Изучению насекомых в программах обучения в детском саду отведено незначительное количество времени. В конечном итоге, багаж знаний о насекомых у человека остается на низком уровне, что в свою очередь ведет к соответствующему отношению к ним, которое определяется термином "экологическая безграмотность".
Это обосновывает цели и задачи, которые мы поставили перед собой при разработке и реализации проекта “Наши маленькие друзья - насекомые”.
Проект способствует познанию мира насекомых детьми дошкольного возраста. В ходе его реализации решаются задачи усвоения детьми знаний о мире насекомых; формируются позитивные установки по отношению к различным видам насекомых; приобретаются навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного восприятия насекомых; понимания значения насекомых как важного компонента биосферы.
Мир насекомых чрезвычайно интересен, каждый его обитатель таит в себе множество удивительных свойств. Последовательное их раскрытие на пути от первичного знания к более полному и углубленному должно не только привлечь, но и заострить внимание ребенка, сделать его интерес устойчивее, а знания – глубже.
Цель проекта: формирование у детей экологически грамотного поведения в природе, на примере городской искусственной экосистемы (цветника).
Задачи:
1. Продолжать формировать у детей представление о необходимости бережного и созидательного отношения к родной природе через различные виды деятельности.
2. Продолжать формировать представления детей о взаимосвязях в природе; о связи жизни животных, растений с различными средами, о том, что животные и растения приспосабливаются к разным условиям мест обитания.
3. Способствовать уяснению связи между поведением людей и состоянием окружающей среды.
4. Воспитывать желание совместно со взрослыми участвовать в природоохранной деятельности, доступной для данного возраста.
5. Содействовать преодолению потребительского отношения к природе. Формировать потребность и желание жить в гармонии с ней.
6. Развивать поисковую деятельность детей, их познавательную активность.
7. Воспитывать любовь к Родине через уважительное отношение к родной природе средствами поэзии, живописи, музыки, театра.
8. Развивать эмоционально-эстетическое отношение к окружающему миру.
Цель, поставленная перед детьми: узнать как можно больше о насекомых, обитающих на участке детского сада.
Срок реализации проекта – 1 месяц
Участники проекта: дети 6-7 лет, воспитатели групп, музыкальный руководитель
Формы реализации проекта
Деятельность воспитателя:
1. Проведение занятий на экологической тропе, на улице;
2. Проведение наблюдений за живой природой;
3. Изготовление дидактических пособий для проведения занятий;
4. Подготовка методической литературы, иллюстрированных книг, фотографий, д\игр;
5. Разработка сценария экологической сказки “Катя и божья коровка”.
6. Координация работы всех специалистов: музыкального руководителя,
7. Выполнение экологического проекта “Наши маленькие друзья - насекомые”;
8. Презентация опыта работы по проекту в ДОУ.
Деятельность воспитателей и детей
1. Рисование природоохранных знаков;
2. Оформление альбома рисунков “Насекомые на нашем участке”;
3. Выявление уровня знаний детей;
4. Разработка конспектов и проведение с детьми бесед, наблюдений;
5. Конкурс рисунков с натуры;
6. Чтение произведений писателей: Зотова, Бианки;
7. Проведение сюжетно- ролевых, подвижных и дидактических игр;
8. Целевые исследовательские работы на участке;
9. Высадка рассады в цветнике;
10. Составление истории, сказки по теме “Наши маленькие друзья - насекомые”, сочинение загадок;
11. Изготовление атрибутов, афиши к спектаклю.
Деятельность музыкального руководителя
1. Включение в занятия песен, игр, танцев о насекомых;
2. Разработка сценария экологической сказки “Катя и божья коровка”;
3. Совместное проведение с детьми младших групп праздника Лета, экологической сказки;
4. Подбор дидактических, подвижных игр и наглядного материала к проведению занятий;
5. Продумывание декораций, атрибутов и костюмов для показа спектакля.
6. Проведение музыкальных занятий, усиливающих эмоциональное восприятие ребенком природы;
7. Согласование музыкальных занятий с тематикой занятий эколога;
8. Подбор музыкальных произведений (звуки природы, классические произведения, песни о природе) к программе эколога;
9. Подбор музыкального сопровождения для экологических игр (в том числе включение музыкальных заданий в такие игры), пластических этюдов, постановка танцев;
Условия реализации проекта:
Материальные: приобрести семена, грунт, емкости для рассады.
Педагогические: загадки, стихи, дидактические игры, экологические сказки, рассматривание иллюстраций.
Планируемый результат:
В ходе реализации проекта у детей сформируется понимание последствий экологически не грамотного поведения людей в природе, осознанное бережное отношение к объектам живой природы, в частности к насекомым. Повысится познавательная активность, стремление самостоятельно изучать мир живой природы. Желание участвовать в доступной для детей природоохранной деятельности.
I этап. Подготовительный
Введение в тему проекта:
- Мотивация. Чтение “Жалобной книги природы”. Жалоба от насекомых: малыши нас ловят, топчут, цветы срывают. Как мы можем помочь насекомым? Как научить малышей, которые остаются в детском саду правильно относиться к насекомым и другим маленьким животным?
