Экологический проект "Наши маленькие друзья – наксекомые"

Разделы: Работа с дошкольниками


Изучению насекомых в программах обучения в детском саду отведено незначительное количество времени. В конечном итоге, багаж знаний о насекомых у человека остается на низком уровне, что в свою очередь ведет к соответствующему отношению к ним, которое определяется термином "экологическая безграмотность".

Это обосновывает цели и задачи, которые мы поставили перед собой при разработке и реализации проекта “Наши маленькие друзья - насекомые”.

Проект способствует познанию мира насекомых детьми дошкольного возраста. В ходе его реализации решаются задачи усвоения детьми знаний о мире насекомых; формируются позитивные установки по отношению к различным видам насекомых; приобретаются навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного восприятия насекомых; понимания значения насекомых как важного компонента биосферы.

Мир насекомых чрезвычайно интересен, каждый его обитатель таит в себе множество удивительных свойств. Последовательное их раскрытие на пути от первичного знания к более полному и углубленному должно не только привлечь, но и заострить внимание ребенка, сделать его интерес устойчивее, а знания – глубже.

Цель проекта: формирование у детей экологически грамотного поведения в природе, на примере городской искусственной экосистемы (цветника).

Задачи:

1. Продолжать формировать у детей представление о необходимости бережного и созидательного отношения к родной природе через различные виды деятельности.

2. Продолжать формировать представления детей о взаимосвязях в природе; о связи жизни животных, растений с различными средами, о том, что животные и растения приспосабливаются к разным условиям мест обитания.

3. Способствовать уяснению связи между поведением людей и состоянием окружающей среды.

4. Воспитывать желание совместно со взрослыми участвовать в природоохранной деятельности, доступной для данного возраста.

5. Содействовать преодолению потребительского отношения к природе. Формировать потребность и желание жить в гармонии с ней.

6. Развивать поисковую деятельность детей, их познавательную активность.

7. Воспитывать любовь к Родине через уважительное отношение к родной природе средствами поэзии, живописи, музыки, театра.

8. Развивать эмоционально-эстетическое отношение к окружающему миру.

Цель, поставленная перед детьми: узнать как можно больше о насекомых, обитающих на участке детского сада.

Срок реализации проекта – 1 месяц

Участники проекта: дети 6-7 лет, воспитатели групп, музыкальный руководитель

Формы реализации проекта

Деятельность воспитателя:

1. Проведение занятий на экологической тропе, на улице;

2. Проведение наблюдений за живой природой;

3. Изготовление дидактических пособий для проведения занятий;

4. Подготовка методической литературы, иллюстрированных книг, фотографий, д\игр;

5. Разработка сценария экологической сказки “Катя и божья коровка”.

6. Координация работы всех специалистов: музыкального руководителя,

7. Выполнение экологического проекта “Наши маленькие друзья - насекомые”;

8. Презентация опыта работы по проекту в ДОУ.

Деятельность воспитателей и детей

1. Рисование природоохранных знаков;

2. Оформление альбома рисунков “Насекомые на нашем участке”;

3. Выявление уровня знаний детей;

4. Разработка конспектов и проведение с детьми бесед, наблюдений;

5. Конкурс рисунков с натуры;

6. Чтение произведений писателей: Зотова, Бианки;

7. Проведение сюжетно- ролевых, подвижных и дидактических игр;

8. Целевые исследовательские работы на участке;

9. Высадка рассады в цветнике;

10. Составление истории, сказки по теме “Наши маленькие друзья - насекомые”, сочинение загадок;

11. Изготовление атрибутов, афиши к спектаклю.

Деятельность музыкального руководителя

1. Включение в занятия песен, игр, танцев о насекомых;

2. Разработка сценария экологической сказки “Катя и божья коровка”;

3. Совместное проведение с детьми младших групп праздника Лета, экологической сказки;

4. Подбор дидактических, подвижных игр и наглядного материала к проведению занятий;

5. Продумывание декораций, атрибутов и костюмов для показа спектакля.

6. Проведение музыкальных занятий, усиливающих эмоциональное восприятие ребенком природы;

7. Согласование музыкальных занятий с тематикой занятий эколога;

8. Подбор музыкальных произведений (звуки природы, классические произведения, песни о природе) к программе эколога;

9. Подбор музыкального сопровождения для экологических игр (в том числе включение музыкальных заданий в такие игры), пластических этюдов, постановка танцев;

Условия реализации проекта:

Материальные: приобрести семена, грунт, емкости для рассады.

Педагогические: загадки, стихи, дидактические игры, экологические сказки, рассматривание иллюстраций.

Планируемый результат:

В ходе реализации проекта у детей сформируется понимание последствий экологически не грамотного поведения людей в природе, осознанное бережное отношение к объектам живой природы, в частности к насекомым. Повысится познавательная активность, стремление самостоятельно изучать мир живой природы. Желание участвовать в доступной для детей природоохранной деятельности.

I этап. Подготовительный

Введение в тему проекта:

- Мотивация. Чтение “Жалобной книги природы”. Жалоба от насекомых: малыши нас ловят, топчут, цветы срывают. Как мы можем помочь насекомым? Как научить малышей, которые остаются в детском саду правильно относиться к насекомым и другим маленьким животным?

