Пояснительная записка
Введение данного курса диктуется необходимостью формирования у школьников понимания того, что здоровье - это величайшее благо, его надо уметь сохранять.
Главной целью курса является понимание зависимости здоровья от состояния окружающей среды; приобретение умений и навыков, направленных на укрепление индивидуального здоровья.
Он позволит повысить знания и умения учащихся, побуждая их к здоровому образу жизни и ответственности за окружающую среду.
Определение ценности санитарно-гигиенических и экологических знаний в формировании личности позволит сформулировать общие цели:
- осознание жизни как наивысшей ценности, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
- разностороннее развитие личности учащихся: наблюдательности, устойчивого познавательного интереса, стремление к самообразованию и применению полученных знаний на практике;
- формирование санитарно- гигиенической культуры, их экологического мышления и нравственности.
Таким образом, цели данного курса сводятся к решению следующих задач:
- способствовать формированию жизненной позиции и осознанному выбору профиля обучения в старшей школе;
- приобщать к самостоятельному пополнению знаний по этому направлению, овладение которыми поможет им ориентироваться в современном мире;
- воспитывать учащихся средствами данного курса;
- формировать экологическую и гигиеническую грамотность - важную составляющую культуры каждого человека;
- развивать познавательно - практическую направленность, свободу и творческую мысль;
- формировать обще-учебные умения работы с научно- популярной литературой
Программа элективного курса "Человек и здоровье" разработана с учетом изменений происходящих в общеобразовательной школе и рассчитана на 34 часа.
Новизна предлагаемой программы состоит в последовательном развитии биоэкологического образования, включающем изменение целей, планируемых результатов, содержания и способов обучения.
Содержание и структура курса отражают систему понятий биологии; отвечают закономерностям развития познавательных возможностей школьников, их интересов, способностей и запросов; показывают природную сущность человека, среду его обитания и экологические факторы здоровья.
Основные направления курса:
- организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями;
- усвоение теоретических сведений в связи с практической деятельностью учащихся при синтезе, анализе, сопоставлении фактов;
- выработка навыков самоконтроля.
В организацию учебной деятельности школьников включены:
методы обучения:
а) методы проблемного обучения (эвристический, исследовательский);
б) методы учебно - познавательной деятельности (наглядные, практические, аналитико-синтетические, проблемно-поисковые);
в) методы контроля и самоконтроля (программирований, выполнение практических работ и т.д.)
формы обучения: общеклассные, групповые, индивидуальные cредства обучения:
а) печатные:
таблицы и раздаточный материал;
б) экранные и звуковые:
- кинофильмы; видеофильмы
- слайды
Планируемые результаты обучения
Оценивать и прогнозировать:
- влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;
- гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья.
Объяснять:
- влияние антропогенного фактора на экосистемы, биосферу, меры их охраны;
- применение в процессе учебного познания понятий: экология, биосфера, экосистема, антропогенный фактор, здоровый образ жизни и т.д.;
- подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;
- установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.
Описывать:
- влияние экологии и окружающей среды на особенности жизни и быта человека, на его здоровье;
- научную картину мира как компонент общечеловеческой культуры;
- основную биоэкологическую терминологию и символику.
Определять (измерять):
- результаты мероприятий по охране природы и здоровья человека, своей школы и поселка
Называть (показывать):
- основные мероприятия по охране окружающей среды;
- примеры влияния на здоровье человека различных причин (техногенные, антропогенные).
Применять знания для оценки состояния окружающей среды своего поселка; биоэкологической терминологии и символики при составлении схем, решении задач, составлении проектов.
Овладеть умениями, пользоваться именными указателями при работе с научно-популярной литературой; составлять схемы, таблицы на основе работы с текстом.
Межпредметные связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач предпрофильной подготовки школьников.
Данный курс рекомендован учащимся, которые определились в выборе профессий: биолога, инженера-эколога, врача, валеолога, микробиолога и др.
Содержание программы
Введение (1 ч.)
Сущность понятий человек и здоровье. Главные ценности и приоритеты современного человека. Задачи курса
Тема 1. Человек и среда его обитания (10 ч.)
- Окружающая среда как среда жизни человека
- Факторы окружающей среды, характер их воздействия на организм человека
- Природные условия жизни
- Анализ природных условий жизни
- Мониторинг окружающей среды
- Социальные условия жизни
- Анализ социальных условий жизни
- Болезни как процесс и форма адаптации человека к среде обитания
- Проекты по теме “Человек и среда его обитания”
Тема 2. Экология и медицина в изучении и укреплении здоровья человека (11 ч.)
- Экология – наука о взаимосвязях организмов друг с другом и со средой обитания
- Медицина – область научной и практической деятельности по исследованию нормальных и патологических процессов в организме человека, различных заболеваний и патологических состояний, их лечению...
- Влияние экологии и окружающей среды на особенности жизни и быта человека
- Экологические катастрофы, их влияние на состояние здоровья человека
- Экологические проблемы в поселке и регионе
- Пути решения экологических проблем, связанных с охраной здоровья
- Генетика и биологический возраст
- За здоровый образ жизни
- Проекты по теме “Экология и медицина в изучении и укреплении здоровья человека”
Тема 3. Практическая экология в школе (3 ч.)
