Проект "Сюжетно-ролевая игра «Научно-исследовательский институт “Почемучка”»"

Разделы: Работа с дошкольниками


Введение.

Данный проект направлен на развитие исследовательских умений детей дошкольного возраста в разновозрастных мобильных группах посредствам сюжетно-ролевой игры “научно-исследовательский институт “Почемучка” в условиях муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития детей № 90 “Незабудка”.

Основанием для разработки проекта являются нормативно-правовые документы:

  1. Федеральный закон “Об образовании” от 29 декабря 2013 г. № 273-ФЗ (в ред. №3 от 23.07.2013 г).
  2. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 года.
  3. “Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации” (от 9.12.2004 г).
  4. Приказ Минобразования России от 22.08.1996 № 448 “Об утверждении документов по проведению аттестации и государственной аккредитации дошкольных образовательных учреждений”.
  5. О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей
    дошкольного возраста в организационных формах обучения. Письмо
    Минобразования России от 14.03.2000г. №65/23-16.
  6. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных учреждений. СанПиН 2.4.1.3049–13.
  7. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 19.09.1997 № 1204 (в ред.2008 г.).

Представленный проект, включает все важные составляющие: цели, задачи, содержание, методы, средства и формы обучения детей дошкольного возраста.

Новизна состоит в работе с разновозрастными группами детей от 3 до 7 лет в рамках единого игрового пространства (ЕИП) дошкольного бюджетного образовательного учреждения детского сада № 90 “Незабудка”.

Актуальность.

В концепции модернизации российского образования говорится, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью мышления, которые смогут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. Такая активная позиция предполагает саморазвитие личности именно в деятельности, которая включает в себя не только внешнюю активность ребенка, но и внутреннюю психологическую основу. Выдающимися психологами и педагогами (Г.М.Лямина, А.П.Усова, Е.А.Панько, Н.А.Ветлугина, Л.А.Венгер и другими) доказано, что у детей первых семи лет жизни мышление является наглядно-действенным. Следовательно, педагогический процесс в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических. Особенно важно соблюдать этот принцип при осуществлении естественно-научного и экологического образования. Для того, чтобы педагогический процесс был эффективным, в работе с детьми необходимо уделить большое внимание проведению наблюдений и экспериментов с объектами живой и неживой природы.

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. В дошкольном возрасте такие пробующие действия существенно изменяются и превращаются в сложные формы поисковой деятельности, дошкольники учатся последовательно раскрывать сущность живого организма и его взаимодействия со средой: от внутренних связей живого к внешним связям организма и среды и далее – к многообразию связей живого в экосистеме. Развитие исследовательских умений дошкольника предполагает создание системы работы в детском саду, которая стала бы интересным, увлекательным процессом как для детей, так и для взрослых. Поэтому в нашем дошкольном учреждении была организована сюжетно-ролевая игра “Научно-исследовательский институт “Почемучка” в рамках программы развития “Единое игровое пространство дошкольного образовательного учреждения как средство развития социальной компетенции детей дошкольного возраста”

Цель проекта: развитие исследовательских умений детей дошкольного возраста посредствам сюжетно-ролевой игры “Научно-исследовательский институт “Почемучка”.

Задачи:

  • Формировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
  • Развивать познавательный интерес к миру природы: умение самостоятельно видеть проблему, выдвигать гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами.
  • Воспитывать экологическое мышление.

Управленческо-кадровый аспект.

Учебно-воспитательный процесс организует воспитатель:

  1. Планирование работы с детьми, воспитателями, родителями.
  2. Построение поисково-исследовательской развивающей среды в группе.
  3. Создание системы педагогического взаимодействия, направленного на развитие исследовательских умений детей в процессе экспериментирования.
  4. Активное участие родителей в процессе развития исследовательских умений дошкольников.
  5. Диагностика уровня развития исследовательских умений детей (октябрь, апрель).

Управление проектом осуществляется по направлениям:

I. Организационно-управленческая деятельность.

  • Контроль педагогического процесса организации и проведения сюжетно-ролевой игры, процесса экспериментирования.
  • Координирование взаимодействия между педагогами, родителями.
  • Создание условий для развития социальной компетентности и саморазвития воспитанников.

II. Методическая деятельность

  • Анализ современных подходов по развитию исследовательских умений дошкольников.
  • Обеспечение методического оснащения образовательного процесса.
  • Повышение творческой инициативы педагогов в данном направлении.
  • Анализ собственной деятельности педагогами с целью ее совершенствования.
  • Использование современных технических средств обучения воспитанников.

III. Экспертная деятельность

  • Диагностика развития исследовательских навыков и умений детей в процессе экспериментальной деятельности.
  • Анализ полученных результатов диагностирования.

Все выше сказанное позволяет сделать вывод, что работа дошкольного образовательного учреждения способствует выработке единых педагогических требований по овладению детьми экспериментальной деятельностью.

Содержание проекта.

Реализация проекта осуществляется на основе следующих принципов:

  1. Индивидуальный и дифференцированный подход предполагает учет личностных, возрастных особенностей детей дошкольного возраста и уровень их развития.
  2. Взаимодействие “дети – природа” учитывает закономерности: чем меньше возраст ребенка, тем легче развить у него социальную компетентность, способствовать становлению целостной картины мира и основ культурного познания им окружающего мира.
  3. Социальная безопасность. Необходимо воспитывать соблюдение определенных норм и правил поведения, потому что неправильные действия опасны для жизни и здоровья как самого ребенка, так и окружающей среды.
  4. Самоорганизация, саморегуляция и самовоспитание, умение регулировать свое поведение и замечать нарушения правил сверстниками и взрослыми.

Организация работы по развитию поисково-исследовательских умений детей предполагает выполнение ряда условий:

  1. Личностно-ориентированное взаимодействие участников педагогического процесса.
  2. Предоставление каждому ребенку свободы выбора деятельности.
  3. Ориентировка педагогической оценки на относительные показатели детской успешности (сравнение собственных достижений ребенка).
  4. Создание предметно-развивающей среды.
  5. Тесное сотрудничество с семьей воспитанников.

