Неделя гения

Разделы: Внеклассная работа


В последнее время очень популярны различные интеллектуальные шоу. Я решила в рамках тематической недели провести своеобразное интеллектуальное состязание.

Задания подобраны различной степени сложности из различных областей школьной программы. Конечно, ввиду того, что я учитель математики, задания в большинстве своём математического характера. Для достижения успеха в Неделе гения необходимы не только базовые знания, но и смекалка, рассудительность, находчивость, сообразительность и нестандартность мышления. Как раз все те качества, которые ценятся в современном мире.

В Неделе гения может принять участие любой желающий учащийся с 5 по 9 класс, информация о проведении которой вывешивается за несколько дней до её начала. Ежедневно ребята получают определённую порцию заданий, которые вывешиваются на стенде (специально оформленном для проведения недели) за 15–20 минут до начала уроков и снимаются через 30 минут после окончания занятий. В течении учебного дня участник может решать задания в том темпе, который для него оптимален. Ответы нужно записать на листок бумаги и передать ответственному за проведение недели или поместить в специальный ларец, заблаговременно приготовленный для этого (конечно, работу нужно подписать).

Ответственный за проведение недели проверяет работы (каждый верный ответ стоит 1 балл) и вносит в сводную таблицу. Таблица ежедневно вывешивается на стенде, таким образом участники отслеживают ситуацию ежедневно. Кроме этого, ежедневно на стенде появляются комментарии к решению самых “проблемных” задач.

После пяти дней состязаний вывешивается список финалистов, обычно это три самых успешных ученика. Чаще всего в субботу во внеурочное время проводится финальное состязание. Прежде чем приступить к состязаниям всем участникам Недели гения вручаются сертификаты участника. В начале вечера финалисты должны дать ответ на вопрос: “По-вашему, кто из известных Вам людей, является гениальным человеком и почему?”. После этого финалисты приступают к состязаниям, конечно, во время вечера предусмотрены мероприятия со зрителями и музыкальные паузы.

На общешкольной линейке вручаются грамоты финалистам за занятое I–III место, победитель также получает приз.

Такие недели очень любят школьники, очень азартны и активны. Считаю, такой опыт очень успешным и хочу поделиться с коллегами.

Перед учителем всегда стоит задача: как разнообразить внеклассную работу по математике. Предлагаю своим коллегам разработку целой недели. Ребята нашей школы высоко оценили проведение такой недели, были очень активны в течение всей недели. На стадии подготовительной работы было разработано положение о Неделе гения, которое спешу Вам представить.

Положение о проведении “Недели гения”.

Цели и задачи:

  • Развитие уверенности в себе.
  • Развитие творческого мышления.
  • Привитие интереса к познанию окружающего мира.
  • Обучение делать выводы, анализировать факты, умение синтезировать.

Место проведения: МКОУ Лесниковская ООШ д. Лесниково, фойе.

Сроки проведения: Вторая неделя декабря.

Участники: Учащиеся 5–9 классов без предварительного отбора.

Правила проведения недели критерии отбора участников финального состязания:

  • Ежедневно учащимся будут предлагаться задания развивающего характера.
  • Свои решения учащиеся будут оформлять в свободном стиле, понятном для проверки.
  • Все работы обязательно нужно подписывать.
  • Все работы проверяются Янцен И.В. после 14.00, ежедневно (за правильное решение задачи выставляется 1 балл, за неправильное – 0 баллов).
  • Все набранные баллы суммируются и выставляются в сводную таблицу.
  • В субботу, 11 декабря, состоится финальное состязание, на котором в честной борьбе будет выявлен “Самый умный ученик школы”. В финальном состязании примут участие трое самых успешных участников недели.

Поощрение участников:

  • Все участники недели получают сертификат участника.
  • Финалисты – грамоты за занятое место и памятные призы.

Итак, начинается неделя, на специально оформленном для неё стенде вывешиваются список заданий, за 15–20 минут до занятий. Задания будут сняты через 30–40 минут после окончания занятий.

