Дирижер не должен допускать ни малейшей
фальши в пении хора. Всякая неточность в строе
немедленно должна быть указана, разъяснена
и исправлена, так как фальшивая интонация
разрушает хоровую звучность.
Чесноков П.Г.
Одной из специфических особенностей хорового пения является возможность объединения в один исполнительский коллектив студентов с различным уровнем развития голоса и слуха. Звукоизвлечение и слух – два взаимосвязанных компонента. Звукоизвлечение никогда не будет интонационно чистым, если пение осуществляется без слухового контроля. Чем строже этот контроль, тем безупречнее интонация. Поэтому, приступая к вокально-хоровой работе, хормейстер с первых же занятий должен обращать внимание участников на соподчиненность голоса и слуха, на скоординированность их действий в процессе пения. В дальнейшем методика должна строиться таким образом, чтобы у певцов постоянно вырабатывался и закреплялся навык координации между слуховым восприятием и работой голосового аппарата. Если пение фальшивое, руководитель, прежде всего, обязан выяснить причину. Это может происходить от недостатка слуха или техники исполнения, а также от непонимания правил интонирования. Для установления или уточнения причины иногда необходимо снять силу звука, предложить хору спеть трудноинтонируемое место в более удобном регистре или же без текста (иногда мешает текст!).
В ходе интонационного воспитания певцов важно осознание ими процесса интонирования как слаженной работы системы различных звеньев: представления о нужной высоте звука в конкретном мелодическом обороте, вокально-технического выполнения звуковысотного слухового “задания” и сравнения реального звучания с представлением о высоте звука.
Фальшь может быть в том случае, если певец недостаточно внимательно слушал или плохо услышал звуковысотный тон настройки, сопровождения; если у поющего вообще слабо развит слух; вследствие вялого дыхания (в этом случае интонация низкая); при форсировании дыхания (интонация в этом случае повышается); при недостаточном использовании грудного резонатора (звук становится поверхностным, повышенным); при излишне перекрываемом звуке, в результате чего интонация понижается; в случае болезненного или утомленного состояния голосового аппарата. Возможен и такой случай, когда необходимый звуковысотный тон услышан певцом правильно, но голосовые связки не в состоянии правильно проинтонировать его. Последний случай довольно распространен. В данной ситуации руководитель имеет дело с человеком, у которого отсутствует координация между слуховым восприятием и работой голосового аппарата. Такому участнику надо выделить время для индивидуальных занятий.
Методика работы с фальшиво поющими участниками хора сводится к следующим
основным положениям:
1) Необходимо добиться осознанного ощущения чистой
интонации. Для этого надо найти в диапазоне голоса один или несколько тонов,
которые поющий постоянно и чисто воспроизводит (обычно это звуки примарной
зоны). В первый момент очень важно, чтобы человек ощутил слияние своего голоса с
заданным на инструменте тоном и поверив в свои возможности правильного
интонирования.
2) К найденному примарному тону постепенно добавляются рядом лежащие звуки. Учащийся пытается их правильно сынтонировать, точно воспроизвести голосом и почувствовать унисон, слияние собственного голоса с заданным тоном. Так постепенно расширяется диапазон певца, укрепляется навык чистого пения, координации слуха и голоса.
Чистота интонации может зависеть и от регистра: в высоком регистре, например, интонировать звуки труднее, чем в среднем. Поэтому трудные места, звучащие в высоком регистре, лучше отрабатывать в рабочем диапазоне голоса.
Если мелодия движется вниз, надо просить хористов петь с ощущением движения мелодии вверх, то есть идти от обратного. Тогда интонация не будет по инерции понижаться. В восходящем движении мелодия на crescendo, если к тому же мелодия в высоком регистре, есть опасность повышения интонации (по инерции движения мелодии вверх). В этом случае хормейстер должен как бы “осадить”, успокоить певцов.
Выработке чистой интонации помогают следующие приемы: пение piano, филирование звука, пение с закрытым ртом, пение на гласную у (в ней меньше обертонов), пение без сопровождения, унисонное пение. Каждый раз следует выбирать такое упражнение, которое в наибольшей степени соответствует конкретному случаю. Например, хор поет форсировано и певцы не слышат себя, фальшивят. Здесь поможет пение с закрытым ртом, piano, филирование звука. Как только динамика утихнет, руководитель должен сосредоточить слуховое внимание хористов на правильном интонировании высоты задаваемого тона. Контроль за интонацией осуществляется следующим образом. Хор или одна из его партий пропевает фрагмент разучиваемого произведения. На последнем звуке предложения, фразы руководитель показывает остановку и сверяет его со звучанием на инструменте. Если звуки не совпадают, не сливаются, пение фальшивое, руководитель обращает внимание на это участников. Здесь чрезвычайно важен момент “услышания” этой высотной разницы, фальши. Если регулярно выверять точность, чистоту пения по концам фраз или отдельным выдержанным звукам произведения, певцы скоро привыкают к постоянной работе слухового аппарата. Таким образом, вырабатывается осознанный слуховой контроль за пением.
Сначала слух тренируется на интонации более легких для восприятия интервалов, на упражнениях и объеме терции, кварты и квинты. Эти интервалы как бы составляют интонационную “рамку” упражнения. Позднее можно переходить к упражнениям, заключающим в себе все звуки полного звукоряда гаммы.
Поначалу певцы должны накопить хотя бы небольшой опыт исполнения отдельных звуков или последовательностей, состоящих из двух-четырех звуков, уметь правильно интонировать тонику, вводные тоны к ней, трезвучия, различать большую и малую секунды. Опору слуха должны составлять чистые примы, октавы, квинты и кварты, то есть интервалы, наиболее стабильно интонируемые, акустически устойчивые. В пении трезвучий нужно обратить внимание на интонирование определяющей лад III ступени. Позднее на основе тонического трезвучия интонируются гаммы, причем ладово неустойчивые звуки должны петься со стремлением приблизить их к опорным ступеням. Особенно сужаются малы секунды, обостряющие интонирование вводного тона, нисходящее тяготения VI ступени в миноре. В дальнейшем происходит овладение навыками интонирования различным аккордов, увеличенных и уменьшенных интервалов, арпеджио.
Изучение особенностей интонирования различных ступеней лада и интервалов желательно связывать с изучением сольфеджио на хоровой основе и с музыкальным материалом из текущего репертуара хора. Такая работа будет способствовать эмоциональному отношению певцов к интонированию, большей выразительности исполнения, творческой заинтересованности, активизации слухового внимания.
В работе над репертуаром руководитель обязан выделять наиболее сложные в интонационном отношении места и находить эффективные способы для чистого и свободного интонирования их.
Список литературы
- Дмитриев Л. Основы вокальной методики. – М., 1968 г.
- Краснощеков В. Вопросы хороведения, – М., 1969 г.
- Никольская-Береговская К.Ф. Русская вокально-хоровая школа IX – XX в.в. – М., 1998.
- Осеннева М.С., Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом. – М., 1999.
- Романовский И. Хоровой словарь, – Л., 1990 г.
- Свешников А.В. Хоровое пение – искусство истинно парадное. – М., 1962 г.
- Соколов В. Работа с хором. – М., 1983
- Струве Г. Школьный хор: Книга для учителя – М.: Просвещение, 1981.
- Стулова Г. Хоровой класс – М.: Просвещение, 1988.
- Уколова Л.И. Дирижирование. Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. – М.: Гуманист изд. Центр ВЛАДОС, 2003.