Основные направления реализации проекта:

1. Организационная работа идет по следующим взаимосвязанным направлениям: живая природа и неживая природа. Все темы усложняются по содержанию, задачам, способам их реализации в зависимости от возраста ребенка (информационные, действенно-мыслительные, преобразовательные). А овладение знаниями в процессе сюжетно-ролевой игры является основным стимулом познавательной деятельности, где педагог одновременно и наставник, и участник игры, демонстрирующий образцы игрового поведения в жизни, а дети узнают много нового. Поэтому в нашем дошкольном учреждении в рамках единого игрового пространства было решено организовать “Научно-исследовательский институт “Почемучка”, который осуществляет экспериментальную деятельность с детьми разновозрастной мобильной группы, где они вступают в общение и взаимодействие друг с другом, предварительно распределившись по ролям: старшие и младшие научные сотрудники. Всех участников игры объединяет общая цель, совместные усилия к её достижению, общие переживания.

Единое игровое пространство – это город в миниатюре со своей инфраструктурой, созданный в дошкольном учреждении. В каждой группе развертывается сюжетно-ролевая игра: “Поликлиника”, “Салон красоты”, “Почта”, “Ателье”, “Стройка”, “Универсам”, “Игротека”, “Школа–детский сад”, “Семья”, “Перекресток”, “Дискотека”, “Аттракционы”, “Банк”, есть свои “улицы” (коридоры), “площади” (холлы), “перекрестки” (лестничные клетки). Передвижение воспитанников (3–7 лет) в час игры (с 16.00 до 17.00) осуществляется свободно, а с целью обеспечения их безопасности в коридорах и на лестничных клетках стоят “прохожие” (младшие воспитатели и персонал детского сада).

Организация часа игры проходит по следующему плану во вторую половину дня один раз в неделю (четверг):

  • после полдника происходит распределение ролей и мотивация предстоящей игры. Уровень самостоятельности зависит от возраста детей. Воспитанникам 3–5 лет предлагается выбрать “работу” с помощью карточек с условным изображением городских учреждений, фишек, загадок, д./и “Чудесный мешочек” и т. д. Ребята 5–7 лет планируют свою деятельность самостоятельно, причём впоследствии планируют и на неделю вперёд.
  • Дошкольники расходятся по игровым площадкам, в группе остаются лишь несколько детей по желанию. Воспитатель руководит, играя, самостоятельной деятельностью в мобильной разновозрастной группе.
  • В конце игрового часа, принимая на себя роль мастера и т. д. предупреждает о скором завершении рабочего дня и в 17. 00 закрывает его. Ребята возвращаются в группы и в кругу обсуждают впечатления от игры.

2. Диагностическая работа направлена на выявление уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью, умение выдвигать гипотезы, предположения, способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей. Мониторинг проводится 2 раза в год (октябрь, апрель).

3. Консультационная работа предполагает индивидуально-ориентированный подход всех участников педагогического процесса к личности ребенка. Ее задачи направлены на обеспечение процесса развития поисково-исследовательских навыков и умений детей дошкольного возраста.

Алгоритм разработки проекта.

Таблица № 1.

Этапы. Задачи. Деятельность проектной группы. Деятельность научно-методической службы.
Начальный. 1. Выбор участников проекта. 1. Подбор материала для осуществления проектной деятельности. 1. Мотивация проектирования, объяснение цели проекта
Планирование. 1. Анализ проблемы.
2. Определение источников информации.
3. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов.
4. Распределение ролей в команде.
1. Формирование задач, накопление информации.
2. Выбор и обоснование критерия успеха.
1. Наблюдение.
Принятие решения. 1. Сбор и уточнение информации.
2. Обсуждение альтернатив.
3. Выбор оптимального варианта.
4. Уточнение планов деятельности.
1. Работа с информацией. 2.Синтез и анализ идей. 1. Наблюдение.
2. Консультации.
Выполнение. 1. Выполнение проекта 1. Работа над оформлением проекта.
2. Создание предметно-развивающей среды.
3. Оформление уголков для родителей.
1. Наблюдние, советы.
Оценка результатов. 1. Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) 1. Участие в коллективном анализе проекта и самооценке 1. Наблюдение. 2.Направление процесса анализа.
Защита проекта. 1. Подготовка к защите.
2. Обоснование процесса проектирования.
3. Обработка полученных результатов, их оценка.
1. Защита проекта. 2.Участие в коллективной оценке результатов проекта. 1. Участие в коллективном анализе и оценке результатов проекта.

Этапы реализации проекта.

1-й этап – подготовительный: 2012–2013 учебный год (изучение и анализ методической и педагогической литературы по теме; составление планов работы с детьми, родителями, воспитателями; проведение первичной диагностики).

2-й этап – основной: 2013–2014 учебный год (создание развивающей среды. организация и проведение опытнической и экспериментальной деятельности, направленной на развитие исследовательских умений дошкольников, апробация диагностического инструментария А.И.Ивановой, привлечение родителей, апробация проекта).

3-й этап – заключительный: 2014–2015 учебный год (проведение итоговых диагностических исследований, осуществление анализа работы, корректировка и дальнейшие перспективы развития).

Распределение деятельности по этапам проект.а

Таблица № 2.

