Цели урока:
- познакомить с главной рекой города Санкт-Петербурга – Невой, её происхождением, особенностями, значением для города, традициями;
- повторить изученный материал;
- воспитывать чувство любви к городу, ответственности за сохранение культурного наследия.
Задачи урока: формирование УУД:
- личностные УУД: смыслообразование и нравственно-этическая ориентация:
а) формирование базовых нравственно-этических ценностей;
б) формирование базовых историко-культурных ценностей;
в) формирование опыта переживаний, «примерок»; - познавательные УУД:
а) поиск и выделение необходимой информации в словарях;
б) перечитывание текста с разными задачами;
в) установление причинно-следственных связей;
г) работа с картой; - регулятивные УУД:
а) формулировка заданий, нацеленных на запуск механизма контроля и самоконтроля учащихся; - коммуникативные УУД:
а) планирование учебного сотрудничества;
б) взаимодействи.
Планируемые результаты – предметные и метапредметные УУД, на формирование которых направлена работа на данном уроке:
- личностные универсальные учебные действия: учебно – познавательный интерес к учебному материалу; способность к самооценке;
- познавательные: осознанно строить устное высказывание в устной форме, строить логическое рассуждение; осознанно владеть общим приёмом работы с картой, словарями;
- регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; различать способ и результат действия; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащегося | Формируемые УУД |
1. Мотивация к учебной деятельности. Актуализация знаний. | ||
Мы продолжаем знакомство с историей и культурой города Санкт-Петербурга. Прочитайте слова, имеющие отношение к нашему городу: Петропавловский собор Зимний дворец Нева Как называется остров, на котором построен Петропавловский собор? Какой музей расположился в Зимнем дворце? Какое название можно выделить из списка? Почему? О чем пойдет речь на уроке? (Слайд 1) |
Заячий остров. Эрмитаж. Нева. |
Познавательные УУД Регулятивные УУД Личностные УУД |
2. Постановка цели урока. Формулировка темы урока. | ||
Мы проезжали по берегам Невы, успели побывать в удивительных местах, а о самой реке почти ничего не узнали. Чтобы вы хотели узнать о реке Неве? (Слайд 2) Что означает слово – традиция? Узнав больше о Неве, мы поймем, почему эта река является главной рекой Санкт-Петербурга. |
– Откуда происходит и о чем говорит название реки – Нева? – Откуда берет свое начало и куда впадает Нева? – Какова длина Невы, ее ширина и глубина? – Какой у Невы «характер». – Значение Невы для города. – Традиции, связанные с Невой. Обычай, передающийся от одного поколения к другому. |
Познавательные УУД Личностные УУД |
3. Усвоение новых знаний и способа деятельности. | ||
1) Откуда происходит и о чем говорит название реки – Нева? О происхождении названия «Нева» писали многие. Высказывалось, например, мнение о родстве этого слова с финским словом «нева» (болото, топь, трясина). (Слад 3) Нередко относили его к древнему финскому названию Ладожского озера, а именно к «Нево» (море). Но в шведских документах встречается другое название нашей Невы – «Ню» (Новая река). Некоторые исследователи допускали возможность происхождения слова «ню», а также слова «нева» от общего древнего корня со значением «новый». Вопрос о происхождении название реки Невы пока еще не может считаться окончательно решенным. 2,5 тысячи лет – возраст Невы. Для реки – «молодая, новая». Как можно перевести название реки? 2) Откуда берет свое начало и куда впадает Нева? (Слайд 4) К какому заливу несет Нева свои воды? А из какого озера берет свое начало? |
Ответы учащихся. Читает ученик. Ее зовут Нева, И широка и глубока Речная синева. Нева волною берег бьет, Нева к заливу лед несет. (Н. Поляков) Финский залив. Ладожское озеро. |
Познавательные УУД Личностные УУД |
4. Работа в парах. | ||
Составим карту – схему водного бассейна и определим местоположение города Санкт– Петербурга. Проверяем. Взгляните на карту – схему водного бассейна. (Слайд 5) Найдите Ладожское озеро. Это одно из самых крупных озер на Земле. В него впадает много больших и малых рек. Самые крупные из них Волхов, Свирь, Вуокса наполняют Ладожское озеро, а вытекает из него только одна река – наша Нева. Как называется место, откуда берет свое начало река? Отметьте исток Невы на ваших картах – схемах. Путь Невы лежит к Финскому заливу Балтийского моря. Обозначьте стрелкой направление движения Невы по руслу. По ходу течения реки с какой стороны будет находиться правый берег? А левый? Нева стремительна и полноводна. По пути в нее впадают другие реки. Какие? Какой город расположился на реке Ижора? Какая дата считается днем рождения города Колпино? 