День 1, понедельник.

(Все задания этого дня взяты из источника [1].)

  1. Какое число нужно записать следующим?
    2 5 8 11 ?
  2. Выпиши лишнее слово.
    ДОМ ИГЛУ БУНГАЛО ОФИС ХИЖИНА
  3. Какое сочетание букв не образует марку автомобиля?
    РОДФ ТБНЕИЛ ТАИФ ОЖЕП ГБИОН
  4. Какое слово нужно написать в скобках?
    ЛУГ (ЗЕЛЁНЫЙ) ЮНЕЦ
    ЛЕС (....... ) ДОЖДЬ
  5. Какое значимое слово нужно вписать в скобки (число точек равно числу букв), которое закончит первое и начнёт второе слово (намёк: колоть)?
    ПЕРЕ (... ) ОТЬ
  6. Какое число нужно вставить? (Рисунок 1.)
  7. Какие числа нужно вписать в квадраты? (Рисунок 2.)
  8. Какую букву нужно написать следующей?
    Д Ж К Н С ?
  9. Найдите слово, к которому подходит любая из предложенных приставок: (Рисунок 3.)
  10. Какую цифру нужно вписать вместо знака вопроса?
     
    2 5 7
    4 7 5
    3 6 ?
  11. Какое из этих слов здесь лишнее?
    КАНБЕР3РА ВАШИНГТОН ЛОНДОН ПАРИЖ НЬЮ-ЙОРК БЕРЛИН ОТТАВА

Во вторник утром на стенд вывешивается список заданий второго дня, а также первые результаты и комментарии к решению тех задач, с которыми не справились большинство учащихся.

Турнирная таблица.

п/п

Фамилия, имя Число набранных баллов
пн вт ср чт пт Всего
               
               
               

День 2, вторник.

(Все задания этого дня взяты из источника [1].)

  1. Найдите недостающие числа.
    7 10 9 12 11 ? ?
  2. Выпишите лишнее слово.
    СЕЛЁДКА КИТ АКУЛА БАРРАКУДА ТРЕСКА
  3. Какое значимое слово нужно вписать в скобках, которое завершает первое и начинает второе (намёк: лес).
    С (... ) Т
  4. Завершите слово, которое написано в скобках.
    ГО (ТРЕВОГА) ЕР
    АТ (П .. С .. В) ИР
  5. Найдите недостающее число. (Рисунок 4.)
  6. Какое значимое слово нужно вписать в скобках, которое завершает первое и начинает второе.
    ТО (... ) УХА
  7. Выпишите лишнее слово.
    ЛЕВ ЛИСА ЖИРАФ СЕЛЁДКА СОБАКА
  8. Какой из этих городов (нужно составить их название из набора букв) находится не в Европе?
    НАЛИМ НАЫИФ НЕПКИ ОСМАКВ НЕВА
  9. Найдите недостающее число. (Рисунок 5.)
  10. Найдите слово, к которому подходит любая из предложенных приставок: (Рисунок 6.)
  11. Какая буква должна быть следующей?
    А Г Ж Л С ?

День 3, среда.

(Все задания этого дня взяты из источника [1].)

  1. Найдите недостающее число.
    8 12 16 20 ?
  2. Выпишите лишнее слово:
    ЮПИТЕР АППОЛОН МАРС НЕПТУН МЕРКУРИЙ
  3. Какое значимое слово нужно вписать в скобках, которое завершает первое и начинает второе.
    НА (... ) ИНА
  4. Что должно замыкать эту группу? (Рисунок 7.)
  5. Какое число необходимо вписать? (Рисунок 8.)
  6. Выпишите лишнее слово:
    КРАБ РУНО СТОП ПРИЗ НАСТ ТУФ
  7. Какое значимое слово нужно вписать в скобках, которое завершает первое и начинает второе.
    МЕГА (....) ОГ
  8. Найдите пропущенное число:
    8 10 14 18 ? 34 50 66
  9. Какие цифру и букву нужно вписать? (Рисунок 9.)
  10. Выпишите лишнее слово:
    ДУХИ АККУРАТНОСТЬ ЧОПОРНОСТЬ ШАМПУНЬ
  11. Какое число нужно вписать вместо вопросительного знака?
     