Этап. Деятельность детей. Деятельность педагога.
I. Подготовительный. 1. Знакомятся с экспериментальной деятельностью.
2. Осознают и воспринимают поставленные задачи.
3. Принимают задачи проекта.
1. Вхождение в проблему.
2. Создает условия, направленные на овладение детьми экспериментальной
деятельностью.
3. Способствует ознакомлению детей с объектами живой и неживой природы.
4. Определяет задачи.
II. Основной. 1. Систематизируют информацию.
2. Планируют деятельность для решения поставленных задач.
3. Распределяются по ролям, определяя деятельность, в которой хотели бы участвовать.
4. Обогащают знания о предметах и явлениях окружающей среды.
5. Участвуют в обсуждении ситуаций, моделировании.
6. Участвуют в экспериментальной деятельности.
7. Выполняют творческие работы на тему “Мир вокруг нас”. “Неизведанное рядом”.
1. Систематизирует полученную в течение учебного года информацию.
2. Способствует развитию умения познавать явления окружающей среды через опытническую деятельность.
3. Организует работу над проектом.
4. Оказывает практическую помощь в овладении различными приемами.
5. Руководит опытнической деятельностью, беря на себя косвенные роли.
6. Привлекает родителей к организации развивающей среды.
III. Заключительный. 1. Участвуют в фотоконкурсе “Мир, в котором мы живем”, изготовлении плакатов, альбомов. Выпускают газету “Мир глазами детей!”
2. Понимают значимость коллективной, совместной деятельности.
1. Готовит презентации и выставки, организует конкурсы.
2. Подводит детей к осознанному поиску способов действий, проявлению творчества в процессе экспериментальной деятельности.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в связи с другими видами деятельности (это не изолированный от других вид деятельности) по направлениям: социально-личностное развитие, познавательно-речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, что дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента активизируются мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения, что способствует накоплению фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Знакомя детей с экспериментальной деятельностью, необходимо учитывать уровень физического и психологического развития: на третьем году жизни наглядно-действенное мышление достигает своего максимального развития. Манипулирование предметами начинает напоминать экспериментирование. Продолжая обогащать среду ребенка более сложными объектами, взрослый создает условия для развития его самостоятельности. Дети способны выполнять отдельные простейшие поручения, следовательно, начинают воспринимать инструкции и рекомендации. Однако к самостоятельной работе они еще не способны. В этом возрасте появляется способность к пристальному и целенаправленному рассматриванию объектов и событий. Это дает возможность осуществления простейших наблюдений. Однако из-за неустойчивости внимания период наблюдения является очень коротким, и взрослый должен постоянно заботиться о том, чтобы поддерживать интерес к избранному объекту. К трем годам идет успешное овладение фразовой речью, следовательно, можно предлагать им отвечать на простейшие вопросы. Поскольку поле деятельности детей расширяется, внимание к соблюдению правил безопасности возрастает.

На четвертом году жизни возникает наглядно-образное мышление. У детей ярко проявляется любопытство. Они начинают задавать взрослым многочисленные вопросы, что свидетельствует о таких достижениях, как накоплении определенной суммы знаний; формирование способности сопоставлять факты, устанавливать между ними простейшие отношения и видеть проблемы в собственных знаниях; появлении понимания, что знания можно получить вербальным путем от взрослого человека. Очень полезно не сообщать знания в готовом виде, а помочь ребенку получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт. Приобретая личный опыт, дети четырех лет уже могут иногда предвидеть отрицательные результаты своих действий, поэтому реагируют на предупреждения взрослого более осмысленно; однако сами следить за выполнением правил безопасности совершенно не способны.

В средней группе все наметившиеся тенденции усиливаются: количество вопросов возрастает, получить ответ экспериментальным путем укрепляется. Благодаря накоплению личного опыта действия ребенка становятся целенаправленными и обдуманными. Появляются первые попытки работать самостоятельно. Непосредственное участие взрослого уже не так важно, если опыты просты и не опасны. Однако визуальный контроль необходим – и не только для обеспечения безопасности экспериментирования, но и для моральной поддержки.

При правильной организации работы у детей старшей группы формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Теперь инициатива по проведению экспериментов переходит в руки детей. В старшей группе роль заданий возрастает по прогнозированию результатов: прогнозирование последствий своих действий и прогнозирования поведения объектов. Им становятся доступны двух– и трехчленные цепочки причинно-следственных связей. Начинают вводиться длительные эксперименты, в процессе которых устанавливаются общие закономерности природных явлений и процессов. Сравнивая два объекта или два состояния одного и того же объекта, дети могут находить не только разницу, но и сходство. Это позволяет им начать осваивать приемы классификации. В этом возрасте дети очень хорошо запоминают инструкции, понимают их смысл, но из-за несформиованности произвольного внимания часто забывают об указаниях и могут травмировать себя или товарищей. Поэтому воспитатель должен очень внимательно следить за ходом работы и за соблюдением правил безопасности, постоянно напоминать о более сложных моментах эксперимента.

В подготовительной к школе группе проведение экспериментов должно стать нормой жизни. Их надо рассматривать не как самоцель и не как развлечение, а как наиболее успешный путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективный способ развития мыслительных процессов. Начинают практиковаться такие эксперименты, в которых дети самостоятельно задумывают опыт, сами придумывают методику и распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и сами же делают необходимые выводы. В таких случаях роль педагога сводится к общему наблюдению за ходом работы и выполнением правил безопасности. Детям седьмого года жизни доступны такие сложные умственные операции, как выдвижение гипотез, проверка их истинности, умение отказаться от гипотезы, если она не подтвердиться. Семилетки способны делать выводы о скрытых свойствах предметов и явлений, самостоятельно формулировать выводы, а так же давать яркое, красочное описание увиденного.

Но следует помнить, что степень овладения навыками экспериментирования определяется не возрастом, а условиями, в которых воспитывался человек, а так же его индивидуальными особенностями.

При организации опытнической и экспериментальной деятельности с детьми должны использоваться разнообразные формы их проведения с учетом возраста детей и решаемых задач.

Типы экспериментальных задач:

  1. Как доказать, что … (например, воздух может передвигать предметы).
  2. Сколькими способами можно осуществить это действие… (например, сдвинуть предмет со стола).
  3. Предскажите, что получится, если … (например, положим монетку в блюдце, заполненное водой до самых краев).

Наряду с овладением экспериментальной деятельностью детьми в процессе сюжетно-ролевой игры “Научно-исследовательский институт “Почемучка” формируются игровые навыки детей дошкольного возраста.

Задачи по формированию игровых умений детей:

I. Условное игровое действие:

  1. Закрепить умение действовать с предметом совместно с взрослым или ребёнком старшего возраста.
  2. Закрепить умение действовать с предметом совместно со сверстником.
  3. Закрепить умение самостоятельно организовывать совместное действие с предметом в паре со сверстником.

II. Условное игровое действие, замещающее реальное действие с “настоящими” вещами:

  1. Учить развёртывать условные действия с сюжетной игрушкой.
  2. Учить развёртывать условные действия с предметом – заместителем.
  3. Учить развёртывать условные действия с воображаемым предметом.
  4. Формировать умение связывать два-три игровых действия в смысловую цепочку.
  5. Учить словесно обозначать (называть) игровые действия.
  6. Формировать умение продолжать по смыслу действие, начатое партнёром-взрослым.
  7. Формировать умение продолжать по смыслу действие, начатое партнёром-сверстником.
  8. Формировать умение вызывать с помощью игрушки или краткого речевого обращения ответное игровое действие сверстника.

