Программное содержание:
- Формировать у детей элементарное представление о космосе, космонавтах, о полёте Ю.А.Гагарина в космос.
- Продолжить знакомить с общенародным праздником – Днём космонавтики.
- Воспитывать у детей интерес к познанию нового (космическому пространству).
Словарь: космонавт, ракета, марсиане, стыковка,
Оборудование: макеты планет, слайды о космосе, космическое пространство
Предшествующая работа:
- Чтение отрывков из “Большой книги вопросов и ответов “ Что? Зачем? Почему?”.
- Чтение детям “Грустной истории найдёныша” В.Гагарина, “Шла война” Ю.Гагарина,
- В.Терешкова “Вселенная - открытый океан”, Ю.Яковлев “Трое в космосе”
Изобразительная деятельность:
- Рисование “Земля – наш общий дом”(глобус)
- Аппликация “Этот загадочный мир”
- Конкурс рисунков “Созвездия”
- Выставка работ “Удивительный мир космоса”
- Лепка “Я космонавт”
- Конструирование из бумаги (оригами)
Темы: “Ракета”, “Шлем космонавта”, “Космонавт”.
Ведущая:
Дорогие ребята! Вы хорошо знаете, что наша страна и весь мир отмечают 12 апреля праздник. Какой? (ответы детей). Верно, 12 апреля отмечают Всемирный день авиации и космонавтики. Сегодня мы проводим итоговое занятие о космосе, под названием
“К космическим далям - Вперёд!”. (слайд №1)
Стало уже привычным, что с земли стартуют космические корабли, в тёмных небесных далях происходят стыковки космических аппаратов, месяцами на космических станциях живут и трудятся космонавты, уходят к другим планетам автоматические станции. “А что тут особенного можете сказать вы?”.
Первым в космос был запущен искусственный спутник земли (слайд №2).
С этого дня началась эра освоения космоса.
12 апреля 1961 года с космодрома Байконур в небо поднялся космический корабль “Восток” с человеком на борту.
Ребята, а кто был первым космонавтом покорившим космос? (Ю.А.Гагарин) (слайд №3)
Он открыл дорогу в космос, облетел земной шар за 108 минут и совершил посадку в заданном районе.
Полёт Ю.Гагарина начался с его знаменитой фразы: “Поехали!”
Его самое первое впечатление при виде Земли из космоса : “Красота-то какая!” От итогов первого полёта в космос зависела дальнейшая
программа. Полёт первого космонавта показал, что в условиях невесомости можно работать, обживать космическое пространство, создавая условия для дальнейшей безопасной и успешной работы (слайд №4).
Ю. А. Гагагрин достоин быть первым.
Реб.
Всем в мире хорошо знаком
Отважный русский парень
Он первым в космос полетел
Его зовут Гагарин!
Чтение стихотворения Я.Акима
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо
Береги свою планету-
Ведь другой похожей нету!
Ведущая:
- О какой планете говорится в стихотворении?
- А можем ли мы с вами увидеть планету Земля?
- У кого есть возможность увидеть нашу планету во всём её величии?(космонавтов)
Мы с вами не раз рассматривали модель Земли “глобус”. Скажите а каким, а что на карте и глобусе обозначено голубым , синим цветами? (реки, моря, океаны)
А каким цветом обозначена суша? (зелёная и коричневая) Зелёным цветом обозначены растительность, а коричневым горы и равнины. (слайд №5)
По дороге изведанной Ю.Гагариным пошли другие . Полёты становились всё более длительными. Изменились и сами корабли. Теперь это огромные сооружения, в которых есть всё необходимое для длительной жизни на орбите. Многие полезные работы выполняют космические аппараты.
- А как вы думаете для чего осваивают космос? Что могут исследовать космические аппараты? (слайд №6)
(ведутся наблюдения за солнцем, планетами, звёздами, собираются данные о погоде, ведут разведку полезных ископаемых Земли)
На самих космических станциях космонавты, кроме управления полётом, ведут ещё и научные работы: выращивают растения, исследуют, как ведут себя живые организмы в космосе. Словом много нужных и полезных работ.
Ребята! А кто из вас не мечтал стать космонавтом и отправиться в далёкое космическое путешествие, полное неожиданностей? Сегодня у вас есть такая возможность побывать в космосе пусть хотя - бы в мечтах и в ваших фантазиях.
Реб.
Рано утром я проснусь,
На зарядку становлюсь-
Приседаю и скачу,
Космонавтом стать хочу!
Космонавтом чтобы стать,
Надо многое узнать:
Быть проворным и умелым,
Очень ловким .
