Пояснительная записка.
С того момента, как в руки ребёнка попадает карандаш, а это случается довольно рано, он с большим удовольствием рисует им на бумаге всё, начиная от штрихов и каракулей.
Постепенно развиваясь, ребёнок переходит к схематическому изображению на месте сначала отдельных предметов, а затем целых графических рассказов.
“Рука – вышедший наружу мозг”, – писал Кант. Установлено, что уровень развития детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Одной из важных задач современной школы является работа по формированию каллиграфически правильного письма, так как сам процесс такого письма служит важным средством воспитания эстетических чувств, волевых интеллектуальных качеств младшего школьника. Для этого необходимо тренировать руку ребёнка ещё в дошкольном возрасте. Рисование графических фигур – отличный способ разработки мелких мышц руки ребёнка, интересное и увлекательное занятие, результаты которого скажутся на умении красиво писать и логически мыслить. При этом решаются задачи и математического развития: счёт и отсчёт, ориентировка в пространстве, ориентировка на листе в клетку. Графические диктанты помогут подготовить руку ребёнка к письму, развить пространственное воображение, научить малыша ловкости при обращении с карандашом и ручкой и точности в движениях руки, что даст возможность заложить основу в формировании каллиграфически правильного письма.
Можно предложить дополнительное задание заштриховать рисунок косыми линиями, прямыми линиями, “вышить” фигурку крестиком или просто раскрасить. На каждом занятии обязательно проводится пальчиковая гимнастика.
Обсуждение результатов и качества выполнения задания приучает ребёнка к самооценке и самоконтролю, что является важным компонентом учебной деятельности и пригодится в школе.
Кроме графических диктантов решать эти важные задачи помогают математические картинки. Они служат для развития вычислительных навыков устного счёта, внимания, наблюдательности, памяти, мышления, воображения, координации движения. Они вырабатывают у детей такие качества, как аккуратность, терпение, усидчивость.
Для выполнения данных заданий ребёнок должен уметь хорошо и быстро считать, знать графические обозначения цифр. Не забывайте, что ребёнок быстро утомляется, лучше раскрасить рисунок за два приёма
Условия реализации программы подразумевают наличие:
– развивающей предметно-пространственной среды;
– комнаты для занятий, оборудованной необходимыми учебно-игровыми пособиями;
– литературы по детской педагогике и психологии;
– новейших научных разработок в данной области;
– специального печатного материала и наборов цветных карандашей по количеству
детей;
– временных возможностей: одно занятие в неделю по 20–25 минут;
– возрастного принципа формирования группы;
– учета индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
– принципа добровольности.
Оптимизация учебно-воспитательного процесса в методкабинете детского сада:
– собственного информационного стенда, рекламы;
– литературы по детской педагогике и психологии, специальной литературы;
– новых научных разработок по данной теме;
– разработок бесед и консультаций с родителями;
– папки – презентации данной программы;
– подробных разработок на каждое занятие;
– набор необходимых распечаток на каждого ребёнка.
Характерные особенности программы:
- Воплощение концепции личностно ориентированной модели развития и воспитания детей.
- Развивающие задачи ставятся и решаются с учётом индивидуальных возможностей развития каждого ребёнка, освоенности им способов действия.
- Комплексный подход в обучении, взаимосвязь с другими видами деятельности, использование различных способов и приёмов в обучении.
- Использование новейших разработок по теме “Подготовка дошкольника к письму”, таких как графические диктанты и математические картинки.
- Применение здоровье сберегающих технологий.
- Все задания объединены единым сюжетом и построены по принципу от простого к более сложному.
- Взрослый не спешит указывать детям на ошибки, давая возможность заметить их самостоятельно, и побуждает детей к самостоятельному поиску решения, учит взаимопомощи.
Новизну данной программы определяет использование графических диктантов и математических картинок для подготовки дошкольника к письму.
Примечание: в работе с дошкольниками педагоги ориентируются без какого-либо ограничения, без конкурсных отборов.
Цель: развитие мелкой моторики руки и элементарных математических представлений у детей посредствам графических диктантов и математических картинок
Задачи:
Воспитание у детей умения:
– ориентироваться на листе в клетку;
– выделять структурные единицы клетки;
– выполнять счёт и отсчёт клеточек, ориентируясь на цифровые указатели;
– упражнять в различных видах штриховки;
– решать примеры на сложение и вычитание;
– помогать сверстнику в случае необходимости;
– свободно разговаривать со взрослыми по поводу выполняемых заданий, уметь
объяснить правила и последовательность действий;
– определять цвет для закрашивания, ориентируясь на цифровые указатели;
– формировать правильную осанку при письме;
– отработка ловкости при обращении с карандашом;
– развитие пространственного воображения, устойчивого внимания, глазомер.
Основные направления и содержание деятельности
Программа включает в себя три направления, работа по которым рассчитана на один год: с детьми 5–6 лет.
1. “Графические диктанты”.
Включает в себя графические задания, формирующие у детей умения: ориентироваться на листе в клетку; путём отсчёта указанного количества клеточек, создавать силуэтные изображения животных; действовать в определённой последовательности, находить и исправлять ошибки самостоятельно. Развивают внимание, память, логическое мышление.