III. Ролевое поведение:

  1. Учить принимать на себя игровую роль (понимать, что он сейчас, в игре, не Вова, а “папа”).
  2. Учить обозначать свою игровую роль для партнёра.
  3. Учить осуществлять специфические для роли условные предметные действия, направленные на партнёра-игрушку.
  4. Учить развёртывать ролевое взаимодействие – ролевой диалог с взрослым.
  5. Учить развёртывать ролевое взаимодействие – элементарный ролевой диалог в паре со сверстником.

Параметры формирования игровых умений детей:

I. Условное игровое действие:

  1. Умение действовать с предметом совместно с взрослым или ребёнком старшего возраста.
  2. Умение действовать с предметом совместно со сверстником.
  3. Умение самостоятельно организовывать совместное действие с предметом в паре со сверстником.

II. Условное игровое действие, замещающее реальное действие с “настоящими” вещами:

  1. Умение развёртывать условные действия с сюжетной игрушкой.
  2. Умение развёртывать условные действия с предметом – заместителем.
  3. Умение развёртывать условные действия с воображаемым предметом.
  4. Умение связывать два-три игровых действия в смысловую цепочку.
  5. Умение словесно обозначать (называть) игровые действия.
  6. Умение продолжать по смыслу действие, начатое партнёром-взрослым.
  7. Умение продолжать по смыслу действие, начатое партнёром-сверстником.
  8. Умение вызывать с помощью игрушки или краткого речевого обращения ответное игровое действие сверстника.

III. Ролевое поведение:

  1. Умение принять на себя игровую роль (понимать, что он сейчас, в игре, не Вова, а “папа”).
  2. Умение обозначить свою игровую роль для партнёра.
  3. Умение осуществлять специфические для роли условные предметные действия, направленные на партнёра-игрушку.
  4. Умение развёртывать ролевое взаимодействие – ролевой диалог с взрослым.
  5. Умение развёртывать ролевое взаимодействие – элементарный ролевой диалог в паре со сверстником.

Критерии и уровни развития умений:

Низкий уровень – 1 балл – умение сформировано. Действует с предметом только совместно с взрослым; не умеет развертывать условные игровые действия с воображаемым предметом и со сверстником; редко принимает на себя игровую роль, предпочитая оставаться “Вовой”; действия с игрушкой носит монипулятивный характер; не вступает в диалог.

Достаточный уровень – 2 балла – умение хорошо сформировано. Ребенок свободно действует с предметом совместно с взрослым и партнером-сверстником, сюжетной игрушкой; развертывает условные игровые действия с предметом – заместителем, воображаемым предметом, связывая в единую цепочку два игровых действия; принимает на себя игровую роль. Трудности вызывает ролевой диалог с взрослым и сверстником.

Высокий уровень – 3 балла – умение перешло в навык. Действует с предметом совместно с взрослым, сверстником, ребенком старшего возраста; выстраивает два и более игровых действия в смысловую цепочку; выполняет игровые условные действия с предметом – заместителем, воображаемым предметом; продолжает по смыслу игровое действие начатое партнером; охотно берет на себя игровую роль и обозначает ее для партнера словесно; развертывает элементарный ролевой диалог со взрослым и сверстником.

Уровни и критерии развития игровых умений детей разработаны Е.В Ильичёвой на основе исследования Н.Я.Михойленко и Н.А Коротковой.

Помимо этого, в группе, где организуется сюжетно-ролевая игра “Научно-исследовательский институт “Почемучка”, оформлен родительский уголок, основная цель которого – разъяснить родителям, что именно они являются главным звеном в развитии исследовательских умений детей. Один из наиболее убедительных аргументов в пользу вовлечения родителей в процесс сформулировал психолог Ури Бронфенбреннером (1975), который утверждал, что программы, которые делают основной акцент на вовлечение родителей непосредственно в деятельность стимулирования развития ребенка, по всей вероятности имеют положительный результат в любом возрасте. Однако, чем раньше такая работа начинается, тем лучше для ребенка.

Развитие исследовательских умений детей от 3 до 7 лет.

Таблица № 3.

Этапы эксперимента. 1-я младшая группа. 2-я младшая группа. Средняя группа. Старшая группа. Подготовительная к школе группа.
1-й этап.

Осознание проблемы.

Произносят фразу: “Я хочу сделать то-то”. Проявляют любопытство, задают первые вопросы природоведческого характера. Часто задают вопросы на природоведческую тематику, пытаются искать на них. ответы. Имеют ярко выраженную потребность спрашивать у взрослых обо всем, что неизвестно. Хорошо дифференцируют известное и неизвестное, активно стремятся добывать знания разными доступными им способами.
2-й этап.

Формулирование задачи.

Желание что-то сделать выражают словами. Задачу эксперимента формулирует воспитатель, и дети ее понимают. Делают первые попытки формулировать задачу опыта при непосредственной помощи педагога. Формулируют задачу самостоятельно, но при поддержке со стороны педагога. Задачу эксперимента формулируют самостоятельно; нуждаются в моральном поощрении со стороны педагога.
3-й этап.

Продумывание методики.

Количество целенаправленных действий увеличивается. При проведении простейших экспериментов начинают отвечать на вопрос взрослого: “Как это сделать?” Методику опыта излагает педагог; дети придумывают отдельные детали. Часто принимают участие в разработке методики проведения опытов; воспитатель их к тому постоянно побуждает. Самостоятельно продумывают методику проведения простых опытов и принимают активное участие в разработке методики сложных опытов.
4-й этап.

Выслушивание инструкций и рекомендаций.

Выполняют простейшие поручения взрослых. К концу года начинают выполнять инструкции, содержащие два поручения сразу. Начинают выполнять инструкции, содержащие 2–3 поручения одновременно. Выполняют до 4-х поручений одновременно, если они несложны, делают первые попытки выполнения всего опыта по одной инструкции . Выслушивают инструкции, задают уточняющие вопросы, критически относятся к советам взрослых и товарищей.
5-й этап.

