Для достижения определенной цели и задачи на уроке физической культуры (ФК) я решил воспользоваться способностью детей, которая развита намного сильнее, чем все другие качества, – это воображение, мечта и фантазия.
Все дети любят пофантазировать, создавая в своем воображаемом мире воздушные замки, подражая и ставя себя на место своих любимых героев книг или киногероев.
Дети могут фантазировать до бесконечности, и ребенку нужно только дать возможность для фантазии, ниточку для воображения. И начнет тянуть он этот сюжет, разворачивать так, что в конце у него в руках вместо ниточки окажется канат, и не воспользоваться этими способностями учеников для учителя было бы ошибкой. Вот эту способность детей я и решил использовать для достижения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач на уроках ФК.
Для более эффективного достижения результатов на уроке, наибольшего охвата учебной программы, повторения и совершенствования пройденного материала я воспользовался игровым и соревновательным методами, в особенности сюжетно-ролевой основой. А круговая форма проведения урока или урок по станциям с использованием карточной системы проведения занятия дает возможность вовлечь в работу класс с большим количеством детей и увеличить моторную плотность урока. Используя учебные карточки, учащиеся самостоятельно планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и определяют наиболее эффективный способ достижения результата. В эту систему проведения урока можно привлечь и детей с ослабленным здоровьем, входящих в специальную медицинскую группу (СМГ), создав из них отдельную команду или распределив по 2–3 ученика в основную группу занимающихся, предложив специальное задание, написанное на карточке, или рассказать, а затем показать. Это дает возможность использовать их как помощников учителя, что помогает контролировать весь класс.
Воспитание в школе является одним из важнейших направлений в системе образования. Начиная в семье, этот процесс не может быть ограничен школьным воспитанием. Вместе с тем именно на школу и на другие вспомогательные учебные учреждения возложена роль формирования личности. Физическое воспитание способно своими средствами решать общие задачи воспитания, оно нацелено на всестороннее и гармоничное развитие личности в единстве его духовных и физических сил. Воспитание дружбы, коллективизма, взаимовыручки, взаимопомощи, дисциплины и многих других качеств ярко выражено на уроках ФК. А туризм является одним из тех видов спорта, где выявляются самые лучшие качества человека. И исходя из этого я решил использовать некоторые направления туризма на уроке гимнастики, в особенности технику преодоления препятствий в горах, реках, завалах, где взаимовыручка, взаимопомощь, страховка играют большую роль, и без чего туризм не был бы туризмом.
Соединив:
- фантазию учителя и воображение учеников,
- круговую форму проведения урока,
- такой вид спорта как туризм,
получился урок, который нравится детям, а это самое главное в работе учителя: увлечь, заинтересовать и дать как можно больше знаний, здоровья ученикам.
Далее постараюсь описать как можно построить современный урок, соответствующий требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).
Структура урока выделяет три функционально связанные части – это вводно-подготовительная, основная и заключительная. Поэтому урок начинаем с вводно-подготовительной части, которая обеспечивает предпосылки для более продуктивной деятельности учащихся в основной части. Занятие начинаем с построения, рапорта сообщения задач урока и приветствия, также можно повторить и строевые приемы на месте. После этого общее разогревание. Это беговые упражнения, но с умеренной нагрузкой и с восстановлением дыхания. Затем перестраиваем класс в колонну по 3 или 4, в зависимости от количества занимающихся в классе, и дежурный по классу проводит разминку. В основном на уроках спортивной гимнастики используем комплексную зарядку.
Таким образом, мы подвели класс для выполнения основной части урока.
Основная часть урока предназначена для углубленного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач, предусмотренных учебной программой и планом урока.
После разминки учитель произносить фразу, которую дети никак не ожидали услышать:
– Ребята, сегодня на уроке идем с вами в поход!
После этих слов у детей в глазах появляется интерес, внимание, удивление и
ожидание. После следующих слов они успокаиваются, но внимание уже не теряют, и
появляется заинтересованность.
– В поход по стране спортивной гимнастики.