2. “Штриховка”.
Включает в себя специально разработанные упражнения на штриховку, различными способами, помогающие развивать глазомер, усидчивость, мелкую мускулатуру руки.
3. “Математические картинки”.
Включает в себя специально разработанные картинки для разукрашивания, позволяющие развивать у дошкольников умение решать примеры на сложение и вычитание в пределах 10, умение соотносить определённое число с определённым цветом, ориентируясь на цифровые указатели, способствующие развитию у детей усидчивости, внимания, мелкой мускулатуры руки.
Занятия проводятся со всеми детьми 5–6 лет без какого либо отбора. Оптимальное количество детей – 10–14. К каждому этапу подходим последовательно, но, в то же время они могут сочетаться.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 20–25 мин . Организованные занятия начинаются с октября, после того, как дети повторят ранее изученный материал, они должны знать цифры, уметь решать примеры в пределах 10.
Индивидуальная работа в случае необходимости проводится дополнительно 1 раз в неделю не более 10–15мин.
Основная форма работы – обучающие и развивающие занятия в группах и подгруппах, а также индивидуальные занятия.
Дополнительная форма работы – консультации педагога и психолога с родителями и детьми.
Примерное построение занятия:
I. Вводная, вступительная часть. (2 минуты.)
Цель – психологический настрой детей на радость, улыбку, праздник;
Установление благожелательного эмоционального контакта.
Постановка цели.
II. Основная часть. (Два типа построения в зависимости от вида деятельности.)
1. Графический диктант. Физкультминутка Штриховка с перерывом для пальчиковой гимнастики. |
* 2. Математическая картинка с обязательными перерывами для физкультминутки и пальчиковой гимнастики. |
Цель – освоение основных умений, определённых задачами и темой. (15–20 минут.)
III. Заключение. Краткий анализ – оценка – занятия (2 минуты).
Цель – поощрение, психологическая поддержка детей, их творческой инициативы.
Предметно-пространственная среда.
Для успешной работы необходима специально организованная предметно-пространственная среда: помещение с наличием как места для работы детей за столами, так и достаточно места для проведения физкультминуток. Наличие печатных материалов, наборов цветных карандашей для каждого ребёнка, доски демонстрационной для показа образцов, цветных мелков.
Ожидаемые результаты:
– ребёнок хорошо ориентируется на листе в клетку, выделяет её структурные
части;
– ориентируясь на цифровые указатели, может самостоятельно вести отсчёт клеточек
в заданном направлении;
– хорошо знает цифры первого десятка;
– может производить штриховку, заданного вида, по образцу и слову воспитателя;
– быстро и правильно читает и решает примеры на сложение и вычитание в пределах
первого десятка;
– выбирает цвет для закрашивания, ориентируясь на цифровой указатель;
– при закрашивании не допускает пробелов и захождений за линию-границу;
– может самостоятельно находить и исправлять ошибку при построении, путём
повторного действия;
– во время занятий сохраняет правильную осанку;
– рука ребёнка может довольно длительное время выполнять необходимые действия
(закрашивание, штриховку) без перенапряжения;
– ребёнок и родители выполняют общее задание как равноправные партнёры.
Учебно-тематический план по блокам.
№ | Наименование блоков | Совместная работа воспитателя и детей | Дети выполняют с частичной помощью воспитателя | Самостоятельное выполнение детьми. |
1 | Графические диктанты | 1 (как часть) | 2 (как часть) | 12 (как часть) |
2 | Штриховка, дорисовывание | 3 (как часть) | 2 (как часть) | 10 (как часть) |
3 | Математические картинки | 2 | 3 | 8 |
Итого: | 2 + 4 как часть | 3 + 4 как часть | 8 + 22 как часть |
Всего 28 занятий.
Учебно-тематический план по неделям и примерные разработки смотри Приложение 1.
Список литературы
- Логика и математика для дошкольников. Е.А. Носова. Р.Л. Непомнящая. “Детство-Пресс” 2006 г.
- Программа развития и воспитания детей в детском саду. В.И.Логинова. Т.И.Бабаева. и др. Детство-Пресс 2010 г.
- Методические советы к программе “Детство” Детство-Пресс 2007 г.
- Комплект “Ступеньки к школе” М.М.Безруких, Т.А.Филиппова.
Дрофа 2000 г.
– “Тренируем пальчики”,
– “Азбука счёта”,
– “Цвет”,
– “Развиваем логическое мышление и память”. - Дошкольник 5–6 лет в детском саду. Детство-Пресс 2007 г.
- Математика – это интересно З.А.Михайлова 2006 г.
- Книга по математике для детей и воспитателей “Пых” В.А. Козлова “Школьная Пресса” 2002 г.
- Игровые занимательные задачи для дошкольников. Михайлова З.А. “Детство-Пресс” 2001 г.
- Математика до школы. Смоленцева А.А. “Акцидент” 1998 г.
- Математика от трёх до шести. Михайлова З.А. “Акцидент” 1997 г.
- Графические диктанты. В.Т.Голубь. Москва “Вако” 2004 год.