Прогнозирование результатов.

Предугадывают последствия некоторых своих действий, производимых с предметами. При проведении простейших опытов начинают отвечать на вопрос: “Что случится, если мы сделаем это?” Начинают высказывать предположение, каким может быть результат опыта, любят отвечать на вопрос: “Угадай, что получится?” Приобретают способность прогнозировать результат. Педагог уделяет особое внимание развитию этой способности. Начинают строить простейшие гипотезы. Умеют принять их или отказаться от гипотез под влиянием результатов проведенного эксперимента.
6-й этап.

Выполнение работы.

Работают с помощью воспитателя. Работают вместе с воспитателем. Работают вместе с воспитателем, а затем – под его непосредственным контролем. Работают под непосредственным контролем воспитателя, в простейших случаях – под его неявным (скрытым) контролем. То же, что и в старшей группе. Иногда работают совершенно самостоятельно. При коллективном труде проявляют умение спланировать работу и разделить обязанности между собой.
7-й этап.

Выполнение правил безопасности.

Начинают избегать некоторых действий, имевших неприятные последствия в прошлом. Нуждаются в контроле со стороны взрослых. Начинают предвидеть некоторые последствия своих действий. Реагируют на предупреждения взрослых, если до этого убеждались в их правильности. Контроль со стороны взрослых обязателен. Начинают выполнять предупреждения относительно наиболее опасных моментов опыта. Иногда задают вопрос: “Можно ли так сделать?” Контроль со стороны взрослых обязателен. Воспринимают инструкции по правилам безопасности, данные до начала эксперимента, но не всегда их выполняют. Могут забыть предупреждения. Стараются выполнять правила безопасности, следят, как их выполняют другие, но часто о них забывают. Могут предвидеть последствия действий, выполняемых впервые. Вероятность травматизма увеличивается из-за усложнения экспериментов, неустойчивости внимания детей и их импульсивности.
8-й этап.

Наблюдение результатов.

Приобретают способность пристально рассматривать объекты и явления. Взрослые должны постоянно привлекать внимание ребенка к наблюдаемому объекту. Появляются первые признаки произвольного внимания. Непрерывное наблюдение длится 1–2 минуты. Простые наблюдения ведутся самостоятельно, остальные – под непосредственным руководством педагога. Продолжительность наблюдений увеличивается до 3–4 минут. Воспитатель детально комментирует ход наблюдения и эксперимента. Вводятся несложные повторные наблюдения. Продолжительность непрерывного наблюдения увеличивается до 4–6 минут. Воспитатель акцентирует внимание детей на основных моментах развивающихся событий. Вводятся циклические наблюдения . Продолжительность непрерывного наблюдения составляет 5–10 минут (в отдельных случаях – до 1 5 минут). Воспитатель привлекает внимание только к самым важным моментам. Часто практикуются самостоятельные наблюдения результатов экспериментов.
9-й этап.

Фиксирование результатов.

Нет. К концу года начинают использовать готовые формы (циферблаты, фотографии, картинки). Начинают самостоятельно выполнять простейшие зарисовки. Используют несколько графических способов фиксации наблюдений. Начинают собирать коллекции и фиксировать натуральные объекты. Владеют многими графическими и практическими способами фиксирования результатов наблюдений. Начинают осваивать письменные способы и моделирование.
10-й этап.

Анализ полученных данных.

Начинают запоминать последствия некоторых своих действий. Запоминают последствия некоторых экспериментальных воздействий. Понимают простейшие одночленные цепочки причинно-следственных связей. Начинают находить и отмечать различия между объектами. Хорошо понимают простейшие одночленные причинно-следственные связи. При анализе результатов нужна постоянная помощь воспитателя. Умеют сравнивать объекты между собой; находят не только различия, но и сходство. Начинают группировать объекты и явления по нескольким признакам. Видят 2–3 звена причинно-следственных связей. При анализе результатов постоянная поддержка педагога. В простых случаях могут самостоятельно проанализировать результат. Учатся делать заключения о скрытых (не воспринимаемых непосредственно) свойствах предметов и явлений. При анализе нужна постоянная моральная поддержка педагога.
11-й этап.

Словесный отчет об увиденном.

Осваивают фразовую речь. Отвечают на простые вопросы взрослых. Развернуто отвечают на вопросы взрослых по теме наблюдения. Нуждаются в большой поддержке со стороны воспитателя. Составляют короткие рассказы об увиденном. Нуждаются в помощи и моральной поддержке педагога. Составляют развернутый рассказ об увиденном. Постоянно нуждаются в доброжелательной поддержке со стороны взрослых. Дают яркое, полное, красочное описание увиденного. Нуждаются в постоянном поощрении со стороны взрослых.
12-й этап.

Формулирование выводов.

Произносят фразы, свидетельствующие 0 понимании событий. Отвечают на вопросы взрослых по теме наблюдения и эксперимента. Называют причины простейших наблюдаемых явлений и получившихся результатов опытов. По просьбе и при поддержке со стороны педагога формулируют выводы во всех проводимых экспериментах. Запоминают, что после каждого опыта и наблюдения необходимо сделать вывод. Иногда делают выводы самостоятельно.

Критерии и уровни развития исследовательских умений детей.

Низкий уровень – 1 балл – умение сформулировано. Ребёнок испытывает затруднение при выборе инструментария, не запоминает порядок своих действий, не осознаёт значимость поставленных задач. Действует только по поручению взрослого. Не может решать экспериментальные задачи.

Средний уровень – 2 балла – умение хорошо сформировано. Ребёнок проявляет активный интерес к процессу экспериментирования.

Сформировалась способность сопоставлять факты, устанавливать между ними простейшие связи. Использует необходимый набор инструментов для исследовательской деятельности. С небольшой помощью взрослого решает экспериментальные задачи.

Высокий уровень – 3 балла – умение перешло в навык. У ребёнка возникает необходимость совершать операции анализа, синтеза, классификации и обобщения в процессе исследовательской деятельности. Ребёнок умеет ставить и решать поставленную задачу, отбирать материал, осуществлять эксперимент. Самостоятельно решает экспериментальные задачи.

Перспективный план развития с детьми.

Научно-исследовательский институт “ПОЧЕМУЧКА”.

