С самого рождения человек для своего нормального развития долгое время нуждается не только в уходе и удовлетворении своих физических потребностей в еде, тепле, безопасности, но и в общении с близкими, любящими его людьми. Семья в жизни каждого человека играет очень важную роль. Особенно важно осознание семьи для ребенка, личность которого еще только формируется. Для ребёнка семья – это самые близкие люди, принимающие его таким, какой он есть, независимо от состояния здоровья и индивидуальных особенностей. Именно в семье ребенок усваивает те или иные навыки поведения, представления о себе и других. Поэтому правильное, адекватное отношение семьи к болезни ребёнка, к его проблемам и трудностям – это важные факторы реабилитации растущей личности. Именно в семье ребенок усваивает те или иные навыки поведения, представления о себе и других, о мире в целом. Поэтому правильное, адекватное отношение семьи к болезни ребенка, к его проблемам и трудностям – это важные факторы реабилитации растущей личности.
В каждой семье по – своему оценивают возможности ребенка и его успехи. Одни родители не замечают прогресса в развитии малыша и считают занятия нецелесообразными. Однако практика показала, что необучаемых детей нет: если ребенок не сможет выложить из палочек простую фигурку, то соберет их и сложит в коробку. Важно подобрать доступное для малыша задание и запастись терпением. Постоянные занятия с ребенком не только пойдут ему на пользу, но и облегчает собственную жизнь родителям.
Все занятия с детьми надо проводить в игровой форме. Дети с недостатками развития, как правило, не умеют играть. У них не возникает замысла игры, в лучшем случае они переставляют игрушки с места на место, бессмысленно манипулируя ими. Проявить живой интерес к чему – либо, воссоздать несложную жизненную ситуацию они не могу. Задача родителей – научить играть ребёнка. Игра сама по себе важна не только потому, что ребёнок интересно проводит свободное время. В процессе игровой деятельности происходит коррекция психических функций ребенка, развивается его эмоционально-волевая сфера. Поэтому учителю целесообразно организовать и провести специальный семинар для овладения методикой использования дидактических игр.
Раскрывая перед родителями значение дидактических игр в обучении и воспитании детей, педагог подчеркивает, что в таких играх у детей развиваются мышление, речь, память, внимание. Участники семинара под руководством учителя знакомятся с конкретными играми, с правилами, действиями, записывают ход игры, материал, используемый в данной игре. Для того чтобы родителям была понятна методика проведения дидактической игры, полезно организовать такие игры со всеми присутствующими на семинаре взрослыми, которые в них выступают в роли своих детей. При этом родители убеждаются, что любая игра, в которой есть определенные правила и действия, требуют усилия воли, внимания, быстроты мышления. Узнают и о трудностях, и о радостях, которые испытывают играющие. На практике убеждаются в том, что игры с правилами помогают решать задачи умственного, сенсорного, нравственного развития их детей, сближают ребят (старших и младших) в семье. Способствуют установлению дружеских отношений с другими детьми.
Одна из главных задач в работе с родителями по использованию дидактических игр в работе с детьми – это сформировать у них самих интерес к такого рода занятиям. Принимая участие в дидактических играх на семинарах-практикумах, родители сначала испытывают естественное состояние робости, стеснительности, а затем постепенно, если учитель умело использует здесь интересные, содержательные игры, чувство юмора, все это преодолевается. Например, при проведении со взрослыми словесной игры “Назови три предмета”, где надо, поймав мяч, назвать три предмета, относящихся к одному родовому названию (ягоды, цветы, овощи и пр.), родители не сразу смогли выполнить правила игры, потому что оказалось трудным быстро сориентироваться в этом вопросе. “Это, оказывается, не так просто, как поначалу кажется”, – заявляют они.
Родители на семинарах накапливают опыт в овладении методикой дидактических игр. У них у самих созревает желание и умение заниматься с детьми. На опыте они убеждаются в том, что совместные с детьми игры помогают лучше узнать своих детей, сблизиться с ними. Для подобного общения с детьми всегда надо находить время. Например, мать с ребёнком едет в машине или поезде, сколько игр можно вспомнить за это время: “Отгадай, что я задумал”, “Да и нет”, “Скажи наоборот”, “Добавь слово” и другие. Время проходит быстро, а самое главное, с большой пользой для обоих: мать видит, как развивается её ребёнок, сыну интересно играть с мамой. Он незаметно для себя учится думать, говорить, общаться. Некоторые игры можно проводить во время хозяйственных дел, прогулок. Например, маленькому сыну мама предлагает, пока она готовит обед, поиграть в игры: “Собери овощи в корзинку”, если ребёнок говорящий, то можно их назвать, “Собери фрукты”, “Что лишнее”, “Посуда”, “Большой и маленький” и другие. Эти игры не мешают матери готовить обед, она много “открывает” у своего сына: уясняет, что он знает, что умеет, в чем больше преуспевает; сама же она незаметно для ребёнка многому его обучает.
