Познавательная игра "Осенний калейдоскоп"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: Расширение и углубление представления детей о времени года – осени.

Задачи: Развивать познавательный интерес в изучении природы. Воспитывать желание и готовность участвовать в природоохранительной деятельности, умение правильно вести себя в природе.

Форма проведения: Игра-путешествие.

Оборудование: Две поляны – лес и огород. Пословицы, поговорки об осени, загадки о деревьях и овощах, карточки – грибы, овощи для игр. Выставка: рисунки детей об осени, поделки из природного материала.

Ход игры

Ведущий: Красива наша природа, в любое время года, но особенно она хороша осенью. Это удивительное время года, привлекало своей неповторимой красотой поэтов, писателей, музыкантов, художников. Сколько чудесных стихов написано об осени. Вот одно из них.

Чтение “Осень” (Ю. Капустина)

В золотой карете,
Что с конём игривым,
Проскакала осень
По лесам и нивам.
Добрая волшебница
Всё переиначила,
Ярко-жёлтым цветом
Землю разукрасила.
С неба сонный месяц
Чуду удивляется,
Всё кругом искрится,
Всё переливается.

- О каком времени года это стихотворение? (об осени)

- Назовите осенние месяца? (сентябрь, октябрь, ноябрь)

- А какие пословицы вы знаете об осенних месяцах?

1. Холоден сентябрь, да сыт.

2. В сентябре и лист на дереве не держится.

3. Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь капустой.

4. Октябрь – капустник, пропах капустой.

5. Октябрь – ложка воды, ведро грязи.

6. Ноябрь – ворота зимы.

7. В ноябре мужик с телегой прощается, в сани забирается.

8. В ноябре зима с осенью борется.

- Назовите осенние приметы.

1. Теплая осень – к долгой зиме.

2. Лягушки квакают – к дождю.

3. Осенний дождь мелко сеется, да долго тянется.

4. Бабье лето ненастно – осень сухая.

5. Гуси летят высоко – будет много снега, низко – мало.

6. Перед ненастьем муравьи уползают в муравейник и закрывают вход.

7. Гром в сентябре – теплая осень.

8. Октябрьский гром – к бесснежной зиме.

- Молодцы, ребята, много знаете пословиц, примет об осени. А, хотите отправиться в лес в гости к “Осени”?

Встречает Осень:

- Здравствуйте, друзья! Спасибо, что пришли в гости в мое красочное царство. Лес осенью не только красив, но и сказочно богат. Все деревья и кусты разукрашены по-своему, по-осеннему. Желтыми и ярко красными красками наряжен лес. Одни только сосны и ели остались по-летнему темно-зелёными. И от этого ещё наряднее сделался лес.

- Назовите все осенние лесные богатства:

(дети называют : орехи, грибы, лекарственные растения, для зверей – шишки, орехи, грибы).

- Послушайте мои загадки о деревьях:

1. В шубе летом, а зимой раздетый. (лес)

2. Белый передник, зеленая коса. (береза)

3. В сенокос –горька, а в мороз сладка. (рябина)

4. С какого дерева осенью опадает хвоя? (лиственница)

5. Ни кто не пугает, а вся дрожит. (осина)

Игра “Кто больше соберет листьев”.

Осень: А теперь я вам хочу представить мою свиту. Они загадывают вам загадки, и вы поймете как их зовут. (когда загадка отгадана “Осень” надевает детям короны с изображением овощей).

1.Под землей птица гнёзда свила, яиц нанесла. (картофель)

2.

Я - красная девица,
зелёная косица!
Собой горжусь!
Для всего гожусь!
И для сока и для щей,
Для салатов и борщей,
В пироги и в винегрет,
И.... зайчишкам на обед! (морковь)

3.

Я кругла и крепка,
Темно-красные бока,
Я гожусь на обед,
И в борщи и в винегрет. (свекла)

4.

Я на солнышко похожа,
Я росла на грядке тоже
Сладкая, да крепкая,
Называюсь.... . (репкою)

5.

Стоит матрешка на одной ножке,
Закутана, запутана. (капуста)

6.

Говорят, я горький, говорят, я сладкий
Стрелочкой зелёной я расту на грядке,
Я полезный самый, в том даю я слово,
Ешьте меня всяким – будете здоровы. (лук)

7.

Растет на грядке зелёная ветка,
А на ней красные детки. (помидор)

Осень: Вы догадались, что мы попали в гости к Овощам.

Овощи: Хорошо ли вы нас знаете? Тогда выполните задание и ответьте на вопросы:

  • Какие овощи солят и маринуют?
  • Какие овощи жарят, сушат?
  • А без чего не сварить щей и борща?

Раскрасьте овощи (каждому дают цветные карандаши и изображение овощей)

Игра “Угадай на вкус”: на тарелочках разрезанные овощи. Ребенку завязываются глаза и дают кусочек овоща в рот. Ребенок должен определить, что за овощ.

Осень: Наше путешествие в лес продолжается. Смотрите, мы на грибной полянке. В лесу в это время года бывает много грибов и ягод. Не зря про осень говорят: “Щедрая осень, урожайная, богатая дарами”.

Викторина:

  1. Шляпки этих грибов смазаны маслом. (маслята)
  2. У этих грибов шляпки бывают и красными и жёлтыми и бурыми, и лиловыми. (сыроежки)
  3. Какой гриб называют “волчий табак” или “дедушка покури”? (дождевик)
  4. Какой гриб лето кончает? (груздь)
  5. Все на ножке очень тонкой
    А зовут грибы.... . (опёнки)
  6. Стоят жёлтые сестрички
    А зовут все их ... (лисички)
  7. Разбежались по опушке полосатые.... (волнушки)

Экологическая ситуация:

Два друга отправились за грибами. Они долго бродили по лесу, но грибов не было. Изредка попадались блёклые старые грибы, да мухоморы, которые Вова сбивал палкой.

- Зачем ты это делаешь? – спросил Коля.

- Ведь они нужны лесу, животным!

- Они же не съедобные, поганки, - ответил Вова.

- Кто из мальчиков прав?

Осень:

- А теперь предлагаю на этой грибной полянке собрать грибы. Беда в том, что одни – съедобные, а другие – нет.

Игра “Знаешь ли ты грибы?”

Карточки с изображением грибов разбросаны по ковру. Дети собирают и раскладывают в одну корзину съедобные, а в другую – несъедобные.

Осень:

- Ребята, давайте проверим, а правильно ли мы собрали грибы. (показывает карточки с грибами, дети отвечают, какие съедобные, а какие нет).

Осень: Спасибо дорогие ребята. Я вижу, вы любите осень и много о ней знаете. Я прощаюсь с вами до следующего года. В подарок о нашей встрече дарю коробку конфет “Дары осени”.

Литература:

  1. “Организация прогулок на природу и их роль во всестороннем развитии детей”. Н. Пономарёва //Дошкольное воспитание. -1983г. №8,9.
  2. “Ориентирование на местности детей дошкольного возраста”. Е. Я. Безносиков. – Минск, 1991г.
  3. “Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой”. Н. Ф. Виноградова. М. Просвещение 1978г.
  4. “Экологические игры”. А. Т. Зверев. М. “Дом педагогики” 1998г.
  5. “Детям о природе”. М. В. Лучич. 1974г.