Перспективный план работы с детьми в разновозрастной группе.

Таблица № 4.

ТЕМА Задачи по возрастам.
Младший дошкольный возраст. Средний дошкольный возраст. Старший дошкольный возраст.
Сентябрь. Песок и его свойства

1, 4 неделя “Пирожки для мишки”.

2 неделя “Город из песка”.

3 неделя “Тонет – не тонет”.

Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования. Способствовать расширению знаний детей о свойствах сухого и мокрого песка. Воспитывать дружеские отношения в детском коллективе. Развивать умение выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы. Познакомить детей со свойствами предметов: легкие, тяжелые. Развивать познавательную активность детей. Воспитывать умение работать в коллективе. Развивать самостоятельность, умение брать на себя ведущую роль “взрослого”, желание помочь другому. Воспитывать желание оказывать помощь младшим детям.
Октябрь. 1 неделя “Теплая капелька, или поможем колобку умыться”. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды; познакомить со способом получения теплой воды, смешивая горячую воду с холодной. Воспитывать бережное отношение к водным ресурсам. Развивать чувство взаимовыручки, умение оказывать помощь взрослому. Воспитывать умение взаимодействовать в коллективе.
2 неделя “Путешествие кораблика”. Формирование представления детей о свойстве бумаги размокать в воде; продолжать развивать познавательную активность дошкольников в процессе экспериментирования. Обогащать словарь детей. Воспитывать взаимовыручку. Поощрять выдвижение детьми гипотез; развивать умение выражать свои мысли понятно для окружающих. Воспитывать желание помогать малышам.
3 неделя “Кораблик для путешествия”. Продолжать развивать познавательную активность детей путем моделирования проблемных ситуаций. Развивать дружеские отношения во время работы. Актуализировать знания детей о свойстве дерева (не тонет в воде). Воспитывать бережное отношение к природе. Закреплять навык сравнения свойств различных материалов; делать выводы на основе ранее полученных знаний; развивать умение сформировать проблему, анализировать ситуации, планировать совместно эксперимент. Воспитывать интерес к опытам.
4 неделя “Приключение Буратино”.
Ноябрь. 1, 4 неделя “Испытание магнита”. Помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойстве притягивать предметы. Активизировать словарь детей. Воспитывать умение работать в коллективе. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
2 неделя “Чудо-Ягода лесная”. Развивать умение ставить перед собой цель, планировать свою работу, пользоваться схемами. Создавать благоприятную атмосферу, позволяющую детям испытывать чувство радости и удовлетворения от участия в совместной деятельности. Воспитывать бережное отношение к природным богатствам родного края. Учить детей делать выводы согласно выполненному заданию. Развивать логическое мышление путем моделирования проблемных ситуаций (педагогом) и их решение. Способствовать формированию умения схематично изображать проведенные действия. Воспитывать бережное отношение к природе.
3 неделя “Сильная газета”. Познакомить детей с новыми свойствами бумаги: на большую площадь действует сильное давление. Воспитывать умение прислушиваться к мнению старших детей. Развивать у детей умение рассуждать, сравнивать результаты проверок, наблюдательность. Воспитывать умение работать в коллективе. Формировать у детей способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей. Развивать любознательность. Воспитывать желание помогать малышам.
Декабрь. 1 неделя “Дружба красок”. Формирование умения смешивать краски для получения нового цвета. Развивать чувство цвета, экспериментаторские способности детей. Воспитывать эстетический вкус. Развивать мыслительную активность, умение делать выводы на основе наблюдений, фиксировать результаты работы в таблице.
2, 4 неделя “Окрашивание воды”. Продолжать способствовать накоплению у детей представлений о свойствах воды. Вода может быть теплой и холодной, может нагревать другие вещества, некоторые вещества в воде растворяются, вода прозрачная, но может менять свою окраску, запах, когда в ней растворяются окрашенные пахучие вещества: чем это вещество больше, тем интенсивнее цвет и запах, чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи. Воспитывать умения работать в коллективе. Способствовать развитию собственного познавательного опыта. Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность. Воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективе.
3 неделя “Изготовление цветных льдинок”. Познакомить детей с двумя агрегатными состояниями воды – жидким и твердым. Выявить свойства и качества воды. Вода превращается в лед – замерзает на холоде, принимает форму емкости, в которой находится. Теплая вода замерзает медленнее, чем холодная. Развивать умение самостоятельно планировать предстоящую деятельность. Воспитывать инициативность, сообразительность. Продолжает развивать самостоятельность, умение принимать роль “взрослого” желание помогать другим. Воспитывать желание самостоятельно планировать предстоящую деятельность.
Январь. 1 неделя “Нефть и ее свойства”. Способствовать накоплению у детей представлений о нефти, ее пользе для человека. Нефть не тонет в воде, она легче воды. Познакомить с правилами охраны окружающей среды, угрозами загрязнений нефтепродуктами. Развивать умение планировать свою деятельность. Воспитывать желание активно высказывать предположения. Развивать самостоятельность в процессе работы с лабораторным оборудованием: с колбами, пробирками. Развивать логическое мышление путем моделирования проблемных ситуаций (педагогом) и их решение. Развивать любознательность, творческую исследовательскую активность.
Свойства материалов.

2 неделя “Стекло, его качество и свойства”.

3, 4 неделя “Металл, его качество и свойства”.

Помогать накоплению у детей конкретных представлений о предметах, сделанных из стекла, развивать умение рассуждать, и делать простейшие выводы по результатам проведенных опытов. Поощрять любопытство, которое развивает потребность в новых впечатлениях, любознательность, потребность в исследованиях, желание подражать старшим товарищам. Развивать умение определять качественные характеристики. Структура поверхности – цвет, толщина, прозрачность. Свойства металла – теплопроводность, металлический блеск. Свойство стекла – хрупкость, плавление, теплопроводность.
Февраль. 1, 3 неделя “Откуда берется вода”. Развивать творческую исследовательскую активность детей. Способность выполнять несложные поручения взрослого и старших детей. Воспитывать у детей инициативность, критичность, самостоятельность.

 

Познакомить с процессом конденсации, превращение пара в воду. Учить делать логические выводы, умение их формировать. Фиксировать результаты работы схематично.
2 неделя “Упрямый воздух” (шприц).