Посмотрите на шведскую стенку – это не стенка, это гора, на которую нужно
взобраться, а затем спуститься. А посмотрите на скамейку, разве это скамейка? –
это поваленное дерево, по которому нужно пройти над пропастью так, чтобы не
упасть. Пробираясь сквозь ветки, вам придется через них перешагивать,
перепрыгивать, проходить в приседе или ползти, не поцарапав себя, а канат – это
дерево, на которое надо взобраться и осмотреться, найти правильное направление
или найти место для отдыха, которыми будут являться вольные упражнения на матах.
Маты – это вам лагерь, где вы готовитесь к походу, и от того, как вы
подготовитесь к нему, так вы его и пройдете, все будет зависеть от вас и вашей
команды, от ваших совместных действий в походе.
Ваша задача пройти этот поход, совершив как можно меньше ошибок в технике преодоления препятствий, в выполнении правильной страховки и помощи друг другу. Если вы не будете помогать друг другу, то слабые будут отставать от сильных, а, отстав от всех, они могут заблудиться, и вам придется возвращаться и искать их, а неправильно выполненная техника преодоления препятствий приведет к тому, что вы будете медленно передвигаться, с трудом преодолевая эти препятствия, и в итоге потеряете больше времени и силу. Если ваш друг упал в пропасть, сорвался с дерева и получил травму, это значит, что вы неправильно выполнили страховку, и поэтому вам придется его нести на себе или нести на носилках, что также приведет к потере времени и сил, и это тоже затруднит ваше передвижение. Поэтому за каждое неправильно выполненное упражнение, страховку, технику команде будут начисляться штрафные очки:
- за неправильно выполненную технику упражнения – 3 балла (3 километра);
- за неправильную страховку – 2 балла (2 километра);
- за то, что отстал ваш партнер или заблудился – 1 балл (1 километр).
Таким образом, если вы должны были за день пройти 10 км, то лишний заработанный балл будет уменьшать пройденное вами расстояние, и значит та команда, которая наберет меньше штрафных баллов, быстрее других дойдет до цели, где лучшая команда получит соответствующую оценку: путь в 8 или 9 км. Оценивается в 5 баллов, путь в 6 или 7 км оценивается в 4 балла, а за путь в 4 и 5 баллов соответственно 3 балла.
После рассказа и показа класс разбивается на группы по 4–5 учеников и распределяем их по станциям. На каждом спортивном снаряде ученик выполняет по 2–3 подхода, все это в зависимости от количества занимающихся и количества станций.
Заострив внимание на часто распространенные ошибки, ответив на вопросы учеников и пожелав им счастливого пути, по команде учителя они приступают к занятию.
Учитель тем временем проходит по очереди по всем станциям, проверяет, отмечает и исправляет ошибки, отмечает отличившихся, а если необходимо, то помогает учащимся.
Если у вас в классе есть освобожденные (дети с ослабленным здоровьем), их привлекаем как контролеров, прикрепив к каждой группе по одному наблюдателю, который следит за правильностью выполнения техники преодоления препятствия, страховки и техники выполнения упражнений. И в конце занятия он дает свою оценку по каждой станции, тем самым помогает преподавателю, а для себя получает теоретические знания. Ну, а если у вас в классе нет освобожденных, то роль наблюдателя выполняет ученик из числа занимающихся или капитан команды. Особенно помощники нужны, если у вас в задачу урока входит новая тема, и учителю чаще приходится объяснять материал на той или иной станции, или при контрольных уроках. Для большей эффективности урока, моторной плотности и для того, чтобы дети не делали ошибок, можно использовать карточку, на которой написаны методические указания, и описать правильность и последовательность выполнения техники на данной станции. По ходу урока нужно постоянно подпитывать фантазию детей, заставляя воображение работать с новой силой во благо поставленной задаче урока и интереса учеников к данному уроку.
Например, если вы заметили неправильное выполнение техники или страховку и хотите сделать замечание, сделайте это с умыслом.
