Цель:
– формировать речь учащихся, обогащая ее посредством русского фольклора;
– развивать творческую самостоятельность путем создания эмоциональной атмосферы
радости и доброжелательности;
– воспитывать устойчивый интерес к земле русской, родной сторонушке и
уважительное отношение к ее жителям.
Оборудование: игра с пословицами, костюм для Скворушки, газета о природе, таблица “Я люблю тебя Кузбасс”, рисунки учащихся, выставка книг в г.Кемерово, сочинения учащихся о крае, названия станций, картинка ракеты, ТСО.
Ход игры
(Дети сидят в группах по 6 человек.)
Ученик:
Солнышко ясное, утро прекрасное
А нам на занятия в школу пора.
Дорогой идешь –
Сердце волнуется,
Но гордо шагает по ней детвора.
Ученица:
Вот она, школа моя Ясногорская,
Для школьников светлый и радостный дом!
К школе подходишь –
Двери открыты.
Ждет нас учитель и первый звонок!
Ученик:
Кто корням не изменяет,
Родной поселок прославляет?
Всем хвала почет и честь,
Кто обосновался здесь?
(Исполняется песня “То березка, то рябина”.)
Сл. А. Пришельца, муз. Д. Кабалевского.
Учитель:
– Кто догадался о чем сегодня будет идти речь? (О нашем крае, о Родине.)
– Почему? (Кемеровской области исполняется 70 лет.)
(Учитель открывает доску и называет тему игры.)
– Сегодня мы продолжим путешествие по родному краю. Отгадайте на чем?
Загадка.
Ни пера, ни крыла,
А быстрее орла.
Только выпустит хвост –
Понесется до звезд.” (Ракета.)
– Мы будем путешествовать на …..
Учащиеся (хором):
“Мы моторчик завели и в ракету сели.
Ты, ремень то пристегни,
Мы же – полетели!
5, 4, 3, 2, 1! Пуск!
Ух! При-ехали!”
Учитель: – Мы приехали на 1-ю станцию “Шифровальная”.
А) – Чтобы разгадать шифровку, надо из букв составить слова, а затем собрать пословицу. (Идет работа в группах.)
Всякому мила своя сторона.
– Чему она нас учит?
Ученица:
Б) “Когда по родимому краю иду
И песнею сердце полно,
Березок листва
И песни слова
Сливаются в чувство одно.
Такие просторы полей и лесов!
И небо такой высоты!
И рек синева,
И лугов трава,
И все это, Родина, ты!”
Учитель: – Летим на 2-ю станцию. Станция называется “Перекличка Кузбасских поэтов”.
Ученик:
“Мы нарисуем город словом:
И Томь – река войдет в строку.
И старенький трамплин в сосновом
Бору на правом берегу.
На площадь Пушкина посмотришь,
Здесь раньше проходил парад,
Теперь она тесна для толпищ,
И Пушкин вроде маловат…..
Ученица:
Но площадь Волкова Михайлы
Не спутать с площадью иной:
В больших руках мужик бывалый,
Сжал каменный огонь земной!
И то сказать: кемеровчане
Пошли, да по – сибирски как.
Среди министров их встречали,
И в космосе, и в классиках!”
(С. Донбай).
(4 ученика читают свои сочинения о родном крае.)
Учитель: – Летим на 3-ю станцию.
Станция “Веселая”.
А) Игра в “пословицы”
I группа.
|
II группа. своя
сторона |
б) Исполняется танец “Девицы-красавицы”.
Учитель: – Летим на 4-ю станцию “Край лесной”.
(Инсценировка стихотворения “Скворец” Г. Ходырева.)
Ученик (1):
Скворец заботливый отец,
Но чем унять скворчат?
Лишь выйдет из дому скворец,
Опять они кричат.
Ученики (2–3):
– Хочу букашку!
– Червяка!
– Давай комарика!
– Жука!
– А мне бы до обеда –
Хотя бы короеда.
Ученик (4):
Скворец – заботливый отец,
И все, что есть в меню,
Из рощи в дом несет скворец
И кормит ребятню.
Ученица:
“Край родимый, луг зеленый
С утренней росою,
Не могу налюбоваться
Я твоей красою.
На денек лишь вас покину –
Сразу заскучаю.
А вернусь – цветочек каждый
Как родной встречаю.
Ученик:
Дом родной, земля родная,
Сторона лесная.
Как бы жить без вас могла я
Даже и не знаю.”
Учитель: – Что же мы должны делать, чтобы наш край стал еще красивее и богаче?
(Исполнение песни “Дорогою добра”.)
Сл.м. Минков, муз. Ю.Энтин.
– Пора возвращаться домой.
Вот и закончилось наше путешествие. Вам понравилось оно?
Ученица:
– Всем спасибо за внимание,
Путешествие закончено.
До свидания.