“Упрямый воздух” (пипетка).

Развивать умение пристально рассматривать объекты и явления, запоминать последовательность своих действий. Умение отвечать на вопросы взрослого. Воспитывать дружеские отношения в коллективе. Обнаружить, что воздух при сжатии занимает меньше места. Подвести к пониманию того, что воздух обладает силой, может двигать предметы, может занимать место.
4 неделя “Сухой из воды” (салфетка в стакане).

“Флажок на бруске”.

“Почему не выливается” (стакан + открытка).

Развивать умение предвидеть результаты своих действий, избегать действия, имеющие неприятные последствия (аккуратность при работе с водой: не намочить одежду не проливать воду на стол и т.д.). Способствовать поднятию эмоционального настроя, желание работать дружно с другими детьми. Воспитывать инициативность. Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха. Учить самостоятельно работать с оборудованием, проявлять умение планировать работу и разделять обязанности между собой. Воспитывать желание помогать малышам.
Март. Вес притяжение.

1 неделя “Почему вес падает на землю”.

Познакомить со свойствами предметов имеющих разный вес, поверхность, материал из которого они изготовлены; определить по звуку какой предмет ударился сильнее, почему, что происходит с местом куда падает предмет, например тяжелый предмет оставляет большое углубление в песке, при падении в воду большие брызги. Учить прогнозировать результаты “Что случится, если мы сделаем это?” Подвести детей к понятию того, что Земля обладает силой притяжения. Учить строить простейшие гипотезы под влиянием проведенного эксперимента.
Теплота.

2 неделя “Твердые – жидкие” (пластилин).

Выполнять простейшие поручения взрослого. Развивать любознательность, наблюдательность. Находить и отличать различия между объектами экспериментирования. Понять изменение агрегатного состояния вещества в зависимости от тепла.
3 неделя “Вкусный опыт”. Учить запоминать последовательность действий взрослого и старших детей. Развивать внимание, усидчивость, умение пристально рассматривать объекты наблюдения. Получать удовольствие от результатов работы старших детей. Подключать вкусовые качества малышей. Воспитывать дружеские отношения в процессе игры. Выявить навыки использования в быту изменений агрегатного состояния твердых веществ (сахар, леденцы). Развивать зрительную память, выполнять опыт последовательно, по алгоритму. Воспитывать умение работать в коллективе.
4 неделя “Где быстрее растворится”. Продолжать учить соблюдать правила безопасности относительно наиболее опасных моментов опыта. Выполнять простейшие поручения взрослого. Воспитывать желание оказывать помощь малышам. Продолжать знакомить детей со свойствами сахара. Подвести к самостоятельному выдвижению гипотезы: при нагревании воды, сахар растворяется быстрее.
Апрель. Работа с микроскопом, лупой.

1,2 неделя

“Этот неизведанный мир”

Научить детей с помощью лупы рассматривать предметы окружающего мира. Развивать умение делать простейшие выводы в процессе экспериментирования. Воспитывать желание самостоятельно проводить опыты. Учить детей самостоятельно придумывать методику проведения простых опытов, подбирать необходимое оборудование и объекты для исследований, наблюдений. Развивать исследовательские умения. Воспитывать инициативность.
3, 4 неделя “Извержение вулкана” (организует педагог). Познакомить детей с особенностями извержения вулкана, вулканической лавы. Учить четко следовать инструкциям взрослого. Развивать зрительное внимание, воображение, логическое мышление. Учить фиксировать результаты эксперимента (рисунки, схемы по желанию). Воспитывать умение работать в коллективе.
Работа с шерстяной тканью, землей семенами овса.

1,2 неделя “Ежики”.

Развивать умения устанавливать экологические взаимосвязи в природе. Учить детей выполнять не сложные поручения педагога и старших детей. Воспитывать желание ухаживать за обитателями живого уголка: кормить их проросшими семенами овса. При помощи взрослого продумывать методику проведения эксперимента. Внимательно выслушивать инструкцию взрослого. Воспитывать желание ухаживать за “продуктами” своего труда, поливать ежиков, вовремя состригать проросшие побеги.
Май. Свет, цвет.

1, 3 неделя “Передача солнечного зайчика”.

“Разведчики”.

Помогать накоплению новых знаний об окружающем мире. Развивать умение самостоятельно видеть проблему и решать её. Воспитывать умение работать в коллективе. Учить детей понимать как можно многогранно отразить свет и изображение предмета, т.е. увидеть его там, где его недолжно быть видно.
2,4 неделя “Разноцветные огоньки” (зеркало).

 

Развивать творческую исследовательскую активность детей, умение выполнять поручение педагога. Способствовать поднятию эмоционального состояния. Узнавать из каких цветов состоит солнечный луч. Познакомить с механизмом образования цвета, разложение и отражение лучей света. Фиксировать результаты исследований. Воспитывать умение самостоятельно планировать опытническую деятельность.
Находить среди картинок исследуемый объект (радуга). Воспитывать дружеские взаимоотношения в процессе деятельности. Развивать умение фиксировать результаты экспериментирования. Воспитывать инициативность в исследовательской деятельности.

План работы с родителями.

Таблица № 5.

Месяц. Тема, цель. Ответственный.
Сентябрь. Общее родительское собрание “Научно-исследовательский институт “Почемучка” (задачи, принципы работы) Руководитель проекта.
Октябрь. 1. Участие родителей в едином игровом пространстве ДОУ.

2. Консультация. “Система упражнений и проблемных ситуаций для организации совместного со взрослым экспериментирования”

Воспитатели групп.
Ноябрь. 1. Участие родителей в едином образовательном пространстве ДОУ.
2. Консультация “Роль семьи в развитии поисково-исследовательской деятельности”.
Воспитатели групп.
Декабрь. 1. Участие родителей в едином образовательном пространстве ДОУ.
2. Показ открытого мероприятия “ Чудо– ягода лесная”
Руководитель проекта.
Январь. 1. Участие родителей в едином образовательном пространстве ДОУ.
2. Акция “Сказка зимнего двора”
Воспитатели групп.
Февраль. 1. Участие родителей в едином образовательном пространстве ДОУ.
2. Консультация “Безопасные эксперименты в домашних условиях”.
Воспитатели групп.
Март. 1. Участие родителей в едином образовательном пространстве ДОУ.
2. Выявление положительного семейного опыта.
Воспитатели групп.
Апрель. 1. Участие родителей в едином образовательном пространстве ДОУ.
2. Родительское собрание “Подари мир ребенку” (трансляция положительного семейного опыта).
Воспитатели групп.
Май. 1. Участие родителей в едином образовательном пространстве ДОУ.
2. Консультация “Экспериментируем летом”.
Воспитатели групп.

