Цели урока:
Образовательные:
1. познакомить учащихся с новыми согласными звуками [с], [с'] и буквами С, с;
2. учить давать характеристику изученным звукам и обозначать их буквами;
3. формировать навыки чтения;
4. закреплять знания детей о ранее изученных звуках и буквах.
Развивающие:
1. работать над развитием устной речи учащихся;
2. активизировать познавательную деятельность учащихся через создание игровых ситуаций на уроке, постановку проблемных вопросов;
3. привитие интереса к предмету;
4. работать над развитием внимания, обогащением словарного запаса учащихся.
Воспитывающие:
1. воспитывать уважительное отношение друг к другу, умение слушать одноклассников, дружить;
2. воспитывать стремление дружить со всеми ребятами класса.
Оборудование урока: компьютер, презентация к уроку.
Форма урока: изучение нового материала.
План проведения урока:
1.Организационный момент.
2. Повторение пройденного материала. Актуализация знаний.
3. Постановка темы урока.
4. Работа над новым материалом.
5. Физминутка.
6. Работа по развитию связной речи и навыков чтения.
7. Минутка отдыха.
8. Привитие интереса к предмету.
9. Подведение итогов урока.
1) Личностные УУД:
- внутренняя позиция школьника;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
2) Познавательные УУД:
Общеучебные универсальные действия:
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
Универсальные логические действия:
- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).
3) Коммуникативные УУД:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником, способов взаимодействия;
- формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;
- формирование умения работать в парах.
В сфере коммуникативных УУД ученики смогут: - учитывать позицию собеседника (партнера);
- организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками.
4) Регулятивные УУД
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
- коррекция;
- оценка.
Конспект урока
I. Орг. момент. | Посадить детей за парты. Повторить законы урока. |
II. Повторение пройденного
материала. Актуализация знаний. |
а К П у о Ы и (письменная) Т
Разделите все буквы на 2 группы
Создайте слова из букв 1 строки (нельзя составить слова из одних согласных). Как же нам выполнить это задание ? (взять буквы второй группы). Составьте слова (кок, кит, как, тут). |
а) Классификация букв по заданному признаку. | А) Игра “Доскажи словечко”.
- Правильно, в Древне Греции люди называли эту птицу, птицей мудрости. - Какой первый звук, вы слышите в слове СОВА (звук [с]). - Охарактеризуйте звук [с] (согласный, глухой, твёрдый). |
б) Создание проблемной ситуации. | Б) Послушайте следующую загадку.
- Назовите 1 звук в этом слове. Охарактеризуйте его (Согласный, глухой, мягкий). Что объединяет эти слова (Это живые существа, начинаются на одну и туже букву, но звуки разные). |
III. Выделение звука [с], [c]. | Определите тему нашего сегодняшнего
урока. 1. Знакомство с новой буквой. 2. Задача урока научиться читать слова с буквой эс. На уроке мы не только будем изучать букву ЭС и звуки [c], [ с'], но и речь у нас пойдёт сегодня о птицах. Будут вопросы для внимательных. Но прежде чем начать изучать нашу букву , отдохнём. ФИЗМИНУТКА ПРО СИНИЦУ - Как выдумаете, на что похожа буква ЭС? (варианты ответов) 1.
2.
3.
- Дорисуйте схему человечка (Звук глухой, рисуем на голове чёрную шапочку, один башмачок закрашиваем синим цветом - он твёрдый, другой зелёным - так как он мягкий.) |
IV. Определение темы и задач урока. | Прочитайте слоги где согласный звук
мягкий
Дополните слоги до слов. - Читаем 1 столбик слов (вслух)
Прочитайте вслух самое длинное слово (усики). Что обозначает это слово(маленькие усы). - А что обозначает слово ус? (ед.ч,мн.число) - Какая часть у этих слов одинаковая (ус)? - А что мы называем одинаковой частью слова? (Корень. Общая часть слов – родственников называется корнем. А слова с одинаковым корнем будем называть однокоренными. Корень выделяется дугой. Выделите корень. |
V. Работа по учебнику страница 60.
Упражнение в чтении слов. |
Прочитайте 2 столбик (жужжанием) Найдите ласковое слово - СЫНОК. Прочитайте 3 столбик (девочки) - Что обозначает слово СТОК - это слив воды. Прочитайте 4 столбик (мальчики) - Что такое ТРОС? - это стальной канат. Какой корень в этих словах?
У кого бывает ступа в сказках как предмет передвижения? В давние времена в ступе замешивали тесто на пироги.
