Урок знаний в 6-м классе на тему "Знания и сила непобедимы!"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Пояснительная записка:

Уже много лет в российских школах в начале учебного года проводится урок, посвящённый значимому событию или актуальной проблеме. Тема урока в начале 2013–2014 учебного года посвящена зимней Олимпиаде в Сочи.

На данном уроке школьникам представится возможность проявить себя интеллектуально, творчески и физически.

Цель: формирование у учащихся мотивации к получению знаний, приобщению к здоровому образу жизни как основному инструменту достижения личного успеха и процветания.

Задачи:

– осмыслить такие понятия, как “знания”, “образование”, “здоровье”, “вредные привычки”, “успех”, “достижения”;
– развивать позитивное отношение к знаниям, учёбе, здоровью, спорту;
– проектировать свои собственные успехи на предстоящий учебный год в учёбе и спорте;
– познакомиться с позитивным жизненным и спортивным опытом успешных людей мира, страны;
– создать ситуацию успеха на данном уроке.

Тип урока: комбинированный.

Техническое обеспечение урока:

1. Презентация на тему “Сочи 2014”.
2. Музыкальное сопровождение конкурсов.
3. Фотоаппарат.

Ожидаемый результат:

  • Воспитательные возможности урока – это формирование, обогащение или пересмотр ценностных установок личности.
  • Образовательные возможности урока – освоение научных понятий, овладение умениями и навыками, оценивание событий, поступков и явлений.
  • Развивающие возможности урока – размышление учащихся о проектировании собственных успехов и достижений на будущее.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Целеполагание.
  4. Мотивация.
  5. Игровая программа.
  6. Итог урока.

Таблица 1.
Конспект урока.

Этап урока. Деятельность учителя. Деятельность учащихся.
Организационный момент. 1. Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые родители, гости! Я рада встретиться со всеми вами в новом учебном году! 1. Дети приветствуют учителя, садятся за свои парты, родители садятся за свободные парты.
Актуализация знаний. Всех поздравляю с праздником Знаний, ведь без знаний, без образования немыслима жизнь современного человека, который хочет “в просвещении быть с веком наравне” (А.С. Пушкин), который хочет “работать на опережение” и добиваться успехов! Для этого нужно уметь учиться, быть конкурентоспособным, толерантным, уметь раскрывать творческий потенциал личности.

2. Высказывания, записанные на доске:

– “Век живи, век учись” (народная мудрость).

– “ Каждый день, который вы не пополнили своего образования хотя бы маленьким, но новым для вас куском знаний, считайте бесполезно и невозвратно для себя погибшим”
(К.С. Станиславский, годы жизни 1863–1938, замечательный театральный деятель и педагог).

2. Чтение высказываний, записанных на доске, вслух и про себя (второй раз).

3. – Как вы понимаете данные высказывания? 3. Замена формулы “образование на всю жизнь”, утверждавшей, что полученного образования достаточно для всей жизни, положением “образование через всю жизнь”, утверждающим необходимость пожизненного образования.
Целеполагание. 4. а) Вдумайтесь в каждое слово темы урока и сформулируйте основную цель нашего урока;

б) Похвалить учащихся и познакомить с задачами урока (см. выше.)

4. а) Цель: без здоровья, без знаний быть успешным в современном мире будет трудно.
Мотивация. 5. – Как вы понимаете лексические значения слов: “знания”, “образование”, “здоровье”, “вредные привычки”, “успех”, “достижения”.

– Почему на уроке Знаний, в праздничный день мы с вами будем говорить и о силе, здоровье, спортивном мастерстве?

– Вспомните, какое событие произойдёт в 2014 году у нас в стране?

– Что нам всем (миру, стране, тебе) оно даёт?

6. Спасибо! Всё верно! Вот поэтому и тема нашего первого урока названа так: “Знания и Сила непобедимы!” (Приложение 1)

7. Итог.

В современном мире стали традицией огромные спортивные праздники. Это замечательная демонстрация силы, мастерства, здоровья. Сегодня вам предоставляется возможность стать участниками познавательно– развлекательно – оздоровительной программы! Пусть не столь грандиозной, как Олимпиада, но не менее увлекательной! У нас будет две смешанные команды учеников и родителей. Жюри.

5. Работа в группах. Каждой группе по три слова:

1) Знания, образование, достижения.
2) Здоровье, вредные привычки, успех.

(Выслушать детей.)

Высказывания детей.

Зимняя Олимпиада в Сочи.

Мнение детей, родителей.

6. Презентация на тему “Сочи 2014” (домашнее задание для учащегося).

Смотрят презентацию. Спасибо.

