Задачи:
- Уточнить с детьми названия посуды
- Называть и различать кухонную, столовую, чайную посуду
- Обогащать словарь детей прилагательными по теме “Посуда”
- Упражнять в образовании относительных прилагательных
- Развивать условия слухового, зрительного внимания, логического мышления, развивать мелкую моторику
- Воспитывать внимание к речи педагога и детей
Материал:
- Предметные картинки
- Фланелеграф
- Таблица по теме “Посуда”
- Кукла – Федора
- Снежинки
Предварительная работа:
- Чтение произведения К.Чуковского “Федорино горе”
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: Дети, сегодня в нашу группу пришла телеграмма от Федоры.
Она пишет, что у ней случилась беда, просит ей помочь. Но что произошло она не пишет. Может кто-нибудь из вас догадался что произошло?
Дети: У Федоры убежала посуда.
В-ль: А почему?
Дети: Она ее обижала, закоптила, не мыла, не берегла, била.
В-ль: Вы хотите помочь Федоре? (А как мы сможем Федоре помочь?)
Так давайте же мы спасем посуду.
Дети: Поможем посуде.
В-ль: Как вы думаете, куда может убежать посуда?
Дети: К другой хозяйке, обратно в магазин, к речке, в лес.
В-ль: Конечно же, посуда убежала в лес. А помогут нам очутиться в лесу волшебные снежинки. Мы на них подуем и они перенесут нас в сказочный лес. (Дети дуют на снежинки).
Упражнение не дыхание.
В-ль: Вот мы и в лесу. Но что-то не вижу ни какой посуды.
Испугалась, спряталась, я знаю как мы ее найдем. Давайте закроем глаза и послушаем тишину леса. Посуда своим звоном подскажет где она спряталась. Закройте глаза, а когда услышите звон посуды, должны открыть их. (дети закрывают глаза. Звучат звуки: муз.инструментов, машины, шуршание бокалов, звон бокалов и стук крышек). Дети открывают глаза перед ними на фланелеграфе таблица “Посуда”.
В-ль: А вот и нашлась наша пропажа. Посмотрите внимательно и скажите, что же убежало от Федоры. Для чего нужна была ей эта посуда? (дети перечисляют).
Дети: Янашел чайник. Федора кипятила в нем чай.
Я нашел кастрюлю. Федора варила в ней суп.
Я нашла сковородку. Федора в ней жарила котлеты. И т.д.
В-ль: Молодцы! Нашли Федорину посуду. Но кто-то сюда идет. (воспитательодевает на руку куклу).
Федора:
Ой не буду, ой не буду я посуду обижать.
Буду, буду я посуду
И любить и уважать.
Здравствуйте, ребята. Вы получили мою телеграмму?
Поможете мне вернуть мою любимую посуду?
Дети: Да, мы ее нашли. А ты не будешь ее больше обижать? А что бы она к тебе вернулась тебе Федора нужно научиться мыть и ухаживать за ней.
Пальчиковая гимнастика “Моем посуду”
Мы почистим тебя песочком,
Окатим мы тебя кипяточком.
Вытрем тебя полотенцем.
И ты будешь опять
Словно солнышко снять.
Федора: Спасибо дети. Давайте вернемся домой, расставим посуду на свои места.
В-ль: А вернуться нам помогут волшебные снежинки.
Упражнения на дыхания.
(Дети дуют на снежинки)
Федора: Вот мы и дома. Но как пусто, неуютно у меня.
В-ль: Поможем Федоре расставить посуду на свои места?
(перед детьми на доске нарисован посудный шкаф. 3 полочки
Стол с картинками посуды. Дети по очереди подходят и ставят по полочкам).
В-ль: На которую полочку поставишь чашку? Почему?
Дети: Я поставлю чашку на I полочку. Там стоит чайная посуда.
- - чайнаяпосуда
- - столоваяпосуда
- - кухоннаяпосуда.
После того, как дети расставили посуду
Федора: Спасибо вам ребята, как красиво вы расставили посуду.
А можно мне попробовать, (ставит на I - кастрюлю, II - чашку, III - тарелку).
Федора: Правильно я поставила?
Дети: Нет чашка должна стоять на I полке. Там чайная посуда и т.д.
Поняла, Федора?
Федора: Теперь я тоже буду знать, что посуда бывает чайная, столовая, кухонная.
В-ль: Федора, что то у тебя посуды мало?
Федора: А где же я ее возьму? Не берегла я ее, била.
В-ль: Дети, подскажем Федоре где можно взять посуду?
Дети: Ее можно купить в магазине.
Федора: А как он называется?
Дети: Магазин посуды или хозяйственный магазин.
В-ль: Правильно, дети. Посуду можно купить в магазине.
А из чего делают посуду?
Дети: Из стекла, пластмассы, фарфора, дерева, металла, глины, хрусталя.
В-ль: Как называется посуда сделанная из: стекла – стеклянная, металла – металлическая, пластмассы – пластмассовая, хрусталя – хрустальная и. т.д.
В-ль: Правильно. Умницы. Знаете из чего делают посуду и какая она бывает.
В-ль: Посмотрит, дети, сколько продуктов питания лежит на столе у Федоры, уберем их?
Дети: Это масло – для масла нужна масленка.
(На столе лежит 2 набора картинок.
1 набор – продукты питания, 2 набор – посуда)
В-ль: Молодцы, дети. Вот теперь порядок и Федоры.
Федора: Спасибо, дети. Я много узнала о посуде.
Наверное вы устали, притомились, отдохните, а я пойду поставлю самовар.
В-ль: Дети, пока Федора ставит самовар, приготовим ей подарки?
Самокоррекция
- Склей разбитую чашку
- Раскрась блюдце
- Обведи и заштрихуй
- Выложи из мозаики
- Собери картинку (пазлы)
- Разложи крупу
В-ль: Молодцы. Отличные подарки дляФедоры.
Входит Федора, вносит самовар, приглашает детей к самовару
Литература.
1. Алябьева Е. Н. Итоговые дни по лексическим темам. Планирование и конспекты – М., ТЦ Сфера, 2007 г.
2. Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно – Санкт-Петербург, Литера, 2001 г.
3. Кыласова Л. Е., Развитие речи. Конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста – М., Учитель, 2006 г.
4. Теребова В. В., Комарова Т. С. Методические рекомендации и программа воспитания и обучения в детском саду – М., Мозаика-Синтез, 2007 г.