Тема урока "Кислоты". 8-й класс

Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 8


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


УМК: О.С. Габриелян “Химия. 8 класс”

Тип урока: комбинированный.

Цели урока: познакомить учащихся с новым классом неорганических соединений — кислоты.

Задачи:

  • формировать знания о составе и классификации неорганических кислот и их названиях, умения определять принадлежность веществ к классу кислот по формулам и называть их;
  • развивать навыки самостоятельного учения (планирование своей деятельности, ориентируясь на собственный уровень усвоения материала, работа с учебником и модульным пособием);
  • воспитывать ответственное отношение к полученному заданию.

Метод проведения: по учебным модулям, использование ИКТ, беседа, рассказ, диспут, постановка проблемных вопросов, демонстрация, элементы лабораторной работы.

Оборудование: таблица ПСХЭ Д. И. Менделеева, карточки с заданием, технологическая карта урока, презентация к уроку, мультимедийный проектор, компьютер, экран, растворы некоторых неорганических и органических кислот: соляной, серной, азотной, уксусной, лимонной. Индикаторы (лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин). Стеклянная химическая посуда.

На столах учащихся: штативы для пробирок, пробирки, растворы кислот, индикаторы, кусочки лимона, ягоды клюквы.

Технологическая карта модульного урока по теме “Кислоты”

Номер учебного элемента, время работы Учебный материал с указанием целей и заданий Рекомендации учащимся по выполнению заданий.

Освоение способов учебной деятельности

УЭ – 0.

3 мин.

(2 слайд)

Интегрирующая цель урока: в процессе работы над учебными элементами учащиеся должны:
  • познакомится с новым классом неорганических соединений — кислотами;
  • актуализировать знаний о важнейших кислотах;
  • изучить состав, название и классификацию кислот;
  • рассмотреть физические свойства кислот.
Внимательно прочитайте цель урока.
УЭ – 1

7 мин.

(3 слайд)

Входной контроль

Цель: определить исходный уровень знаний необходимых для изучения модуля; переключать, вырабатывать умения быстро находить верные и отвергать неверные суждения.

Сегодня вы покажите, как научились составлять формулы оксидов и оснований по их названиям, классифицировать основания по их растворимости в воде. С этой целью проведем небольшую проверочную работу.

Работайте индивидуально.
  Проверочная работа по теме “Оксиды. Основания”

Вам даны для выполнения два задания, но каждое из них имеет два варианта. Самостоятельно выберите себе по силам и выполните один из вариантов задания. При правильном выполнении заданий варианта № 1 вы получите оценку – четыре; варианта № 2 – пять. Выполнять можно только один вариант из предложенных.

Выполняйте проверочную работу по вариантам.
(4 слайд)
Вариант № 1 Вариант № 2
1. Запишите формулы оснований:

вариант № 1: гидроксид натрия, гидроксид цинка.

вариант № 2гидроксид меди (II), гидроксид алюминия.

2. Составьте формулы оксидов, соответствующих гидроксидам:

вариант № 1гидроксид натрия, гидроксид цинка.

вариант № 2гидроксид меди (II), гидроксид алюминия.

3. Запишите из предложенных в заданиях № 1, 2 гидроксидов основание не растворимое в воде.

1. Запишите формулы оснований:

вариант № 1: гидроксид калия, гидроксид кальция.

вариант № 2гидроксид железа (III), гидроксид бария.

2. Составьте формулы оксидов, соответствующих гидроксидам:

вариант № 1гидроксид калия, гидроксид кальция

вариант № 2: гидроксид железа (III), гидроксид бария.

3. Запишите из предложенных в заданиях № 1, 2 гидроксидов основание растворимое в воде.

Выполните взаимопроверку в парах в соответствии с ответами 4 слайда, оцените результат по количеству верно выполненных заданий (1 формула – 1 балл)
УЭ – 2.

20 мин.

(5 слайд)

Цель: познакомить учащихся с новым классом неорганических соединений — кислотами, изучить их состав и классификацию, рассмотреть физические свойства кислот.

Вступительная речь учителя: Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с многообразием веществ, на примере нового класса неорганических соединений – это КИСЛОТЫ.