Очень смелым.
(Д.Чибисов, перевод с украинского Д.Лидиной)
Динамическая пауза “Путешествие к звёздам”
Дружно в ногу мы идём. Мы идём на космодром. (ходьба на месте) Мы походим на носках ходьба на носках А потом на пятках ходьба на пятках Вот проверили осанку и свели лопатки свести лопатки не зевай по сторонам повороты в стороны ты сегодня – космонавт начинаем тренировку, наклоны вперёд чтобы сильным статьи ловким. Ждёт нас быстрая ракета приседают Для полёта на планету выпрыгивают Улетаем сей же час кружатся Звёзды в гости ждите нас махи руками над головой
Ну, скорей, смелее, дети, Улетаем на ракете. На носки поднимись, А потом руки вниз. В ясном небе солнце светит Космонавт летит в ракете соединяем руки над головой А внизу, поля - Расстилается Земля. Низкий поклон
Занять места, пристегнуть ремни. Начинается отсчёт времени: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1 старт!
Преодолеваем земное притяжение.
Мы вышли на орбиту. Отстегнуть ремни!
Исполняется “Марш космонавтов”
1.
От героев космонавтов не хотим мы отставать
Мы ребята – соколята, будем скоро все летать!
Припев:
Космонавты захотят - и на звёзды полетят!
Космонавты, космонавты,
Вам привет от всех ребят!
2.
Мы построили ракету,
Улетаем в ней сейчас
Пусть высоко и далёко
Понесёт ракета нас!
Реб.
Летит корабль в космические дали,
Покинув землю, нашу колыбель
О чём в веках сыны земли мечтали?
Других миров достигнуть - наша цель.
Мы долетим, раскроем их секреты,
Доставим вымпел мира и труда,
А свет далёкой голубой планеты
Средь тысяч звёзд отыщем мы всегда.
С чужих планет вернёмся мы, я знаю,
Земной увидим снова мы рассвет...
Земля, Земля, планета голубая,
Ты лучше всех, прекрасней всех планет!
(О.Соколов-Тобольский)
Реб.
Вы ждите нас, звёзды,
Когда подрастём,
Мы к вам прилетим
И расскажем о том.
О том как прекрасна
Планета Земля,
Какие на ней
Города и поля,
Какие цветы
И деревья растут,
Какие в лесах её птицы поют.Ещё мы о детстве
Расскажем своём,
О Родине нашей,
В которой живём...
Так ждите нас, звёзды,
Когда подрастём,
Расскажем мы вам
Обо всём, обо всём!
(И.Михайлов)
Ведущий:
Кто тебя выдумал, звёздная страна?
Снится мне издавна, снится мне она.
Выйду я из дому, выйду я их дому -
Прямо за пристанью бьётся волна...
Реб.
Одни живут на юге,
Где солнышко печёт,
Другие – там, где вьюги
Кружатся целый год.
Но все на свете дети
Хотят летать в ракете.
(E.Аксельрод)
Реб.
Как космос велик и прекрасен,
Как много загадок таит...
Но только умеющий думать
Любые загадки решит
Конкурс “Космические загадки”
Он вокруг Земли плывёт
И сигналы подаёт.
Этот вечный путник
Под названьем..........спутник
С Земли взлетает в облака,
Как серебристая стрела,
Летит к другим планетам
Стремительно............ракета
Когда ты в космосе, мой друг,
Творятся чудеса вокруг.
Паришь ты вот так новость,
Ведь это........................невесомость
Он чёрен, как ночь.
И звёзд в нём не счесть.
Планет и созвездий
В нём множество есть.
Что же это за место,
Возникает вопрос.
И каждый ответит
Ведь это же ..............космос
Он космос покоряет,
Ракетой управляет,
Отважный, смелый астронавт
Зовётся просто ...............космонавт
Дети садятся на стульчики.
Вед.: В космическом путешествии встретить можно, что угодно.
Ну, вот что я говорила прямо по курсу инопланетяне.
Танец. “Инопланетяне”
Появляется звездочет.
Дети выполняют работу в технике граттаж.
По окончании работы рисунки дарятся гостям в зале.
Песня муз.А.Филиппенко “Прощальная песня”
1.
Попрощались мы с Луной,
Возратились мы домой
Полетим ещё не раз,
Скучно в космосе без нас
Припев:
Все планеты, все планеты
Непременно облетим,
Разгадаем все секреты,
Если только захотим
2.
Если будем мы дружить,
Если будем в мире жить!
Соберём ракетоплан,
Погостим у марсиан