XXI век – век информатизации и компьютеризации. Основным признаком компьютерной культуры – умение применять мультимедийные технологии в сфере своей деятельности. Мультимедийные и компьютерные технологии являются коммуникативным средством, которое дает возможность универсального применения на занятиях иностранного языка и предлагает широкие возможности комплексного использования технических средств [56].
Российские и зарубежные методисты выделяют основные мотивы применения мультимедийных технологий:
- Мультимедийные технологии привлекательны и эффективны.
- Современные мультимедийные технологии повышают интерес и мотивацию к изучению иностранных языков, а так же они предлагают разнообразные учебные материалы, новые формы, методы и приемы работы, эффективно поддерживают процесс обучения иностранным языкам и представляют собой соединение всех аутеттичных средств обучения.
- Современные компьютерные технологии дают возможность погружения в иную культуру и лучшего ее понимания.
Мультимедийные технологии имеют ряд достоинств:
- Возможность реализации индивидуальной работы.
- Наличие своевременной обратной связи [57].
- Большие возможности наглядного предъявления материала.
- Мультимедийные технологии открывают новые возможности в варьировании заданий и проблемных ситуаций при активном использовании разнообразных вспомогательных технических средств.
- Мультимедийные технологии открывают новые возможности использования ресурсов сети Интернет для постоянного пополнения банка учебных материалов.
- Многосторонность применения мультимедийных технологий. Различные комбинации текста, графики, звука дают возможность быстрого и успешного запоминания учебного материала.
- Концетрация внимания.
- Индивидуальное стимулирование.
- Креативность [58].
Мультимедийные презентации являются средством наглядности и повышают интерес к знаниям, позволяют облегчить процесс их усвоения, поддерживают внимание студента. Применительно к английскому языку могу сказать, что современные программы составлены таким образом, что в сегодняшних учебниках отсутствуют многие темы и поэтому приходится составлять материалы самостоятельно. Создание мультимедийных презентаций – это интересная и творческая работа всегда. Посредством создания презентаций в прoграмме PowerPoint занятия по английскому языку можно сделать не только информативными, но и красиво оформленными, более интересными и студентам это очень нравится. Более того, они сами с огромным удовольствием выполняют задания, предложенные программой, в форме мультимедийной презентации. Через данную форму работы студенты не только предъявляют отработанный материал, но и вместе с преподавателем корректируют неточности.
Создавая свои мультимедийные презентации, стараюсь делать их максимально интересными, красиво оформленными, интерактивными. Такие уроки помогают решить следующие задачи:
- Усвоить базовые знания по предмету
- Систематизировать навыки самоконтроля
- Сформировать мотивацию к учению в целом и к английскому языку в частности
- Оказать учебно-методическую помощь студентам в самостоятельной работе над учебным материалом
- Развивать интерес к предмету.
Использование программы Power Point открывает такие перспективы, как повышение эмоциональности занятия по английскому языку, воспитание потребности приобретать новые знания, создание доброжелательной атмосферы на занятии, активного творческого труда, стимулирование познавательного мышления студентов. Применения наглядных и игровых методов обучения.
Использование презентаций позволяет преподавателю эффективно управлять вниманием студентов на занятии, преодолеть пассивный способ передачи знаний, поддерживать интерес студентов к учению.
Презентации позволяют мне наглядно продемонстрировать наиболее интересные моменты занятия. Так, например, презентации по грамматике, можно использовать в форме информативного материала, можно использовать целиком на занятии, а так же можно использовать фрагментом. В моей презентации на тему “Прошедшее совершённое время и прошедшее совершённое длительное. The Past Perfect Tense and The Past Perfect Progressive Tense” дается грамматический материал, способы образования видо-временных форм данной темы, подкрепленный проверочным материалом с ответами для самопроверки.