- Экологическое состояние школьных помещений (кабинетов, столовой и рекреаций) Физико-химический анализ питьевой воды и воздуха
Тема 4. Здоровое общество-будущее нации (7 ч.)
- Понятие здоровье и его структура
- Инфекционные заболевания
- Анализ и составление карты сезонных заболеваний школьников
- Оценка индивидуального здоровья
- Вредные вещества в доме и их источники
- Портрет здорового человека
- Проекты по теме “Здоровое общество-будущее нации”
Тема 5. Итоговое занятие (2ч.)
Научно практическая конференция, посвященная Дню здоровья
Приложение
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема занятия | Число часов | Вид деятельности |
1. | Введение Сущность понятий человек и здоровье. Главные ценности и приоритеты современного человека. Задачи курса |
1 | Лекция |
Тема 1. Человек и среда его обитания (10ч.) | |||
2. | Окружающая среда как среда жизни человека | 1 | Лекция |
3. | Факторы окружающей среды, характер их воздействия на организм человека | 1 | Лекция |
4. | Природные условия жизни | 1 | Лекция |
5. | Анализ природных условий жизни | 1 | Презентация |
6. | Мониторинг окружающей среды | 1 | Практическая работа №1 |
7. | Социальные условия жизни | 1 | Лекция |
8. | Анализ социальных условий жизни | 1 | Презентация |
9. | Болезни как процесс и формы адаптации человека к среде обитания | 1 | Видеофильм |
10. | Проекты по теме “Человек и среда его обитания” | 2 | Защита проектных работ |
Тема 2. Экология и медицина в изучении и укреплении здоровья человека (11 ч.) | |||
11. | Экология – наука о взаимосвязях организмов друг с другом и со средой обитания | 1 | Лекция |
12. | Медицина – область научной и практической деятельности по исследованию нормальных и патологических процессов в организме человека, различных заболеваний и патологических состояний, их лечению... | 2 | Лекция |
13. | Влияние экологии и окружающей среды на особенности жизни и быта человека | 1 | Практическая работа №2 |
14. | Экологические катастрофы, их влияние на состояние здоровья человека | 2 | Видеофильм |
15. | Экологические проблемы в поселке и регионе | 1 | Выступление учащихся |
16. | Пути решения экологических проблем, связанных с охраной здоровья | 1 | Презентация |
17. | Генетика и биологический возраст | 1 | Видеофильм |
18. | За здоровый образ жизни | 1 | Семинар |
19. | Проекты по теме “Экология и медицина в изучении и укреплении здоровья человека” | 1 | Защита проектных работ |
Тема 3. Практическая экология в школе (3 ч.) | |||
20. | Экологическое состояние школьных помещений (кабинетов, столовой и рекреаций) | 1 | Практическая работа №3 |
21. | Физико-химический анализ питьевой воды и воздуха | 2 | Практическая работа №4 |
Тема 4. Здоровое общество-будущее нации (7 ч.) | |||
22. | Понятие здоровье и его структура | 1 | Лекция |
23. | Инфекционные заболевания | 1 | Презентация |
24. | Анализ и составление карты сезонных заболеваний школьников | 1 | Практическая работа №5 |
25. | Оценка индивидуального здоровья | 1 | Практическая работа №6 |
26. | Вредные вещества в доме и их источники | 1 | Видеофильм |
27. | Портрет здорового человека | 1 | Презентация |
28. | Проекты по теме “Здоровое общество-будущее нации” | 1 | Защита проектных работ |
Тема 5. Итоговое занятие (2ч.) | |||
29. | Научно практическая конференция, посвященная Дню здоровья | 2 | Защита проектных работ |
Итого: | 34 |
Литература
1. Биология в вопросах и ответах. М.: Мирос, “ Международные отношения”, 2004г.
2. Миллер Т. Жизнь в окружающей среде. М.: Прогресс. Пангея, 1993г.
3. Н.Ф. Реймерс Среди закономерностей и ограничений. М.:Просвещение,2000г.
4. Проблемы экологии человека. М.:Наука, 2008г.
5. В.И. Сивоглазов Экология России. Москва “МДС”, 2006г.
6. С.Ю.Модестов Сборник творческих задач по биологии, экологии и ОБЖ. СПБ: Акцент, 2008 г.
7. Г.П.Серов Экологическая безопасность населения и территорий РФ. Учебное пособие для учителя и студентов.
8. Ю.В.Новиков Природа и человек. М.: Просвещение, 1991г.
9. В.А.Алексеев 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль “Академия развития”. 2008г.
10. Е.И. Кальченко Гигиеническое обучение и воспитание школьников. М.: Просвещение, 2004г.
11. А.А. Минх Методы гигиенических исследований. М.:Медицина, 2001г.
12. Л.П. Анастасова “Человек и окружающая среда”. М.: Просвещение, 2006г.
13. Батмангхелидж Ф. Вода для здоровья