В то же время создание в группе пространственно-предметной среды развития и саморазвития ребенка способствует самостоятельному приобретению опыта познания физических закономерностей.

Техническое и дидактическое обеспечение проекта.

Таблица № 7.

№ п/п Наименование оборудования
1. Помещение
1) Помещение для проведения экспериментальной деятельности
Технические средства
1) Телевизор
2) Видеомагнитофон
3) Музыкальный центр
4) Ноутбук
5) Проектор
6) Экран
2. Наглядные средства
1) Плакаты
2) Фотографии города
3. Дидактические, настольно-печатные игры
1) Макет “Круговорот воды в природе”.
4. Основное оборудование:

Приборы-помощники:

  • Увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магниты, разнообразные сосуды, разного объема и формы.

Природный материал:

  • Камешки, глина, песок, ракушки, шишки, мох.

Утилизированный материал:

  • Проволока, кусочки кожи, меха, ткани, дерева.

Технический материал:

  • Гайки, скрепки, болты, гвозди, шурупы, детали конструктора.

Разные виды бумаги:

  • Обычная, картон, наждачная, копировальная.

Медицинские материалы:

  • Пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши.

Прочие материалы:

  • Зеркала, воздушные шары, сахар, ягоды, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи и пр.

Дополнительное оборудование:

  • Халаты, фартуки, полотенца, контейнеры разные, карточки-схемы.

Оценка эффективности проекта.

Анализ деятельности работы за 2012–2013 учебный год привел к следующим результатам:

Начало года:

  • низкий уровень – 0 %,
  • средний уровень – 64,8%,
  • высокий уровень – 35,5%.

Конец года:

  • низкий уровень – 0 %,
  • средний уровень – 55,3%,
  • высокий уровень – 44,7%.

Сравнительный анализ результатов диагностики за учебный год показал, что детей с высоким уровнем развития исследовательских способностей вырос на 9,2%.

На начало 2013–2014 учебного года получены следующие результаты:

Начало года низкий:

  • уровень – 0 %,
  • средний уровень – 53,4%,
  • высокий уровень – 46,6%.

Результаты диагностики на начало 2013–2014 учебного года показали, что на втором этапе реализации проекта, дети приобрели способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей, могут самостоятельно видеть проблему, выдвигать гипотезы, предположения, способы их решения, аргументировать свои действия, одновременно повысилась компетентность ребенка в сфере отношений.

Ожидаемые результаты.

В процессе реализации проекта компетентность ребенка проявится в следующих исследовательских умениях:

  • в умении видеть и выделять проблему;
  • в умении принимать и ставить цели;
  • решать проблемы;
  • анализировать объект или явление;
  • выделять существенные признаки и связи;
  • сопоставлять различные факты;
  • выдвигать гипотезы, предположения;
  • отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности;
  • осуществлять эксперимент;
  • делать выводы;
  • фиксировать этапы действий и результаты графически.

Перспективы дальнейшего развития проекта.

Реализация данного проекта возможна в дошкольных группах образовательных учреждений любого типа. Данный проект подтолкнет педагогов образовательных учреждений к поиску новых форм работы с детьми и родителями.

С данным проектом приняла участие в городском конкурсе профессионального педагогического мастерства “Воспитатель года 2012”, призер 2 место.

Приложение 1. “Правила безопасности”.

Приложение 2. “Особенности детского экспериментирования”.

Приложение 3. “Классификация наблюдений и экспериментов”.

Приложение 4. “Конспект непосредственно образовательной деятельности”.

Список используемой литературы

  1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. – М.: Педагогическое общество России, 2001 г.
  2. Безруких М.М. Развитие социальной уверенности у дошкольников. – М.: Гуманитарный издательский центр "Владос", 2002 г.
  3. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2001 г.
  4. Жукова О.С. Игры на пляже. Школа раннего развития.-М.: "ОЛМА-ПРЕСС", 2001 г.
  5. Зенина Т.Н. Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами.-М.: Педагогическое общество России, 2006 г.
  6. Зинкевич-Евстигнеева. Практикум по креативной терапии. – М.: Издательство "Речь", 2001 г.
  7. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. –М.: ТЦ Сфера, 2003 г.
  8. Катырло В.К. Формирование взаимоотношений дошкольников в детском саду и семье. – М.: Педагогика, 1987 г.
  9. Кайе В.А. Занятия по конструированию и экспериментированию. – М.: Творческий центр, 2008 г.
  10. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. – М.: Просвещение, 1996 г.
  11. Короткова Н.А. Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста. – М.: типография ФГУП ВТИИ, 2002 г.
  12. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. – М.: Педагогическое общество России, 2005 г.
  13. Линькова Н.П. Игры, игрушки и воспитание способностей. – М.: Педагогика, 1969 г. 12.Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой.
  14. Педагогическое общество России. – М.: Педагогика, 2005 г.
  15. Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. – С-П.: "Детство-ПРЕСС", 2006 г.
  16. Ораф Н. 50 идей как занять ребенка дома. – М: "ОЛМА-ПРЕСС", 2000 г.
  17. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника. – М.: Просвещение, 1987 г.
  18. Павленко И.Н. Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ: Интегрированные занятия. – М.: ТЦ Сфера, 2006 г.
  19. Поваляев О.А. Научные развлечения. – М.: "Центр экономики и маркетинга", 1998 г.
  20. Поддьяков А.И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом – “Черным ящиком”. Вопросы психологии, №5/1990 г.
  21. Поддьякова Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. – Волгоград: Перемена, 1995 г.
  22. Экспериментальная деятельность детей 4–6 лет. Из опыта работы /автор-составитель Л.Н.Менщикова. – Волгоград: издательство “Учитель”, 2009 г.