7. Представления команд: название (можно связать со знаниями или спортом), эмблемы, девиз, представление капитанов, членов жюри.

Игровая программа. 8. Закончите пословицу (по очереди) [1]:

1. Судят не по словам, а…
2. За одного битого…
3. Береги платье снову….
4. Долог день до вечера…
5. Встречают по одёжке…
6. Слово не воробей…

Итог

Спасибо всем за знания пословиц!

8.

1. (по делам)
2. (двух небитых дают)
3. (а честь смолоду)
4. (когда делать нечего)
5. (провожают по уму)
6. (вылетело, не поймаешь)

9. Игра “Меткий стрелок”. Нужно 3 участника: один делает снежки из газеты, другой бросает, третий ловит (под музыку)

Итог

Повеселились от души! Спасибо!

9. Выходят желающие, играют. Потом другие участники пробуют себя в меткости.

10. Пять вопросов о спорте [2]:

1. Кто, по-вашему, окажется сильнее в рукопашной схватке – самбист или боксёр?
2. Почему?
3. Все вы, наверное, играете в волейбол. А знаете ли вы, сколько должен весить волейбольный мяч?
4. В каких видах спорта соревнования идут до победного конца и не может быть ничьей?
5. Каким видом спорта у нас в стране занимается больше всего физкультурников?

Итог.

Победила команда…

10.

1. Самбист.
2. Потому что в самбо вытянутая вперед рука противника позволяет применить самые эффективные приемы, неминуемо приводящие к победе.
3. 260–280 граммов
4. Волейбол, фехтование, теннис, настольный теннис и т.д.
5. Легкой атлетикой

11. Показательные выступления гимнастов. Каждой команде раздать обручи, ленты, косынки, скакалки, флажки.

Под музыку вам предстоит по очереди выполнить комплекс гимнастических упражнений, который называется “Спортивная импровизация”. Начинает команда…

Итог.

Спасибо за доставленное удовольствие! (Выразить мнение по выполнению командами задания. Если у кого-то поучится значительно лучше, то отметить).

11. Команды по очереди под музыку импровизируют с полученными предметами (можно командно, можно сольно)

Хлопают.

12. Викторина по русскому языку (по очереди) [3]:

1. Какой падеж никогда не употребляется с предлогами?
2. Откуда пошло выражение “начать с красной строки”?
3. Какое слово принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой?
4. В названии какого дня недели удвоенная согласная?
5. Какой раздел науки о языке изучает его звуковую сторону?
6. Какое русское слово состоит из трёх слогов, а указывает на 33 буквы? Уточните, почему не слово “алфавит”?

Итог.

Похвалить. Присудить победу.

12.

1. Именительный.
2. В старину первую букву нового абзаца писали красной краской.
3. Имя.
4. Суббота.
5. Фонетика.
6. Азбука. Слово алфавит заимствованное (начальная буква “а” и “ф”.

13. Поём спортивные песни[4]:

Вспоминаем песни, где встречаются слова о спорте, о дружбе, о силе, о выручке, о победе, о походе, о питании, о спортсменах, о туристах, о природе, о воде, о вечной молодости и красоте. По очереди одна команда начинает, другая подхватывает те слова, которые есть в песне.

Итог.

Просто замечательно! Не было ещё ни одного спортивного праздника без песен! И у нас, я думаю, праздник состоялся! Молодцы все!

13. Пение по очереди

Хлопают

Итог урока. 1. Без здоровья, без знаний быть успешным в современном мире будет трудно. Даже наш урок – достойное тому подтверждение! Знания и Сила вместе идут!
2. Награждение команд грамотами “Самый умный”, “Самый меткий”, “Самый голосистый”, “Самый спортивный”, “Самый грациозный”, “Самый дружный” и т.п.
1. Хором скажем:
“ЗНАНИЯ и СИЛА НЕПОБЕДИМЫ”!
2. Победители…
Призёры…
3. Фото на память.

Список литературы

  1. Руденко В.И. Школьные КВНы и конкурсы. Ростов н/Д: Феникс, 2004. С. 116.
  2. Леликова Г.А., Попова Г.П. Система работы с родителями: разработки внеклассных мероприятий и родительских собраний. Волгоград: Учитель, 2007. С. 99–101.
  3. Курушина Т.А., Басистая В.А. и др. Русский язык. 5–9 класс. Интеллектуальный марафон (познавательные игры, турниры, викторины, уроки знаний). Волгоград: Учитель, 2009. С. 70–71.
  4. Арсенина Е.Н. Внеклассные мероприятия в 5–11 классах. Волгоград: Учитель, 2007. С. 146–147.