I. Перед нами стоит ПЕРВАЯ учебная задача: Изучить состав нового класса неорганических веществ - кислот?

Вопрос: На какие две группы можно разделить все вещества по их составу?

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(6 слайд)

 

 

 

 

 

(7 слайд)

Вопрос: Каким по составу веществами являются кислоты?

Обратите внимание на ряд формул кислот в учебнике на странице 102 и перепишите их в тетрадь, дополнив этот список ещё двумя кислотами: соляная кислота и сероводородная кислота.

Важнейшие кислоты известны человечеству с древнейших времен, поэтому и названия исторические, тривиальные.

Кислоты в своем составе могут содержать как 2 так и 3 химических элемента.

Вопрос: Чем образована молекула серной кислоты?

Вопрос: А чем образована молекула соляной кислоты?

Вопрос: Что общего между кислотами?

Вопрос: Какие вещества называются кислотами?

Ответ. Кислоты – это сложные вещества, молекула которых состоит из одного или нескольких атомов водорода и кислотного остатка.

II. Теперь перед нами стоит ВТОРАЯ учебная задача: По каким признакам можно классифицировать кислоты?

1. Кислоты можно классифицировать по нескольким признакам.

У вас на технологической карте изображено два ряда формул.

Вопрос: Какую закономерность вы видите? Какие могут быть кислоты?

*Кислоты можно классифицировать по содержанию кислорода:

.

(На 6 слайде раскрывается классификация кислот по наличию кислорода)

*Кислоты можно классифицировать по числу атомов водорода, т.е. по основности:

(На 7 слайде раскрывается классификация кислот по числу атомов водорода)

Работайте устно, с классом.

Работайте с учебником.

Выписать названия и формулы кислот в тетрадь

Ответьте на вопросы

Запишите определение кислоты в технологической карте.

 

 

 

 

Работа с личной технологической картой.

  В технологической карте запишите вывод по поставленной задаче.

Вывод. Кислоты делятся на кислородсодержащие и бескислородные по наличию кислорода; на одноосновные, двухосновные и трехосновные по количеству атомов водорода.

Работа с личной технологической картой

Записать вывод.

 

 

 

 

 

 

 

 

(8 слайд)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(9 слайд)

 

 

 

 

(10 слайд)

 

 

 

(11 слайд)

III. Приступая к решению ТРЕТЬЕЙ учебной задачи, нам необходимо вспомнить технику безопасности при работе в кабинете химии.

Итак, третья учебная задача: Какие особенные физические свойства характерны для кислот?

1. Перед вами на столах стоят склянки с кислотами и лежит ломтик лимона, ягоды клюквы. Попробуйте лимон, клюкву. Какие они на вкус?

2. Подберите однокоренные слова к слову кислота.

- Кисло, кислый.

3. Таким образом, само, название класса указывает на одно из физических свойств кислот. Действительно кислоты имеют кислый вкус, его вы ощущаете, когда положите на язык ломтик лимона, в соке которого содержится небольшое количество лимонной кислоты. Но пробовать на вкус кислоты ни в коем случае нельзя – можно отравиться или получить сильный химический ожог, так как кислоты обладают разъедающим действием 

4. (Демонстрация: “Действие концентрированной серной кислоты на лучину”).

5. Это свойство используется, например при консервировании. Тела микроорганизмов находящихся в консервируемых продуктах разрушаются под действием кислоты. Поэтому обращаться с кислотами нужно очень осторожно, не допуская их попадания на кожу или одежду.

Запишите в личной технологической карте физические свойства кислот, о которых сейчас было сказано (на 9 слайде раскрываются физические свойства кислот).

6. Ребята перед вами стоят две пробирки с растворами, но без этикеток. Среди них должна быть и кислота.

Вопрос: Определите в какой пробирке находится кислота.

7. Действительно кислоты определяют с помощью специальных веществ - индикаторов, о которых вы уже слышали при изучении оснований (работа с таблицей индикаторов).

8. У вас на столах находятся растворы соляной, серной, уксусной кислот (по рядам: 1ряд – HCl, 2 ряд – H2SO4, 3 ряд – CH3COOH) и два индикатора: лакмус и метиловый оранжевый. Налейте в две пробирки растворы кислот и в одну добавьте несколько капель лакмуса, а в другую - метилового оранжевого.

