Цель: развитие познавательного интереса детей, расширение кругозора и словарного запаса.
Задачи:
– расширять представление детей об изобразительно искусстве;
– знакомить с произведениями знаменитых художников;
– активизировать в речи новые слова о написании картин;
– развивать процессы мышления: сравнение, анализ, умозаключение;
– развивать воображение, творчество, речь;
– упражнять в самостоятельном обследовании предметов: нюхать, щупать,
рассматривать, слушать;
– закреплять представление о параметрах: высокое – низкое, широкий – узкий,
длинная – короткая;
– развивать навыки самостоятельной деятельности, эстетический вкус.
Предварительная работа:
– рассматривание портретов знаменитых художников, краткое знакомство с их
биографией;
– рассматривание картин, репродукций, иллюстраций в книгах;
– экскурсия в берёзовую рощу;
– экскурсия в библиотеку;
– рисование на мольбертах в процессе творческой деятельности.
Словарная работа:
Активизация в речи слов: холст, свет и тень, мольберт, палитра, пейзаж, акварель.
Названия засушенных трав: мелисса, лимонник, зверобой, мята.
Обогащение: знакомство с новым понятием: пастельные тона.
Оборудование: Мольберты по количеству детей, палитры акварель, кисточки, бумага для детского творчества.
Наглядный материал:
– 3–4 картины знаменитых художников Шишкина, Васнецова;
– мешочки с засушенными травами: мята, мелисса, лимонник, зверобой, душица;
– конверт с пригласительным билетом для сюрпризного момента
Ход занятия
Раздается стук в дверь.
Воспитатель выходит, возвращается с ярким, красочным конвертом в руках.
– Дети мы получили с вами какой-то конверт, его принёс нам в детский сад почтальон и передал нашему вахтеру. Здесь написано “Детям старшей группы № 5 “Фиалочки” из детского сада “Семицветик”. Это нам? (Да.) Открываем? (Да.)
Воспитатель достаёт открытку-приглашение. Дети рассматривают ее красочное оформление.
Читаем содержание: “Дорогие дети! Приглашаю вас на выставку картин. Жду вас к себе в гости. И подпись: Добрая Фея леса”.
Воспитатель: Нас приглашает в гости Фея леса, она приготовила интересную выставку. Идём? (Да.)
Переходим с детьми в изостудию.
Там встречает нас Фея (преподаватель изодеятельности). Здороваемся, знакомимся.
Фея: Я вас приглашаю в свой волшебный лес.
Переходим к первой картине. Фея называет фамилию художника и название картины. Зачитывает стихотворение о жанре картины:
Если видишь на картине
Нарисована река,
Или лес, иль белый иней,
Или сад и облака.
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш –
Обязательно картина
Называется пейзаж.
Дети в конце фразы угадывают слово: пейзаж. Далее ведет беседу воспитатель.
– Спасибо, Фея, очень красивая картина. Дети, а что же на ней изображено?
(Ответы детей.)
– Какое время года? Тепло или холодно? Почему вы так думаете?
– Наводящие вопросы по описанию картины:
– Какие предметы (деревья, кусты) – высокие или низкие? Близко или далеко
расположены?
– Заметили ли вы светлые и тёмные места?
– Широкие и узкие тропинки или дорожки?
– Что слева – справа, вверху, внизу?
– Яркие или блеклые (пастельные) краски использовал художник?
– Какое настроение создает эта картина?
Какие чувства и желания пробуждает она? (Погулять по лесу, попрыгать по травке, послушать звуки леса и т.д.)
Переходим к следующей картине. Фея открывает занавес. Говорит название картины и фамилию художника. И так же с третьей картиной.
Беседу ведет воспитатель.
После окончания рассматривания всех трёх картин воспитатель предлагает выразить свои чувства в стихах (если дети помнят стихи о природе – рассказывают, если нет – одно стихотворение читает воспитатель). Потом предлагает игру “Запахи леса”. Фея достает мешочки с сушеными травами, дети нюхают и называют знакомые растения: мята, зверобой, душица, мелисса, ромашка. Если дети затрудняются, Фея подсказывает. Далее включаем музыку “Звуки леса” (пение птиц) или Чайковского “Времена года”. Дети могут выразить свои чувства под музыку или просто расслабиться и полежать на ковре (релаксация). Кружатся, танцуют, порхают как птички или бабочки.
Игра “Цветы”.
Наши алые цветы
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветы
Закрывают лепестки.
Тихо засыпают,
Головой качают.
(Ладошки в виде бутона прижаты друг к другу, затем медленно раскрываются, имитируя бутон. Дети производят колебательные движения каждым пальцем. Детские пальчики образуют бутон. Дети производят круговые движения кистями, сложенными в виде бутона.)
Заключение:
Воспитатель подводит итог. Картины каких художников мы сегодня увидели? Помните ли вы названия этих картин? А хотите нарисовать свою картину и придумать ей название?
Тогда подойдите к доброй Фее Леса, она приготовила для вас мольберты и акварельные краски. Теперь вы художники, можете приступать к работе.
Дети рисуют под тихую музыку композитора ______________ (подбирает музыкальный руководитель).
После рисования пейзажей воспитатель предлагает отправиться в поход по изображенному детьми лесу. Игра в стихах с элементами гимнастики “Поход”.
Список литературы
- Программа воспитания детей “От рождения до школы” под. ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
- Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. – М: Творческий центр сфера.