Класс: 3 класс по программе Б.М. Неменского
Тема четверти: “Художник и зрелище”
Тема урока: “Маски”
Тип урока: комбинированный направленный на решение нескольких дидактических задач: проверка знаний (вопросно-ответная беседа), овладение новыми знаниями (презентация к уроку), закрепление умений и навыков (выполнение практического творческого задания).
Форма проведения: мини-лекция с объяснением и элементами игры
Цель урока. Ознакомление с деятельностью художника в зрелищных видах искусства, усвоение навыков и умений и творческое применение их на практике.
Задачи урока.
познакомить учеников с масками
народов разных времен и народов; ознакомление с
работой художника при создании масок.
Планируемые результаты:
Метапредметные:
- обучающиеся продолжат формирование умения творческого видения с позиции художника;
- овладеют умением вести диалог, работать коллективно;
- сформируют умения планировать и грамотно осуществлять учебное действие в соответствии с поставленной задачей;
- сформируют умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность.
Личностные:
- сформируют уважительное отношение к культуре и искусству других народов страны и мира в целом;
- продолжат формирование эстетических чувств художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- продолжат формирование умения обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников.
Предметные:
- познакомятся с масками разных народов, как способом перевоплощения;
- познакомятся с терминологией зрелищных искусств.
Зрительный ряд: образцы масок из различных материалов; фотографии масок; работы учащихся.
ТСО: компьютер, проектор, экран, презентация к уроку “Маски”
Литературный ряд: Н.А. Горяева “Стихи о театре”; учебник “Искусство вокруг нас” - 3 класс.
Музыкальный ряд: Yiruma - River flows in you
Инструменты и материалы: рисовальная бумага, карандаш, кисти, гуашь, вода, палитра, тряпочка.
План урока
- Организационный момент - 2 мин.
- Сообщение темы, постановка цели - 2 мин.
- Мини – лекция (с презентацией) - 10 мин.
- Физминутка – 2 мин.
- Практическая работа - 15 мин.
- Игра “ Маска кто ты?” - 12 мин.
- Подведение итогов урока - 2 мин.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Доска/ экран |
1.Организационный момент Проверка отсутствующих |
Проверяют готовность к уроку | |
2.Сообщение темы, постановка цели Наденешь
ее - и тебя не узнать, Ребята, актер в театре играет разные роли. Что помогает ему постоянно перевоплощаться? Что из этого мы с вами можем изготовить? Сформулируйте тему урока. |
Дети отгадывают загадку (маска)
Костюмы, маски.
Мы будем изготавливать театральные маски. |
|
3. Мини – лекция (с презентацией) Перед тем как изготавливать маски давайте побольше о них узнаем. (Презентация) 1 слайд Когда вы играете в какую-нибудь игру, вы всегда становитесь кем-то. То разбойником или пиратом, то феей – колдуньей или принцессой. С давних времен люди подметили, что быть кем-то, играть кого-то легче в маске. Потому что маска помогает скрыть лицо, превратиться в волшебного героя. Маска пришла к нам из глубокой древности. Она даже древнее кукол. 2 слайд Мамска (личина) – предмет, накладка на лицо, который надевается, чтобы не быть узнанным, либо для защиты лица. Маска своей формой обычно повторяет человеческое лицо и имеет прорези для глаз и (реже) рта и носа. Маски использовались с древности в церемониальных, эстетических, и практических целях 3 слайд. У каждого народа были свои маски. 4, 5 слайд Их делали из золота и серебра, украшали драгоценными камнями; выдалбливали из дерева, вырезали на них орнаменты и узоры, раскрашивали и украшали перьями. 6 слайд В глубокой древности маски были принадлежностью обрядов, культов и ритуалов. 7, 8 слайд Человеку, надевшему маску, легче войти в роль, перевоплотиться. 9 слайд Маска шла к нам через венецианские карнавалы, испанские фиесты 10 слайд Карнавал – праздник, связанный с переодеваниями и красочными шествиями Великолепны, красочны карнавалы в Венеции, они известны с 1094 года. Интересно, что настоящая венецианская маска изготавливается из тончайшей кожи.11 слайд Её можно носить, не снимая, много часов подряд. В ней одинаково удобно и веселиться, и драться на дуэли. 12 слай. Потом праздники и представления перешли с городских площадей на театральную сцену и появились театральные маски. Маски бывают самые разные, они могут изображать: героев фильмов, зверей и героев сказок – весельчаков и чудищ, ведьм и красавиц Маска выражает характер персонажа! В театре артист, стремясь изменить своё лицо, часто наклеивает бороду или усы, использует парики. Искусство изменения внешности – грим возникло как продолжение искусства маски Театр стран Востока до сих пор широко пользуется масками, хотя часто заменяет их маскообразным гримом (грим - маска). 13 слайд Маски бывают плоские и объёмные. 14 слайд Маска может закрывать только часть лица. Тогда это будет полумаска. |
Приложение 1. Презентация “Слайды театральных масок” 14 слайдов |
|
4.Физкультминутка Поднимает руки класс – это раз, Повернулась голова – это два, Руки вниз, вперёд смотри – это три, Руки в стороны пошире развернули на четыре, С силой их к плечам прижать – это пять. Всем ребятам тихо сесть – это шесть. |
Ребята повторяют. | |
5.Практическая работа Любая задумка художника должна начинаться с эскиза – предварительного рисунка, по которому выполняется задуманное, “черновик” художника. Через маску легче понять сущность театроперевоплощения. В современном театре играют без масок. Таким образом , цель работы художника в театре – помочь актёру раскрыть содержание спектакля. - На сегодняшнем уроке мы с вами должны придумать и нарисовать полу маску. А сейчас вы должны нарисовать эскизы масок – сначала простым карандашом, а потом в цвете. (Ребята рисуют маски, учитель ходит по классу и если надо помогает.) |
Самостоятельная, творческая работа детей. | Приложение 2
Играет тихая музыка Yiruma-River flows in you |
6. Игра “Маска кто ты?” (По окончании урока проводится игра “Маска, кто ты?”, выставка готовых работ учащихся) Ребята, все отложили кисточки. Давайте посмотрим на ваши маски. Кирсанов Сергей Васильевич “Карнавал в Венеции” Едва наденете Вы маску, |
Ребята представляют свои маски | |
Итог урока - Сегодня на уроке я ... - Сегодня на уроке я узнал: - Вы очень хорошо поработали. Молодцы! Спасибо! |
Сегодня на уроке я представлял себя
художником. Какие бывают маски, с помощью чего достигается выразительность... и т.д. Уборка рабочих мест |