* Сделайте вывод по увиденному и запишите его.

Вывод: присутствие кислоты легко определить с помощью индикаторов. Лакмус и метиловый оранжевый в кислой среде имеют красную окраску. Насыщенность изменения цвета у некоторых кислот различна, что говорит о силе кислоты.

*На основании проведенных опытов сделаем выводы:

независимо от вида кислоты (органической или неорганической) индикаторы изменяют свой цвет одинаково, а это означает, что все кислоты обладают сходными свойствами. Сильные кислоты имеют относительно насыщенный красный цвет изменения индикатора, слабые – менее насыщенный. Чем сильнее кислота – тем насыщеннее цвет.

Таким образом поставленные учебные задачи мы выполнили.

 

 

 

 

Рассмотрите внимательно выданные вещества

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смотрим демонстрационный опыт.

 

 

 

 

 

При выполнении опытов работайте в паре. Начинайте исследование по команде учителя.

 

 

Запишите вывод в личную технологическую карту

Обсуждение результатов и формулирование выводов.

УЭ-3

1-2 мин.

(12 слайд)

Динамическая пауза (физкультминутка) Смотрим на экран.
УЭ – 4

10 мин.

(13 слайд)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(14 слайд)

Цель: обобщить знания, полученные на уроке

(выходной контроль)

Выполнение проверочной работы, состоящей из двух зданий.

Задание № 1

Найдите лишнюю формулу в каждом ряду.

а) HNO3, H2SO4, NaI, H2СO3

б) HCl, H2S, Н2O, HBr

Составьте классификацию данных кислот по основности:

Задание № 2

Найдите в задании № 1 кислоты и классифицируйте их по содержанию кислорода:

2. Самопроверка. Учащиеся проверяют свои ответы по 12 слайду презентации, к данному модульному уроку.

За правильно выполненное

  • задание № 1 учащиеся получают 3 балла
  • задание № 2 учащиеся получают 2 балла
 

 

 

Работа самостоятельная.

Внимательно прочтите задания.

Четко сформулируйте ответ и запишите его

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По слайду “Ответы” проверьте правильность выполнения своих заданий и оцените их.

УЭ – 5

2 мин.

Цель: подведение итогов урока, выяснение усвоения учебных элементов модульного урока.

Выясняется в ходе беседы с учениками насколько выполнены учебные элементы урока, т.е сколько учеников считает что справились с задачами урока.

Работайте все вместе с учителем

Подсчитайте количество баллов.

Поставьте оценку в дневник.

УЭ – 6

2 мин.

(15 слайд)

Цель: определить для себя домашнее задание.
  • если вы выполнили все учебные элементы без ошибок, можете делать творческое задание: сочините мини-рассказ, сказку по теме “Кислоты”;
  • если ваш выходной контроль получил 4 балла, и вы при работе допускали незначительные ошибки, то повторите данную тему по учебнику параграф 20 и составьте мини-кроссворд на 5 слов по теме “Кислоты”;
  • если ваш выходной тест получил 3, 2, 1 балл, и вы часто ошибались, при выполнении модуля, то повторите данную тему по учебнику параграф 20 и выполните письменно в тетради задание № 3 стр. 107.

Творческие задания: придумайте (сочините) мини-рассказ, сказу по теме “Кислоты”, мини-кроссворд на 5 слов по теме “кислоты”.

Работая с оценочным листом определите для себя домашнее задание и запишите его в дневник

Если вы затрудняетесь в выборе домашнего задания, обратитесь к учителю.

УЭ – 7

1-2 мин.

(16 слайд)

Рефлексия

Цель: Проанализировать учащимся свою удовлетворенность уроком.

Обратитесь к целям, которые поставлены перед вами на данном уроке, оцените, насколько вы смогли их достичь? В какой степени?

Человек рождается на свет, 
Чтоб творить, дерзать – и не иначе,
Чтоб оставить в жизни добрый след
И решить все трудные задачи
Человек рождается на свет...
Для чего?
Ищите свой ответ.

С каким настроением вы уходите с урока? Оцените от 1 до 4 по соответсвующим на экране смайликам.

(Дети оценивают, характеризуя свое настроение).

Работайте индивидуально