Семинары-практикумы такого рода посвящаются, например, теме, как можно вместе с детьми изготовить настольно-печатные игры. Показ дидактических игр, сделанных учителем совместно с детьми в школе. Игры с ними, помогают родителям привлекать детей к сбору иллюстраций, изготовление карточек, фишек для игр. И эта подготовительная работа увлекает всех членов семьи, затем вся семья с интересом играет. А сделать такую игру нетрудно, если взрослые будут знать о правилах, игровых действиях, о цели игры. Важно приучать детей к тому, чтобы они бережно обращались с картинками, хранили их в определенном месте. В беседе с родителями учитель советует им внимательно изучать индивидуальные способности своих ребят, которыми руководствоваться, организуя игры. Например, слишком возбудимым, подвижным детям советует чаще предлагать настольно-печатные игры, такие как “Лото”, “Мозаика”, “Разрезные картинки”, “Кубики”, “Где что растет?”, “Когда это бывает?” и другие. Детей с замедленной реакцией на слово следует вовлекать в игры, которые требуют быстрого ответа, решения игровой задачи, например: “Кто быстрее назовет?”, “Скажи наоборот”, “Добавь слово” и другие.
Учитель раскрывает перед родителями большие возможности использования в играх природного материала. Можно использовать в играх овощи, фрукты, ягоды (“Узнай на вкус”), семена кустарников, деревьев (“Чьи это детки?”), предметы обихода (“Покажи, о чем я скажу”), игрушки (“Кто скорее соберет пирамидку?) и т.д. Родителям чаще надо использовать предметы по различным признакам: находить в комнате металлические, керамические, пластмассовые, деревянные предметы. Полезно включать в игру элементы соревнования – кто больше найдет, заметит предметов определенного качества. Если ребенок говорящий, то интересны словесные игры: “Фанты”, “Наоборот”, “Испорченный телефон”, “Скажи быстро” и другие. Они хороши тем, что не требуют особых усилий для их проведения, надо лишь приобрести сборник таких игр, в нем можно выбрать любую игру. Играя со словом, дети учатся общению. Но играя в словесные игры родителям необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребёнка.
Дети очень любят развивающие игры. Разложите на столе несколько игрушек, попросите ребенка рассмотреть и назвать их. Затем пусть он отвернется, а вы уберете одну игрушку. Ребенок должен посмотреть на стол и сказать, какой игрушки не хватает. Подобные игры развивают внимание.
Родителям можно дать советы по изготовлению некоторых настольно-печатных игр дома, в семье, привлекая к этому и детей. Содержание карточек разнообразное: труд взрослых, спорт, игры детей, времена года и т.п. Играть с разрезными картинками могут дети любого возраста. Для сбора картинок нужно завести папку, куда и взрослые, и дети будут складывать интересные, яркие иллюстрации, содержание которых будут полезным в познавательной работе с детьми. Совместная работа с детьми помогает родителям ближе узнать ребят, их возможности, интересы и с помощью игр формировать личностные качества, способности.
Для умственного развития детей полезны игры на сравнение предметов, нахождение сходства и различия. Дети быстрее овладевают умением находить признаки различия предметов, чем их сходства, поэтому надо тренировать ребенка в установлении и тех, и других признаков. Например, в игре “Кто больше заметит сходства?” взрослый, приглашая ребенка поиграть, отбирает каждый раз по паре предметов (игрушек, природного материала, предметов обихода).
В педагогическом просвещении родителей по использованию обучающих игр в семейных условиях можно определить основные направления:
– теоретическая подготовка родителей; здесь необходимо раскрыть
воспитательную и образовательную ценность игр;
– вооружение родителей практическими умениями по изготовлению, организации и
проведению игр;
– постоянная готовность оказать родителям помощь – дать совет, консультацию,
как, когда, какие игры целесообразнее проводить с детьми дома.
Литература.
- Выготский Л.С. “Игра и ее роль в психическом развитии ребенка” – Вопросы психологии. № 6. 1966.
- Дрязгунова В.А. “Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями” М., 1981.
- Жуковская Р.И. “Игры и ее педагогическое значение”. М.. 1970.
- Максакова А.И. “Учите играя”. М., 1981.
- Швайко Г.С. “Игры и игровые упражнения для развития речи”. М., 1983.