    8 17 5
    12 ? 16
    10 11 9

День 4, четверг.

(Все задания этого дня взяты из источника [1].)

  1. Какое число будет следующим?
    20 15 10 ?
  2. Выпиши лишнее слово.
    КОЛЕСНИЦА АВТОМОБИЛЬ АВТОБУС САНИ ФУРГОН
  3. Какое число должно быть следующим?
    3 7 16 35 ?
  4. Какое существительное нужно вписать в скобках, чтобы оно подходило к двум предложенным прилагательным?
    ОПОРНАЯ (......) ГИМНАСТИЧЕСКАЯ
  5. Выпишите лишнее слово:
    МУРАВЕЙ ПАУК ПЧЕЛА МОТЫЛЁК КОМАР
  6. Какое значимое слово нужно вписать в скобках, которое завершает первое и начинает второе.
    НА (... ) ИКА
  7. Какое число нужно вписать вместо вопросительного знака? (Рисунок 10.)
  8. Какое значимое слово нужно вписать в скобках, которое завершает первое и начинает второе.
    РА (....) ЕРТЬ
  9. Какой комбинации фигур не хватает в следующем наборе? (Рисунок 11.)
  10. Найдите слово, к которому подходит любая из предложенных приставок: (Рисунок 12.)
  11. Найдите недостающее число:
     
    14 9 5
    21 8 13
    28 9 ?

День 5, пятница.

(Все задания этого дня взяты из источника [1].)

  1. Каково недостающее число? (Рисунок 13.)
  2. Какое число нужно вставить вместо вопросительного знака? (Рисунок 14.)
  3. Какое число пропущено?
     
    7 16 9
    5 21 16
    9 ? 4
  4. Какие числа пропущены? (Рисунок 15.)
  5. Выпишите лишнее слово:
    ИКОНА ОПЕРА ТЕАТР СТАЛЬ ПРАВДА ДЕТИ
  6. Какое слово нужно написать в скобках?
    ЛЕБЁДКА (БЕДА) САДОК
    МОРОЗ (.... ) КАЗАК
  7. Какое значимое слово нужно вписать в скобках, которое завершает первое и начинает второе.
    ПА (... ) Б
  8. Какую букву нужно вписать вместо знака вопроса? (Рисунок 16.)
  9. Какая буква будет следующей?
    К Л М Й П Ж У ?
  10. К какому слову подходит любая из предложенных приставок? (Рисунок 17.)
  11. Какое слово нужно написать в скобках?
    ПЕРЕЦ (МОЛОТЫЙ) КОФЕ
    ПОДБОРОДОК (..........) КОРЕНЬ

Таблица подсказок для проверяющего. (Приложение 1)

В субботу утром вывешиваются итоговые результаты. Трое (бывает и больше) самых успешных учащихся выходят в финал, который состоится вечером. На стенде также появляется список финалистов и объявление о проведении вечера, здесь также будет дано задание для конкурса красноречия: “По-вашему, кто из известных Вам людей, является гениальным человеком и почему?

Очный тур.

Для каждого из финалистов готовятся карточки с заданиями. (Приложение 2)

1. Вступительное слово ведущего.

2. Подведение итогов заочного тура: вручение сертификатов (Приложение 3), выявление более успешных участников, знакомство с финалистами.

3. Конкурс красноречия.

Участники финального состязания представляют себя окружающим. В выступлении участник отвечает на вопрос: “По-вашему, кто из известных Вам людей, является гениальным человеком и почему?”

Максимальный балл за выступление – 3 балла.

4. Конкурс “Наблюдательность”.

