Климат Южной Америки. 7-й класс

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 7


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Тип урока: комбинированный

Цели урока:

  • формировать у учащихся представление о климате Южной Америки и основных факторах, его образующих;
  • исследовать особенности климатических поясов Южной Америки;
  • развивать умение работы с климатической картой, определять основные климатические характеристики по карте.

Формирование УУД:

Личностные УУД

  • понимание смысла собственной действительности;
  • приводить примеры адаптации человека к климату.

Регулятивные УУД

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных самостоятельно средства достижения цели;
  • составлять индивидуально план решения проблемы;
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД

  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений;
  • осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу);
  • уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Средства обучения:

  • учебник географии 7 класс. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География. Планета, на которой мы живем. 7 класс. – М.: Русское слово, 2008
  • атлас 7 класс
  • мультимедийная презентация
  • физическая карта Южной Америки

Формы работы: устная и письменная фронтальная проверка знаний (беседа и географический диктант), беседа с элементами объяснения, практическая работа с климатической картой (тренировочная), с климатическими диаграммами

Ключевые понятия: климат, климатообразующие факторы, климатические пояса.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Задания на проверку знаний и понимания причинно-следственных связей (устная фронтальная проверка знаний):

  • Какое геологическое образование расположено в основании Южной Америки? Каков его возраст?
  • Какого возраста горы Южной Америки?
  • Почему на западе Южной Америки расположены горы?
  • Какие формы рельефа расположены на древней платформе и на ее щитах? Каков их возраст?
  • Какими полезными ископаемыми богата Южная Америка? Объясните закономерности их распределения.

Географический диктант (письменная фронтальная проверка знаний):

  1. Амазонская низменность
  2. Гвианское плоскогорье
  3. Аконкагуа
  4. Бразильское плоскогорье
  5. Ла-Платская низменность
  6. Анды
  7. м. Гальинас
  8. м. Париньяс
  9. м. Горн
  10. м. Кабу-Бранку

Самопроверка работы. Анализ результатов.

III. Изучение нового материала (беседа с элементами объяснения)

Мы продолжаем изучать Южную Америки, тема урока “Климат Южной Америки”.

Слайд 2

  • Что мы должны изучить на уроке?

Слайд 3

  • Какие цели мы должны поставить перед сегодняшней работой?

Слайд 4

Вспомним основные понятие темы. Слайд 5 Главное из них это климат.

  • Что такое климат? Слайд 6
  • Что такое климатообразующие факторы? Слайд 7

Вспомните особенности климатов уже изученных материков. Назовите рекорды климата Африки, Австралии и Антарктиды. (Африка – самый жаркий материк, Австралия – самый сухой, Антарктида – самый холодный) Слайд 9

На климат любой местности влияют климатообразующие факторы. Их принято делить на 3 группы:

  1. Солнечная радиация
  2. Циркуляция атмосферы Слайд 10
  3. Подстилающая поверхность

Солнечная радиация: чем ближе к экватору, тем больше солнечного тепла получает территория.

Южная Америка в северной части пересекается экватором, а в центре южным тропиком —> материк получает большое количество тепла – климат жаркий. Слайд 12

Циркуляция атмосферы: движение воздушных масс и господствующий ветер.

Северо-восточный и юго-восточный пассаты с Атлантики и Западные ветры с Тихого океана приносят влажные воздушные массы > Материк получает большое количество влаги – климат очень влажный. Слайд 13

Подстилающая поверхность: близость акваторий, преобладающие формы рельефа, течения.

Огромное влияние на климат Южной Америки оказывают Перуанское холодное течение, Южное Пассатное теплые течения, Анды и обширные равнины и низменности. Слайд 14 и 11 (карта)

Над Перуанским холодным течением воздушные массы теряют влагу, передвигаясь на сушу, не приносят осадки. На тропическом побережье Тихого океана выпадает небольшое количество осадков, формируются полупустыни и пустыни. Слайд 15

Теплые течения Атлантического океана наоборот обогащают воздушные массы, они приносят на материк большое количество осадков. Здесь формируется зона влажных или переменно влажных лесов. Слайд 16

Горы Анды препятствуют прохождению воздушных масс с океана, заставляя их охлаждаться и терять влагу, поэтому внутренние районы гор засушливые и суровые, здесь располагается самое сухое место на Земле – пустыня Атакама. Слайд 17

Обширные равнины на востоке материка свободно пропускают воздушные массы с Атлантического океана, приносящие сюда большое количество осадков. Слайд 18

IV. Обобщение и систематизация знаний

Практическое задание №1 Слайд 19, 20

Используя климатическую карту Южной Америки, определите:

  1. самую теплую часть материка
  2. самую холодную часть материка
  3. территории с большим количеством осадков
  4. территорию с недостатком влаги

Практическое задание №2* Слайд 21


* Практическое задание №2 можно провести на следующем уроке в качестве контрольного задания работы с картой и климатограммами.

Используя диаграммы климатических поясов Южной Америки и климатическую карту, заполните таблицу “Климатические пояса Южной Америки”.

Таблица “Климатические пояса Южной Америки”

Название пояса ГП Воздушные массы Температура воздуха Осадки
Экваториальный        
Субэкваториальный        
Тропический        
Субтропический        
Умеренный        

Домашнее задание и подведение итогов урока Слайд 22

Параграф 42, закончить описание климатических поясов Южной Америки (таблица).