В своей работе я начала использовать электронные презентации пять лет назад. К преимуществу использования мультимедийных презентаций хочу добавить, что презентация позволяет воздействовать сразу на несколько видов памяти: зрительную, слуховую, эмоциональную и в некоторых случаях моторную. Обладая такой возможностью, как интерактивность, компьютерные презентации позволяют эффективно адаптировать учебный материал под особенности обучающихся. Усиление интерактивности приводит к более интенсивному участию в процессе обучения самого обучаемого, что способствует повышению эффективности восприятия и запоминания учебного материала.
Использовать презентацию в учебном процессе можно на различных этапах занятия, при этом суть ее как наглядного средства остается неизменной, меняются только ее формы, в зависимости от поставленной цели ее использования.
Стоит ли создавать презентации на каждый урок и не слишком ли много времени это занимает? У кого как, для меня не составляет особого труда. Создание мультимедийных презентаций дело интересное и увлекательное. Презентации не обязательно постоянно использовать, тем более что в некоторых случаях, когда материал занятия содержит большое количество иллюстративного материала, а применение компьютерной презентации позволит существенно повысить эффективность урока.
Таким образом, можно сделать вывод, что в современных условиях овладение иностранным языком является объективной необходимостью, продиктованной временем. Между тем, как известно, грамматика является важнейшим аспектом, необходимым составляющим любого языка. Без знания грамматики изучаемого языка невозможно построить грамотную речь. Использование PowerPoint презентаций делает изучение грамматики более лёгким, доступным и увлекательным для студентов всех возрастов.
Образовательной целью занятия является углубленное изучение грамматического материала по теме “Прошедшее совершённое время и прошедшее совершённое длительное. The Past Perfect Tense and The Past Perfect Progressive Tense”.
Развивающей целью занятия является развитие умения выделять главное в изучаемой теме, обобщение и систематизация полученных знаний, а также развитие языковых навыков и развитие познавательной и мыслительной деятельности.
Воспитательной целью занятия является развитие кругозора учащихся, воспитание культуры работы в коллективе, а также поощрение усидчивости и ответственности в учебном процессе.
Мультимедийная презентация, составленная в программе PowerPoint по теме: “Прошедшее совершённое время и прошедшее совершённое длительное. The Past Perfect Tense and The Past Perfect Progressive Tense” состоит из 21 слайда:
Слайд №1 занимает титульный лист.
Слайд №2 поясняет студентам, для чего им нужно использовать эту презентацию.
Слайд №3 свидетельствует об образовании The Past Perfect Tense.
Слайд №4 рассказывает о предлогах и словосочетаниях The Past Perfect Tense с использованием примеров.
Слайд №5 говорит об употреблении The Past Perfect Tense.
Слайд №6 предлагает ответить на вопросы по видовременной форме The Past Perfect Tense.
Слайд №7-8 демонстрирует образование The Past Perfect Progressive Tense с приведенными примерами.
Слайд №9 предлагает выполнить задания в форме перевода с русского на английский язык для The Past Perfect Progressive Tense.
Слайд №10 предназначен для самопроверки студентов по видовременной форме The Past Perfect Progressive Tense.
Слайд №11 предлагает выполнить задание составить из данных слов предложение и перевести его на русский язык.
Слайд №12 предназначен для самопроверки задания слайда №11.
Слайд №13 предлагает студентам выполнить задание на определение видовременной формы предложений.
Слайд №14 предназначен для самопроверки задания, указанного на слайде №13.
Слайд №15 предлагает выполнить студентам тест.
Слайд №16 предназначен для самопроверки теста.
Слайд №17 предлагает определить какое это время The Past Perfect Progressive Tense or The Past Perfect Tense?
Слайд №18 предназначен для самопроверки по заданию слайда №17.
Слайд №19 предлагает записать схемы утвердительного, вопросительного и отрицательного предложений в форме The Past Perfect Progressive Tense и The Past Perfect Tense.
Слайд №20 дает примерные ответы на задание, предложенное выполнить на слайде №19.
Слайд №21 является заключительным в презентации и желает всем удачи.
Литература
- Рахимова А.Э. Преимущества применения компьютерных технологий при обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе. – 2012. - №10. – С.56-60.