- Совместное обсуждение с детьми. Много ли мы сами знаем о жизни насекомых? Что мы можем сделать, чтобы узнать о них больше? (понаблюдать самим, спросить других людей, прочесть в книге, обратиться к компьютеру) О каких насекомых участка вы хотели бы узнать и рассказать?
- Выбор детьми вида деятельности, планирование необходимого оборудования.
Вопросы для планирования:
- Чтобы ты хотел узнать о насекомом?
- Какой у тебя есть план действий?
- Что тебе нужно, чтобы выполнить поставленные задачи? (план)
- Как ты это будешь делать?
- С чего ты планируешь начать?
- Что у тебя в результате должно получиться?
Объединение детей по интересам (выбранному насекомому) по группам, внутригрупповое обсуждение предстоящей деятельности, распределение видов работы.
II этап. Основной этап.
Реализация проекта. Взаимообмен информацией.
Виды деятельности. Игровая деятельность |
Речь и речевое общение | Физическое развитие. Здоровье | Конструирование |
- Д\игра “Экологические цепочки” (цепи питания) - Д\игра “Кто быстрее?” (стадии роста и развития) |
- сочинение загадок - сочинение рассказов и сказок |
- подвижная игра “Кто я?” - п\и “Птицы, насекомые” - летние олимпийские игры “Насекомые – чемпионы” |
- из бумаги “Бабочка” (гармошка) - из природного и бросового материала “Цветочная клумба” - из природного материала “Муравейник” |
Художественная литература | Изо деятельность и дизайн | Театр | Труд |
- рассказы о насекомых, пауках (книга “Лесная мозаика” Зотов - книга Бианки “Сова” - чтение книги “Энциклопедия для малышей Чудо - всюду” - загадывание загадок - чтение Бианки “Как муравьишка домой возвращался” |
- рисование с натуры - иллюстрирование детских рассказов, сказок, загадок - рисование природоохранных знаков - изготовление атрибутов к экологической сказке - рисование афиши |
- этюды “Встреча бабочки и цветка”,
“Затоптанные цветы”, “Сердитый муравей”,
“Летающая бабочка”, “Веселая девочка” - кукольный театр “Кузнечики” - подготовка к инсценированию “Экологической сказки “Катя и божья коровка” |
- высадка рассады на цветнике - уход за растениями цветника |
Экология | Музыкальная деятельность | ||
- исследовательская
деятельность, наблюдение за природой: - сколько точек у божьей коровки? - как кузнечик стрекочет? - чем питается божья коровка - где чаще встречается…? - как пчела собирает нектар? - переносит пыльцу? - для чего бабочке кружочки? |
- исполнение песен “В траве сидел
кузнечик”, “Не дразните собак”, “Не обижайте
муравья”, “Дружба крепкая” - инсценирование песен - исполнение танцевальных этюдов “Бабочки порхают”, “Кузнечики прыгают”, “Пчелки собирают нектар”, “Цветы” - разучивание игр “Кузнечики, бабочки, жуки”, “Собери и назови цветок”, “Бабочка”, “Пчелки”. - слушание музыки “Звуки природы”, “Полет шмеля”, “Вальс бабочек”, “Полька”. |
III этап. Итоговый
Презентация проекта: показ экологической сказки “Катя и божья коровка”, фотопрезентация, демонстрация альбомов.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.
- Путешествие в мир природы. Игры Натальи Рыжовой в экологическом образовании дошкольников.//"Дошкольное образование" март 2008 № 6 (222) с.4
- День цветов. Досуг для детей старшего дошкольного возраста.//Дошкольное воспитание №3, 2008.с.111
- Листок на ладони: Методическое пособие по проведению экскурсий с целью экологического и эстетического воспитания дошкольников / Под ред. Л.М.Маневцовой.
- Что плавает? Что тонет? Сборник занимательных игр развивающего характера. Методическое пособие для воспитателя детского сада. (подготовительная группа).
- Как солнце весне помогало. / Ребенок в детском саду. №2, 2008. с.37
- Первоцвет. Экологический проект. / Ребенок в детском саду. №2, 2008. с.54
- Учимся сопереживать животным. Занятие. / Ребенок в детском саду. №5, 2007. с.46
- Попова Т.И. Мир вокруг нас (художественное слово, фономузыкальный материал, программа бесед об окружающем мире).
- Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры.
- Молодова Л.П. Экологические занятия с детьми.
- Ционская Как воспитывать у детей интерес к природе.
- Рыжова Н.А. Воздух-неведимка. Пособие по экологическому образованию дошкольников.
- Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг нас.
- Кузнецова Л. Очаровательный сорняк. Обруч. №2, 2009. с.30
- Масюкина А.В. Метод проектов в экологическом образовании дошкольников. Ребенок в детском саду. №5, 2006. с.49
- Машкова Т. Пруд, пруд, пруд. Обруч. №5, 1999. с.27
- Барабанщикова Е. Объект исследования: муравей. Обруч. №4, 2003. с.28