Работа над полифоническим произведением в старших классах

Разделы: Музыка


В истории каждого искусства есть периоды великих творческих обобщений и создание тех высших культурных ценностей, в которых искания многих предшествующих художников получают наиболее яркое воплощение. В музыкальном искусстве таких периодов было несколько. Один из них связан с деятельностью гениального немецкого композитора И.С.Баха.

Данная работа - разработка открытого урока по предмету "специальность" для учащихся старших классов фортепианного отделения, которая включает в себя работу над полифоническим произведением. В основу работы взята трехголосная инвенция №13 (ля минор).

Цель: Формирование исполнительских навыков, овладение особенностями исполнения полифонии (И. С. Бах 3-голосная инвенция № 13 a-moll).

Задачи:

  • расширить знание учащегося о культуре эпохи барокко;
  • выявить отличительные черты клавирных произведений;
  • развить ощущение естественного движения голосов и пластики данного произведения.

Тип урока: показательный.

Приемы, методы обучения: словесный, наглядный, метод показа, подражания, проблемно- поисковые.

Последовательность этапов урока:

1. Организационный.

2. Краткие сведения о композиторе и эпохе.

3. Стилевые особенности клавирных произведений И.С.Баха.

4. Исполненее инвенции (педагогом).

5. Анализ произведения, выявление формы.

6. Работа над произведением. Приемы и методы, особенности исполнения (голосоведение, взаимодействие голосов, артикуляция, ритмика, динамика).

7. Исполнение в готовом виде (учеником).

8. Домашнее задание.

Организационный. Взаимное приветствие учителя и учащегося. Вступительное слово перед началом работы, организация внимания и внутренней готовности.

Длительность - 2 минуты, методы – словесные

Краткие сведения о композиторе и эпохе.

Иоган Себастьян Бах - немецкий композитор. Творческое наследие очень велико и отличается многообразием жанров. Мы знаем, что Бах работал во всех жанрах кроме оперы. Творчество И.С. Баха, несомненно, является вершиной музыкальной культуры эпохи барокко. Барокко- художественный стиль, утвердившийся во второй половине 17- 18 веков. Стиль барокко зародился в Италии – “причудливый”, “вычурный”. Наиболее ярко он проявил себя в архитектуре. Архитектура отличалась мощным пространственным размахом, сложностью сливающихся друг с другом форм, роскошной пластикой фасадов. Интерьеры украшались многоцветной скульптурой, лепкой, зеркалами, росписью. Скульптуре характерна экспрессия жестов, сочная пластика. Активно использовались фонтаны. Художники старались создать волшебную иллюзию, поразить ум, чувства зрителей пышностью и грандиозностью.

В музыкальных произведениях преобладает большая динамичность образов, контрастность звуковых эффектов, стремление к величию, пышности. Наиболее ярко черты барокко проявились в жанре оперы, оратории, пассионатах, кантатах. В инструментальной музыке появились жанры conzerto grosso, органные прелюдии и фуги. Одна из характерных особенностей - полифоническая техника письма, обилие украшений мелодических линий – мелизмами, форшлагами; изобилие колоратурных украшений вокальных партий в операх и ораториях.

При жизни сочинения Баха не были приняты современниками во всем величии. Бах был новатором как в гармонии, так и в контрапункте (разложение основной темы на несколько голосов, мелодических линий гармонически сочетающихся друг с другом). Настоящее глубокое изучение и познание музыки Баха началось лишь в 19 веке. И.С.Бах был провозглашен творцом нового музыкального языка, а его музыка - подлинным образцом совершенства.

Длительность – 8 минут, методы – словесный, наглядный.

Стилевые особенности клавирных произведений И.С. Баха

При исполнении произведений любого композитора следует обращать внимание на исторический период времени их жизни и творчества. При изучении клавирных произведений 17- 18 веков необходимо принять во внимание два обстоятельства, характерные для клавирной музыки. Первое – это особенности записи нотных текстов. Второе – особенности инструментов - предшественников фортепиано, для которых эти пьесы написаны. Клавирные произведения были написаны не для фортепиано, а для инструментов, которые носили в 18 веке обобщенное название клавира. Основные инструменты данного периода - это клавесин и клавикорд.

Клавесин – инструмент клавишно-щипковый. Струна на нем приводится в колебание перышком или язычком, укрепленном на особенном стерженьке, который находится у заднего конца клавиши. Звук клавесина блестящий, но относительно мало певучий и не поддающийся значительным динамическим изменениям. Чтобы придать клавесину более разнообразное звучание, строили инструменты с двумя мануалами F и P. Тембры верхних регистров - звонкие, свистящие, а низких - более густые и протяжные.

