Цели (задачи урока): Учащиеся должны знать: - назначение моделирования; - основные типы задач моделирования; - основные этапы моделирования и последовательность их выполнения. Учащиеся должны уметь: - разрабатывать поэтапную схему моделирования для любой задачи; - задавать цель моделирования и формализовать задачу на этапе ее постановки; - создавать информационную модель и преобразовывать ее в компьютерную на этапе разработки модели. Воспитательные: - развивать аккуратность и эстетическое восприятие при разработке и построении моделей. |
Результаты урока: Предметные: - обобщение знаний об этапах моделирования; - развитие представлений об информационных моделях и важности их использования в современном информационном обществе. Метапредметные: - умение сравнивать (познавательное УУД); - выбор языка представления информации в модели в зависимости от поставленной задачи; - умение осуществлять самоконтроль (Р.); - умение осуществлять поиск информации (П.) - умение структурировать информацию (П.), - преобразование модели – изменение модели с целью адекватного представление объекта моделирования. Личностные: - умение осуществлять совместную информационную деятельность, при выполнении компьютерного эксперимента; - повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ. |
||||
Тип урока, педагогическая
технология Обобщающий урок. Инновационно-творческая технология. |
Оборудование урока: Информатика и ИКТ. Учебник “Информатика и ИКТ 8-9 класс”/Под ред. Проф. Н.В. Макаровой. – Питер, 2008., Компьютеры с операционной системой Windows XP (2 шт.), Программная среда Microsoft Office Visio. |
||||
Опорные понятия. Термины Моделирование. Этапы моделирования. |
|||||
Контроль, самоконтроль на уроке Самоанализ при выполнении задач по моделированию. |
Домашнее задание Вопросы 8,9,10,11 на стр. 154 учебника. |
||||
Этап урока | Деятельность и действия учителя | Деятельность и действия учащихся | Используемые методы, приемы, формы. | Формируемые УУД | Результат взаимодействия |
Организационный момент (1-2 мин.) | Приветствие. Проверка отсутствующих. Проверка готовности учащихся к уроку. Проверка готовности помещения к уроку. |
Осуществляют визуальный контроль своей готовности к уроку. | Учащиеся готовы к уроку. | ||
Проверка домашнего задания (7-8 минут). | Я предлагаю учащимся на выбор задания:
(тест, ответ у доски, письменный ответ). - Один ученик выполняет небольшой тест по вопросу №8 со стр. 154. - Второй ученик Устный ответ на вопрос №9 стр. 154 учебника - Третий ученик (письменный краткий ответ на вопрос №11 на стр. 154 учебника). Каждый учащийся сам выбирает вариант ответа. |
Ребята выполняют домашнее задание по
выбору вариантов опроса (тест, устный ответ,
письменный ответ).
|
Тестирование. Устный опрос. Письменный опрос |
- выбор языка представления информации
в модели в зависимости от поставленной задачи. - умение сравнивать. - умение осуществлять самоконтроль |
Проверка выполненных работ. Выставление оценок за домашнее задание. |
Обобщение знаний | Работу по обобщению данной темы я
предлагаю в два этапа: 1. Выполнить задание №7 стр. 154. (По каким причинам компьютер широко используется в моделировании) Выполнение задания с помощью “мозгового штурма” 2. Сделать модель “Расстановка мебели в своей комнате с учетом здоровьесберегающих технологий” Сначала я делаю формализацию задачи. Поясняю учащимся, какие здоровьесберегающие технологии нужно учитывать при расстановке мебели. Остальные этапы моделирования учащимся рекомендую сделать самостоятельно. Компьютерную модель учащиеся будут делать в программе Microsoft Office Visio (разработать этапы моделирования): Поскольку в классе трое учащихся последний этап делают вместе. |
Ребята открывают учебник на стр. 154. Внимательно читают задание: С помощью мозгового штурма ребята определяют основные причины, по которым компьютер широко применяется в моделировании – Ребята внимательно слушают формализацию задачи модели “Расстановка мебели в своей комнате”. Цели и задачи моделирования записывают в тетрадь. - Затем учащиеся делают информационную модель и компьютерную модель. Информационную модель в тетради. Компьютерную модель на компьютерах (программная среда Microsoft Visio) пример компьютерной модели в программе Microsoft Visio |
Моделирование |
- умение структурировать информацию; - умение сравнивать. |
Проверка и анализ заданий:
Задание №2 Второе задание. Защита работ, каждого учащегося. |
4. Рефлексия | Вопросы рефлексии:
|
Ребята отвечают на вопросы рефлексии и оставляют свое мнение об уроке. | умение осуществлять самоконтроль | Выставление оценок за урок. Общий анализ работы. |
|
5. Домашнее задание | Предлагаю ребят сделать сравнительный
анализ модели “Расстановка мебели в своей
комнате” с реальной комнатой дома. И рассказать
какие здоровьесберегающие технологии были
соблюдены, а какие отсутствуют. Возможна ли
перестановка мебели с учетом новых особенностей. Предлагаю учащимся в качестве домашнего задания разработать информационные модели “Пара ботинок” для разных целей (стр. 154). |
Учащиеся записывают задание в дневник и рабочую тетрадь. |
Краткое описание урока
Моделирование одна из ключевых тем на уроках информатики в 9 классе. Учащиеся знакомятся не только с понятием моделирования и с его этапами, но и сами учатся строить модели. Модели постоянно окружают человека. Модели, которые создаются на уроках информатики, служат в основном, для учебных и демонстрационных целей. Приступая к созданию моделей, следует выделить объект в данном случае комнатная мебель, определить цели моделирования (на данном уроке цель: “правильно расставить мебель в своей комнате с учетом здоровьесберегающих технологий”), затем сформировать информационную модель всех объектов моделирования и выбрать инструмент моделирования. Инструмент для компьютерного моделирования выбран программа Microsoft office Visio, так как в этой программе можно делать реальные планы комнат и т.д.
Данный урок позволяет расширить знания по моделированию с переходом на практические занятия на следующих уроках.