УМК: О.С. Габриелян “Химия. 8 класс”
Тип урока: комбинированный.
Цели урока: познакомить учащихся с новым классом неорганических соединений — кислоты.
Задачи:
- формировать знания о составе и классификации неорганических кислот и их названиях, умения определять принадлежность веществ к классу кислот по формулам и называть их;
- развивать навыки самостоятельного учения (планирование своей деятельности, ориентируясь на собственный уровень усвоения материала, работа с учебником и модульным пособием);
- воспитывать ответственное отношение к полученному заданию.
Метод проведения: по учебным модулям, использование ИКТ, беседа, рассказ, диспут, постановка проблемных вопросов, демонстрация, элементы лабораторной работы.
Оборудование: таблица ПСХЭ Д. И. Менделеева, карточки с заданием, технологическая карта урока, презентация к уроку, мультимедийный проектор, компьютер, экран, растворы некоторых неорганических и органических кислот: соляной, серной, азотной, уксусной, лимонной. Индикаторы (лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин). Стеклянная химическая посуда.
На столах учащихся: штативы для пробирок, пробирки, растворы кислот, индикаторы, кусочки лимона, ягоды клюквы.
Технологическая карта модульного урока по теме “Кислоты”
Номер учебного элемента, время работы | Учебный материал с указанием целей и заданий | Рекомендации учащимся по
выполнению заданий. Освоение способов учебной деятельности |
||||
УЭ – 0. 3 мин. (2 слайд) |
Интегрирующая цель урока: в
процессе работы над учебными элементами
учащиеся должны:
|
Внимательно прочитайте цель урока. | ||||
УЭ – 1 7 мин. (3 слайд) |
Входной контроль Цель: определить исходный уровень знаний необходимых для изучения модуля; переключать, вырабатывать умения быстро находить верные и отвергать неверные суждения. Сегодня вы покажите, как научились составлять формулы оксидов и оснований по их названиям, классифицировать основания по их растворимости в воде. С этой целью проведем небольшую проверочную работу. |
Работайте индивидуально. | ||||
Проверочная работа по теме “Оксиды.
Основания” Вам даны для выполнения два задания, но каждое из них имеет два варианта. Самостоятельно выберите себе по силам и выполните один из вариантов задания. При правильном выполнении заданий варианта № 1 вы получите оценку – четыре; варианта № 2 – пять. Выполнять можно только один вариант из предложенных. |
Выполняйте проверочную работу по вариантам. | |||||
(4 слайд) |
|
Выполните взаимопроверку в парах в соответствии с ответами 4 слайда, оцените результат по количеству верно выполненных заданий (1 формула – 1 балл) | ||||
УЭ – 2. 20 мин. (5 слайд) |
Цель: познакомить учащихся с новым
классом неорганических соединений
— кислотами, изучить их состав и
классификацию, рассмотреть физические свойства
кислот. Вступительная речь учителя: Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с многообразием веществ, на примере нового класса неорганических соединений – это КИСЛОТЫ. I. Перед нами стоит ПЕРВАЯ учебная задача: Изучить состав нового класса неорганических веществ - кислот? Вопрос: На какие две группы можно разделить все вещества по их составу? |
|||||
(6 слайд)
(7 слайд) |
Вопрос: Каким по составу веществами
являются кислоты? Обратите внимание на ряд формул кислот в учебнике на странице 102 и перепишите их в тетрадь, дополнив этот список ещё двумя кислотами: соляная кислота и сероводородная кислота. Важнейшие кислоты известны человечеству с древнейших времен, поэтому и названия исторические, тривиальные. Кислоты в своем составе могут содержать как 2 так и 3 химических элемента. Вопрос: Чем образована молекула серной кислоты? Вопрос: А чем образована молекула соляной кислоты? Вопрос: Что общего между кислотами? Вопрос: Какие вещества называются кислотами? Ответ. Кислоты – это сложные вещества, молекула которых состоит из одного или нескольких атомов водорода и кислотного остатка. II. Теперь перед нами стоит ВТОРАЯ учебная задача: По каким признакам можно классифицировать кислоты? 1. Кислоты можно классифицировать по нескольким признакам. У вас на технологической карте изображено два ряда формул. Вопрос: Какую закономерность вы видите? Какие могут быть кислоты? *Кислоты можно классифицировать по содержанию кислорода: . (На 6 слайде раскрывается классификация кислот по наличию кислорода) *Кислоты можно классифицировать по числу атомов водорода, т.е. по основности: (На 7 слайде раскрывается классификация кислот по числу атомов водорода) |
Работайте устно, с классом. Работайте с учебником. Выписать названия и формулы кислот в тетрадь Ответьте на вопросы Запишите определение кислоты в технологической карте.