Какая из шести фигур должна занять свободное место?[1]

Задание А (Рисунок 18.)

Задание Б (Рисунок 19.)

Задание В (Рисунок 20.)

За каждый правильный ответ выставляется 1 балл.

5. Конкурс “Точность”.

Участникам предлагаются две задачи:

Задание А.

Я должен был встречаться со своей подругой каждое воскресенье ровно в полдень. В первый раз она пришла в 12.30, во второй раз – в 13.20, потом – в 14.30, затем – в 16.00. когда она придёт в следующий раз?[1]

Задание Б.

Какое число нужно поставить в пустую клетку. (Рисунок 21.)[1]

Задание В.

Пять красных и чёрных коровы дают за 7 дней столько молока, сколько 4 красные и 6 чёрных коров за 6 дней. Какие коровы: красные или чёрные – дают больше молока?[2]

6. Конкурс “Закономерность”.

А) Какое слово здесь лишнее[1]:
АПЛОМБ ГОРОД БОРОВ ВОРОТ МЕРИН СОНЕТ

Б) Какая из следующих фраз должна быть следующей[1]:
КИРИЛЛ ЗНАЕТ, ГДЕ КОШКА
АРХИП ЗНАЕТ, ГДЕ СОБАКА
АНДРЕЙ ЗНАЕТ, ГДЕ ЖИРАФ
МИХАИЛ ЗНАЕТ, ГДЕ КРЫСА
СЕМЁН ЗНАЕТ, ГДЕ СВИНЬЯ
ВАЛЕРИЙ ЗНАЕТ, ГДЕ ПАУК

7. Конкурс “Танграм”. (Рисунок 22.)[3]

Танграм – это разрезание квадрата на 7 частей (танов). Считают, что танграмм появился в Китае более 1000 лет назад.

Ребятам выдаётся комплект “составных частей” квадрата.

А) Сложите квадрат

Б) Сложите выпуклый многоугольник, отличный от квадрата (кто-то из финалистов учится в 5–7 классах, то в индивидуальном порядке даётся разъяснение: что такое выпуклый многоугольник).

8. Конкурс “Игра слов”.

А) Необходимо из одного слова получить другое, изменяя каждый раз по одной букве, например, ДЫМ – ДОМ – ЛОМ – СОМ – СОК.

Итак, из слова ДЕНЬ получить слово НОЧЬ.[3]

Б) Необходимо написать слова на каждую букву, входящую в предложенное слово. Выигрывает тот, у кого все слова написаны верно, и суммарное число букв в них больше. Например, слово “КРЕАТИВНОСТЬ”.

9. Подведение предварительных итогов.

При равенстве баллов проводится ещё два конкурса:

  1. Напишите как можно больше слов оканчивающихся на “…ина”[2]
  2. Изучите список в течение 1–2 минут. Запишите слова и словосочетания, которые Вы запомнили, распределив их по сторонам света. (Рисунок 23.)[2]
Север
Северо-восток
Восток
Юго-восток
Юг
Юго-запад
Запад
Северо-запад
Повидло из шиповника
Дельфин
Сурок
Компьютерная клавиатура
Автопогрузчик
Чернильниц
Арбалет
Камешек

10. Подведение итогов. Поздравление победителя.

Рис. 24. Рис. 25. Рис. 26. Рис. 27. Рис. 28.

Конкурсы для зрителей. (Приложение 4)

Для жюри предоставляется шпаргалка (Приложение 5)

Литература

  1. Г. Айзенк “Классические IQ тесты” М.: “ЭКСМО” 2007.
  2. Х. Хавас, Б-М. Мюндеманн “Как стать самым умным. 300 упражнений для развития умственных способностей (от 9 до 99 лет)” Харьков 2007.
  3. В.Н. Рыбинский, И.В. Мельниченко “Творческое мышление. Развивающие задания с детьми 9–14 лет” Ярославль: “Академия развития” 2004.