5 тысяч озер и 3500 рек «работают» на Неву. А какова протяженность Невы? Длина Невы – 74 км. Впишите эту величину в схему. Место впадения Невы в Финский залив называется – УСТЬЕМ. Покажите на карте – схеме. Именно в устье реки Невы, на правом и левом ее берегах, расположился город Санкт-Петербург. Подпишите на карте – схеме. Кем и в каком году был основан город Санкт-Петербург? Чье имя носит город? В устье наибольшая ширина Невы – 1250 метров, а средняя ширина в черте города – 600 метров. Впишите в схему. А какова глубина Невы? Наибольшая глубина Невы – 24 метра. Впишите в схему. Что нового для себя узнали о реке Неве? Сколько рек и каналов насчитывает город Санкт-Петербург? Какие реки и каналы мы проезжали во время экскурсий? Какие реки и каналы знаете? 86 рек и каналов насчитывает город Санкт-Петербург. А почему же главной рекой является Нева? Издревле Нева была главной торговой дорогой с севера на юг. С весны до осени несет река на своих плечах грузы. (Слайды 6-10) Каждую ночь разводят на Неве мосты, и тянутся по невским водам тяжело груженые суда: вверх по Неве к истоку, а затем в Ладожское озеро и дальше по рекам в центр России. Какое значение для города Санкт-Петербурга имеет Нева? Достаньте из конвертов стихотворение, прочитайте, подчеркните строки, в которых говориться о значении Невы для города. А еще река – кормилица города Санкт-Петербурга. Нева «поит» заводы и фабрики, одаривает горожан рыбой. Наиболее ценной породой рыб является лосось, традиционно ловят корюшку (14 пород рыб). Почему же река Нева – главная река города Санкт-Петербурга? А можно ли представить наш город без Невы? (Видеосюжет). О каком значении Невы для города Санкт-Петербурга идет в нем речь? (Архитектурные достопримечательности). Именно Нева дала жизнь городу Санкт-Петербургу. Город раскинулся на её берегах и островах. К Неве раскрываются его площади, ведут улицы. Именно к Неве обращены фасады прекрасных зданий, ставших символами города Санкт-Петербурга. 3) «Характер» Невы. А какой у Невы характер? Любуясь красавицей Невой, плавно текущей между гранитных берегов, трудно представить ее злой, «выходящей» из себя. Но иногда у обычно спокойной Невы «портится характер». Тогда она становится темной, тревожной, гневной. За время существования города она совершила около 300 набегов на Петербург. Вы, наверное, слышали о наводнениях. Многократные подъемы воды на 150 см (сравните со своим ростом) выше обычного уровня были разрушительными и доставляли немало хлопот и огорчений горожанам. Наводнения бывают редко, а большую часть года у Невы уравновешенный и спокойный «характер». И тогда она приносит огромную пользу людям и городу. Какую? Для защиты города в Финском заливе стали возводить сложное гидротехническое сооружение – дамбу. (Слайд 11) Строительные работы завершены и можно надеяться, что Петербург будет навсегда избавлен от страшной беды – наводнений. Какой же «характер» у Невы? (Слайд 12) Нева удивительная красавица! Что может сделать каждый из нас, чтобы сохранить ее красоту? 4)Традиции, связанные с Невой. А какие традиции, связанные с Невой, вам известны? |
Практическая работа в парах по составлению карты – схемы: на лист картона выкладывают, а затем приклеивают заготовки контуры Ладожского озера, Невы, Финского залива Балтийского моря. (См. Приложение) Исток. Работа с картой. Работа с картой. Ответы учащихся. Ответы учащихся (Ижора, Охта, Мга, Тосна и др.) Учащиеся – жители города Колпино, расположенного на реке Ижора. Предположения учащихся. Работа с картой. Работа с картой. Работа с картой. Ответы учащихся. Работа с картой. Работа с картой. Ответы учащихся. Предположения учащихся. Ответы учащихся. Перечитывание текста с разными задачами, установление причинно-следственных связей. У красавицы Невы Ожерелье из листвы. Из гранитов самых лучших Сшито платье на века. Но совсем не белоручка Знаменитая река: Баржи, лодки, пароходы На себе несет Нева. И в трубе водопроводной Тоже плещется Нева. (М. Борисова) Ответы учащихся. Предположения учащихся. Сравнение. Ответы учащихся. Ответы учащихся. |
Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД Личностные УУД Познавательные УУД Регулятивные УУД Познавательные УУД Регулятивные УУД |
5. Итог урока. Рефлексия. | ||
Сегодня мы говорили о главной реке города Санкт-Петербурга. Что вы узнали о Неве и почему она главная река города? (Слайды 13-15) Дома составить рассказ о Неве с опорой на предложенный план (план ответа у каждого ученика на руках). А в завершении урока давайте вместе еще раз насладимся красотой главной реки нашего города. (Видеосюжет о водной феерии). |
Ответы учащихся. Просмотр видеосюжета. |
Регулятивные УУД |