- Совместное обсуждение с детьми. Много ли мы сами знаем о жизни насекомых? Что мы можем сделать, чтобы узнать о них больше? (понаблюдать самим, спросить других людей, прочесть в книге, обратиться к компьютеру) О каких насекомых участка вы хотели бы узнать и рассказать?

- Выбор детьми вида деятельности, планирование необходимого оборудования.

Вопросы для планирования:

- Чтобы ты хотел узнать о насекомом?

- Какой у тебя есть план действий?

- Что тебе нужно, чтобы выполнить поставленные задачи? (план)

- Как ты это будешь делать?

- С чего ты планируешь начать?

- Что у тебя в результате должно получиться?

Объединение детей по интересам (выбранному насекомому) по группам, внутригрупповое обсуждение предстоящей деятельности, распределение видов работы.

II этап. Основной этап.

Реализация проекта. Взаимообмен информацией.

Виды деятельности.
Игровая деятельность
Речь и речевое общение Физическое развитие. Здоровье Конструирование
- Д\игра “Экологические цепочки”

(цепи питания)

- Д\игра “Кто быстрее?”

(стадии роста и развития)

- сочинение загадок

- сочинение рассказов и сказок

- подвижная игра “Кто я?”

- п\и

“Птицы, насекомые”

- летние олимпийские игры

“Насекомые – чемпионы”

- из бумаги “Бабочка”

(гармошка)

- из природного и бросового материала

“Цветочная клумба”

- из природного материала

“Муравейник”

Художественная литература Изо деятельность и дизайн Театр Труд
- рассказы о насекомых, пауках

(книга “Лесная мозаика” Зотов

- книга Бианки “Сова”

- чтение книги

“Энциклопедия для малышей Чудо - всюду”

- загадывание загадок

- чтение Бианки “Как муравьишка домой возвращался”

- рисование с натуры

- иллюстрирование детских рассказов, сказок, загадок

- рисование природоохранных знаков

- изготовление атрибутов к экологической сказке

- рисование афиши

- этюды “Встреча бабочки и цветка”, “Затоптанные цветы”, “Сердитый муравей”, “Летающая бабочка”,

“Веселая девочка”

- кукольный театр “Кузнечики”

- подготовка к инсценированию

“Экологической сказки “Катя и божья коровка”

- высадка рассады на цветнике

- уход за растениями цветника

Экология Музыкальная деятельность
- исследовательская деятельность, наблюдение за природой:

- сколько точек у божьей коровки?

- как кузнечик стрекочет?

- чем питается божья коровка

- где чаще встречается…?

- как пчела собирает нектар?

- переносит пыльцу?

- для чего бабочке кружочки?

- исполнение песен “В траве сидел кузнечик”, “Не дразните собак”, “Не обижайте муравья”, “Дружба крепкая”

- инсценирование песен

- исполнение танцевальных этюдов “Бабочки порхают”, “Кузнечики прыгают”,

“Пчелки собирают нектар”, “Цветы”

- разучивание игр “Кузнечики, бабочки, жуки”, “Собери и назови цветок”, “Бабочка”, “Пчелки”.

- слушание музыки “Звуки природы”, “Полет шмеля”, “Вальс бабочек”, “Полька”.

III этап. Итоговый

Презентация проекта: показ экологической сказки “Катя и божья коровка”, фотопрезентация, демонстрация альбомов.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

  1. Путешествие в мир природы. Игры Натальи Рыжовой в экологическом образовании дошкольников.//"Дошкольное образование" март 2008 № 6 (222) с.4
  2. День цветов. Досуг для детей старшего дошкольного возраста.//Дошкольное воспитание №3, 2008.с.111
  3. Листок на ладони: Методическое пособие по проведению экскурсий с целью экологического и эстетического воспитания дошкольников / Под ред. Л.М.Маневцовой.
  4. Что плавает? Что тонет? Сборник занимательных игр развивающего характера. Методическое пособие для воспитателя детского сада. (подготовительная группа).
  5. Как солнце весне помогало. / Ребенок в детском саду. №2, 2008. с.37
  6. Первоцвет. Экологический проект. / Ребенок в детском саду. №2, 2008. с.54
  7. Учимся сопереживать животным. Занятие. / Ребенок в детском саду. №5, 2007. с.46
  8. Попова Т.И. Мир вокруг нас (художественное слово, фономузыкальный материал, программа бесед об окружающем мире).
  9. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры.
  10. Молодова Л.П. Экологические занятия с детьми.
  11. Ционская Как воспитывать у детей интерес к природе.
  12. Рыжова Н.А. Воздух-неведимка. Пособие по экологическому образованию дошкольников.
  13. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг нас.
  14. Кузнецова Л. Очаровательный сорняк. Обруч. №2, 2009. с.30
  15. Масюкина А.В. Метод проектов в экологическом образовании дошкольников. Ребенок в детском саду. №5, 2006. с.49
  16. Машкова Т. Пруд, пруд, пруд. Обруч. №5, 1999. с.27
  17. Барабанщикова Е. Объект исследования: муравей. Обруч. №4, 2003. с.28