Клавикорд – музыкальный инструмент небольшого размера. Звук на нем извлекался путем касания струны металлической пластинкой. Вследствие этого, на клавикорде можно было извлекать звуки в динамическом отношении более разнообразные, чем на клавесине. На нем лучше производить legato и добиться певучего исполнения мелодии. Поэтому клавикорд применяли главным образом для домашнего музицирования. Клавикорды имели форму прямоугольных столиков. К концу 18 века клавесин и клавикорд почти совершенно исчезли.

Необходимо отметить, что клавирные произведения композитора в большинстве своем написаны с педагогической целью и могут рассматриваться как своего рода школа обучения полифонии от начального этапа до высшего. Наиболее легкие пьесы содержатся в “Нотной тетради Анны Магдалены Бах”. Более значительны по содержанию “Маленькие прелюдии и фуги”. Вторая ступень баховской школы полифонии - 15 двухголосных 15 трехголосных инвенций. Третья ступень - “ХТК”, этот сборник включает в себя прелюдии и фуги, написанные в разное время.

Длительность - 6 минут, методы - словесный, наглядный.

Исполнение инвенции педагогом. (Приложение 1)

Длительность - 2 минуты, метод – показа.

Анализ произведения, выявление формы

Перейдем к инвенциям. Создав замечательный сборник, Бах ограничился записью нот и украшений, оставив не зафиксированными такие важные детали как указание динамики, темпа, фразировки, аппликатуры, расшифровку украшений. Все эти сведения сообщались ученикам на уроках. Баховская устная традиция давно прекратил свое существование, поэтому одной из важных задач является педагогическая редакция текста, воссоздающая с определенной степенью достоверности намерения автора. Существует несколько редакций текста инвенций И.С.Баха, мы остановимся на самой распространенной редакции Ф. Бузони.

Полифонией пронизаны все сочинения композитора. Любой из голосов, если его сыграть от начала до конца, представляет собой логично развивающуюся, содержательную мелодию. Одно из основных требований Баха – педагога - добиться певучей манеры в игре. После того как ученик познакомится с пьесой в исполнении педагога, разбираем содержание инвенции. Вместе с педагогом ученик определяет границы темы, ее характер, нужно определить и понять форму пьесы.

Длительность - 5 минут, методы - словесные, проблемно-поисковые.

Работа над произведением

При изучении 3-хголосной инвенции мы сталкиваемся с необходимостью исполнять три голоса двумя руками. При этом в левой руке находятся два голоса, а в правой один. Целесообразно поупражняться в исполнении голосов правой, потом левой рукой. Затем потренироваться в исполнении по голосам, в частности в передаче среднего голоса из одной руки в другую. Исполнение должно помочь выявлению равноправия каждой из трех тем, выраженных в соответствии взаимного контрастирования. Голосоведение требует постоянного слухового контроля, для создания звукового единства имитации (проведения темы в разных голосах). Каждому голосу присваивается своя особая окраска. Необходимо помнить о взаимодействии голосов, артикуляции, ритмике, динамике.

На завершающем этапе работы необходимо продолжать отделку деталей голосоведения, но главной задачей этого периода становится нахождение данного ансамбля звучания голосов и более тонкая художественная отделка. Хочется еще раз указать на необходимость особого внимания к развитию тем и именно их выразительного значения. Только при этом условии исполнение инвенции станет осмысленным, напоминающим увлекательное последовательное развивающееся повествование.

Тщательная техническая подготовка (подразумеваем здесь, во-первых, полную отработанность партии каждой руки и моментов передачи голоса из одной руки в другую и, во-вторых, полную ясность голосоведения) является необходимым условием к целостному пониманию инвенции, складывающейся из ряда следующих друг за другом и сопряженных проведений темы (вождя, спутника, обращения).

Длительность - 18 минут, методы - проблемно-поисковые, метод показа, подражания, словесный.

Исполнение инвенции в готовом виде учеником.

Длительность - 2 минуты.

Домашнее задание.

Длительность – 2 минуты.

Литература

1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. М.: Музыка,1978.

2. Браудо И. Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе. М-Л, 1965.

3. Корто А.О фортепианном искусстве. М.: Музыка,1965.

4. Любомудрова Н. Методика обучения игре на фортепиано. М.: Музыка,1982.