– Вот ты поднялся на гору и собираешься спускаться (имеется в виду шведская стенка), а твои товарищи остались внизу. Разве помочь, подстраховать сверху не твоя обязанность? Где ты видел, что бы альпинисты бросали своих друзей? Поэтому вначале выполни страховку, а когда он поднимется, закрепится возле тебя, только тогда ты можешь продолжить свое восхождение, а они будут страховать тебя снизу.
Приводя такие примеры и все, что было сказано в начале основной части урока, заставляя воображение детей работать с новой силой, поправляя и помогая ученикам, делая методическое указания, мы выполняем задачу основной части урока – обучение технике выполнения упражнений, формирование специальных знаний, развитие основных и специальных двигательных качеств и воспитание нравственных, интеллектуальных и волевых качеств.
Более подробно хочу остановиться на описании упражнений на гимнастической стенке и гимнастической скамейке, которые используем для развития двигательных качеств и как вспомогательные спортивные снаряды и как воображаемые препятствия: гора, завалы, мосты, переправы.
Начну с гимнастической стенки. На ней выполняем подводящие упражнения для лазания по канату, технику подъема в два и три приема и, конечно же, для развития двигательных качеств: подъем и спуск без помощи ног, сгибание и разгибание ног в висе, прогибание в висе. После чего дети переходят на канат, где после подводящих упражнений им намного легче забраться и усвоить технику лазания по канату.
Гимнастическая скамейка – это целый ворох подводящих и вспомогательных упражнений. Во-первых, подводящие упражнения для гимнастического бревна. На одну или две соединенные скамейки можно поставить стойки, набивные или простые мячи на расстоянии 50 см – 1 м. так, чтобы через каждый шаг можно было бы через них перешагивать, а в промежутках выполнять различные упражнения – повороты в полуприседе и в приседе, разновидности равновесия, прыжки, шаги с замахом, сед упор углом, полушпагат и много других упражнений. Для усложнения и совершенствования переворачиваем гимнастическую скамейку и все то же самое выполняем на нижней части скамейки. Она более тонкая и по размеру напоминает гимнастическое бревно, и по ней нужно идти не спеша, мягко и аккуратно, чтобы стойка или мяч не упали. Скамейку также используем, как вспомогательный и подводящий спортивный снаряд, для перекладины и для развития двигательных качеств. Лечь животом на скамейку, руки вверх и, подтягиваясь, передвигаться по скамейке. То же самое выполняем лежа на спине и так же передвигаемся, и все это без помощи ног. Эти передвижения можно выполнять и с нагрузкой, когда партнер ухватывается за ногу своего товарища, и тот его тянет по всей скамейке (как прицеп автомобиля или как пострадавший).
И еще много упражнений как подводящих, так и вспомогательных и для развития двигательных качеств можно использовать с помощью гимнастической стенки и гимнастической скамейка. Я заострил ваше внимание на эти спортивные снаряды потому, что они есть в основном во всех школах, с помощью скамейки и стенки можно выполнить поставленную задачу в основной части урока (учебную, воспитательную и оздоровительную программу данной четверти). На одной из станций я обязательно предлагаю подвижные или спортивные игры. Ведь игры содействуют нравственному воспитанию. Уважение к сопернику, чувство товарищества, честность в спортивной борьбе, стремление к совершенству – все эти качества могут успешно формироваться на данных занятиях.
В заключительной части урока приводим организм в оптимальное состояние для последующей деятельности, снижаем физиологическое и эмоциональное возбуждение. Подводим итоги урока и задаем домашнее задание.
Результатом таких уроков стало увеличения качества успеваемости учеников, дети стали намного общительней и отзывчивей, уменьшилось количество детей, освобожденных от занятий физической культуры по состоянию здоровья. Такие уроки формируют разносторонне физически развитую личность, способную активно использовать ценности физической культуры для укрепления и сохранения собственного здоровья. Ежегодно наши ученики занимают призовые места в районных и Республиканских соревнованиях по таким видам спорта, как футбол, баскетбол, волейбол, легкая атлетика, спортивный туризм.