Работа с личной технологической картой. |
||||
В технологической карте запишите вывод
по поставленной задаче. Вывод. Кислоты делятся на кислородсодержащие и бескислородные по наличию кислорода; на одноосновные, двухосновные и трехосновные по количеству атомов водорода. |
Работа с личной технологической картой Записать вывод. |
|||||
(8 слайд)
(9 слайд)
(10 слайд)
(11 слайд) |
III. Приступая к решению ТРЕТЬЕЙ
учебной задачи, нам необходимо вспомнить технику
безопасности при работе в кабинете химии. Итак, третья учебная задача: Какие особенные физические свойства характерны для кислот? 1. Перед вами на столах стоят склянки с кислотами и лежит ломтик лимона, ягоды клюквы. Попробуйте лимон, клюкву. Какие они на вкус? 2. Подберите однокоренные слова к слову кислота. - Кисло, кислый. 3. Таким образом, само, название класса указывает на одно из физических свойств кислот. Действительно кислоты имеют кислый вкус, его вы ощущаете, когда положите на язык ломтик лимона, в соке которого содержится небольшое количество лимонной кислоты. Но пробовать на вкус кислоты ни в коем случае нельзя – можно отравиться или получить сильный химический ожог, так как кислоты обладают разъедающим действием 4. (Демонстрация: “Действие концентрированной серной кислоты на лучину”). 5. Это свойство используется, например при консервировании. Тела микроорганизмов находящихся в консервируемых продуктах разрушаются под действием кислоты. Поэтому обращаться с кислотами нужно очень осторожно, не допуская их попадания на кожу или одежду. Запишите в личной технологической карте физические свойства кислот, о которых сейчас было сказано (на 9 слайде раскрываются физические свойства кислот). 6. Ребята перед вами стоят две пробирки с растворами, но без этикеток. Среди них должна быть и кислота. Вопрос: Определите в какой пробирке находится кислота. 7. Действительно кислоты определяют с помощью специальных веществ - индикаторов, о которых вы уже слышали при изучении оснований (работа с таблицей индикаторов). 8. У вас на столах находятся растворы соляной, серной, уксусной кислот (по рядам: 1ряд – HCl, 2 ряд – H2SO4, 3 ряд – CH3COOH) и два индикатора: лакмус и метиловый оранжевый. Налейте в две пробирки растворы кислот и в одну добавьте несколько капель лакмуса, а в другую - метилового оранжевого. * Сделайте вывод по увиденному и запишите его. Вывод: присутствие кислоты легко определить с помощью индикаторов. Лакмус и метиловый оранжевый в кислой среде имеют красную окраску. Насыщенность изменения цвета у некоторых кислот различна, что говорит о силе кислоты. *На основании проведенных опытов сделаем выводы: независимо от вида кислоты (органической или неорганической) индикаторы изменяют свой цвет одинаково, а это означает, что все кислоты обладают сходными свойствами. Сильные кислоты имеют относительно насыщенный красный цвет изменения индикатора, слабые – менее насыщенный. Чем сильнее кислота – тем насыщеннее цвет. Таким образом поставленные учебные задачи мы выполнили. |
Рассмотрите внимательно выданные вещества
Смотрим демонстрационный опыт.
При выполнении опытов работайте в паре. Начинайте исследование по команде учителя.
Запишите вывод в личную технологическую карту Обсуждение результатов и формулирование выводов. |
||||
УЭ-3 1-2 мин. (12 слайд) |
Динамическая пауза (физкультминутка) | Смотрим на экран. | ||||
УЭ – 4 10 мин. (13 слайд)
(14 слайд) |
Цель: обобщить знания,
полученные на уроке (выходной контроль) Выполнение проверочной работы, состоящей из двух зданий. Задание № 1 Найдите лишнюю формулу в каждом ряду. а) HNO3, H2SO4, NaI, H2СO3 б) HCl, H2S, Н2O, HBr Составьте классификацию данных кислот по основности: Задание № 2 Найдите в задании № 1 кислоты и классифицируйте их по содержанию кислорода: 2. Самопроверка. Учащиеся проверяют свои ответы по 12 слайду презентации, к данному модульному уроку. За правильно выполненное
|
Работа самостоятельная. Внимательно прочтите задания. Четко сформулируйте ответ и запишите его
По слайду “Ответы” проверьте правильность выполнения своих заданий и оцените их. |
||||
УЭ – 5 2 мин. |
Цель: подведение итогов урока,
выяснение усвоения учебных элементов модульного
урока. Выясняется в ходе беседы с учениками насколько выполнены учебные элементы урока, т.е сколько учеников считает что справились с задачами урока. |
Работайте все вместе с учителем Подсчитайте количество баллов. Поставьте оценку в дневник. |
||||
УЭ – 6 2 мин. (15 слайд) |
Цель: определить для себя домашнее
задание.
Творческие задания: придумайте (сочините) мини-рассказ, сказу по теме “Кислоты”, мини-кроссворд на 5 слов по теме “кислоты”. |
Работая с оценочным листом определите
для себя домашнее задание и запишите его в
дневник Если вы затрудняетесь в выборе домашнего задания, обратитесь к учителю. |
||||
УЭ – 7 1-2 мин. (16 слайд) |
Рефлексия Цель: Проанализировать учащимся свою удовлетворенность уроком. Обратитесь к целям, которые поставлены перед вами на данном уроке, оцените, насколько вы смогли их достичь? В какой степени?
С каким настроением вы уходите с урока? Оцените от 1 до 4 по соответсвующим на экране смайликам. (Дети оценивают, характеризуя свое настроение). |
Работайте индивидуально |