Что такое торс?
Прочитайте слова где есть сразу две буквы ЭС.
На земле насчитывается около 10.000 видов птиц. День птиц был впервые организован в США. В России этот праздник празднуется 1 апреля и называется он “Всемирный день птиц”. Каких птиц вы знаете? - Сегодня нас интересуют птицы, в которых где есть звук С. Снегирь, сойка, соловей, А)
Б) Игра “Ваши наблюдения”.
В) Отгадайте загадку: Верещунья, белобока, а зовут её - СОРОКА. Посмотрите на одной стороне нарисованы сороки- птицы и на другой сороки – девочки. - Почему девочек назвали СОРОКАМИ? |
VI. Работа со словами- загадками. | - А как вы понимаете выражение? СОРОКА НА ХВОСТЕ ПРИНЕСЛА - это шутливый, уклончивый ответ. На столах карточки. Сколько в этом слове гласных? (3) Какое правило мы знаем? (Сколько гласных, столько и слогов). - Разделите слово на слоги. Прочитайте 1 слог – СО. Каким цветом будем зажигать фонарики? Прочитайте 2 слог – РО. (сочетание твёрдого звука) Прочитайте 3 слог - КИ. (Сочетание мягкого звука) Поставьте ударение. - Посмотрите ребята на картинку Можно по ней сказать о чём сейчас пойдёт речь с тексте. (ответы детей) 1) ЧИТАЮ САМА. Понравился рассказ? 2) ЧИТАЮТ ДЕТИ ПО ЦЕПОЧКЕ.КАК АРТИСТЫ. - Почему сороку назвали БЕЛОБОКА (белые бока) (это сложное слово и у него 2 корня БЕЛ и БОК). В старших классах мы будем проходить сложные слова. - Кто запомнил, чем питается сорока. Стук в окно (письмо от синички). Просьба!. Покормите птиц зимой. Сейчас у нас осень, а скоро наша земля покроется белым снегом и кушать нам будет нечего. - В первую очередь что нужно смастерить для птиц?(кормушку) |
VII. Звуко-буквенный анализ слова СОРОКИ. | Вам необходимо составить меню для
птичьей столовой. Соедините слова – крошки и у
вас получатся слова то, что кушают и любят птички.
Прочитайте слова, где встретился звук с (сало семечки). Посмотрите , как много птиц собралось у нашей кормушки. |
VIII. Работа с текстом. | Чтение стихотворения “Покормите птиц
зимой”. Покормите птиц зимой |
IX. Инсценировка.
Работа в парах. |
А кто-нибудь слышал пение птиц? Закройте
глазки и послушаем пение птиц. ФИЗМИНУТКА ( аудиозапись песня соловья) Какие советы мы могли бы дать людям? *кормить птиц *чистить кормушки от снега *не распугивать птиц возле кормушки. СОВЕТЫ ПТИЦАМ *Прилетать ближе к жилью человека. *Не бояться людей. А ещё птицы предсказатели погоды. |
Чтение стихотворения “Покормите птиц зимой”. | (На столах по листочку с предложениями.
Дети читают. 1 человек - первую часть, 2 человек – вторую часть). *ВОРОБЬИ ПЕРЕЛЕТАЮТ СТАЙКАМИ С МЕСТА НА МЕСТО - перед сильным ветром. *ГАЛКИ К ВЕЧЕРУ СОБИРАЮТСЯ И КРИЧАТ - к ясной погоде. *СОВА КРИЧИТ - на холод. ВЫВОД: по вашим прочитанным наблюдениям , где может находиться буква ЭС. В начале слова, середине, конце слова. (СЛАЙД) |
Х. Изготовление синий птицы. | Кто из вас видел Синюю птицу? Синюю
птицу –называют птицей счастья. Кто в своей
жизни хоть раз увидит синюю птицу на всю жизнь
будет счастливым и удачным человеком. Сегодня на уроке мы сделаем синюю птицу на вашу удачу. Пока делают включаю песню “Птица счастья завтрашнего дня”. - С какой буквой познакомились? (ЭС) - О чём сегодня расскажите мамам и папам дома? - Сколько на земле птиц?( 10.000) - Что особенно понравилось? |
ХI. Итог урока. XII. Рефлексия. |
На столах у вас лежит солнышко, весёлое – оно обозначает, что у вас всё получились на уроке, а другое огорчённое что-то не получилось, но обязательно получится. Выберите своё солнышко, и покажите всем ребятам. |