумаги, мятой фольги от шоколада, авторучки, колпачка фломастера и других предметов, приготовленных и принесенных заранее, инструментов предметов быта, кухонной утвари, природных материалов.
Метод отпечатывания. Рисунок 4
Самостоятельная работа детей.
5. Выставка детских работ. Обобщение полученных знаний
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Что обозначает слово “Фактура”?
- Перечислите, какие детали лепки использовали?
- Перечислите, какими предметами делали отпечатки?
6. Оценивание
Критерии оценки в баллах от 0 - 9;
0-1 балл ставится ученику в том случае, если за отведенное на выполнение задания время (40 мин) он так и не смог ничего придумать и сделать руками.
2-3 балла ученик получает тогда, когда он придумал и вылепил из пластилина что-то очень простое, например шарик, кубик, палочку и т.п.
4-5 баллов ученик зарабатывает в том случае, если он сделал сравнительно простую поделку, в которой имеется небольшое количество обычных деталей, не более двух-трех.
6-7 баллов ученику ставится в том случае, если он придумал что-то необычное, но вместе с тем не отличающееся богатством фантазии.
8-9 баллов ученик получает тогда, когда придуманная им вещь достаточно оригинальная, но детально не проработанная.
10 баллов по этому заданию ученик может получить лишь в том случае, если придуманная им вещь весьма оригинальна, детально проработана и отличается хорошим художественным вкусом.
7. Итог урока
- Вот и подошёл к концу наш урок. Благодарю Вас за сотрудничество.
8. Домашнее задание
- Принести изображения 5 разных отпечатков от различных мелких предметов на пластилине, и 5 штук с использованием налепливания.
Литература
1. Боголюбов Н. “Лепка на занятиях в школьном кружке”. М.,1979 г.
2. Изобразительное искусство. Программа для начальных школ Крайнего Севера. – Л.: Просвещение, 1974 г.
3. Конышева Н. “Лепка в начальных классах. Пособие для учителя. – М.: Просвещение,1971 г.
4. Шпикалова Т. Народное искусство на уроках декоративного рисования.- М.: Просвещение 1974 г.
5. Яхонт О. Советская скульптура. Пособие для учителей. – М.,1974 г.