Цели урока:
– актуализация жизненно-музыкальных впечатлений обучающихся о связях музыки
И. С. Баха с жизнью человека, его раздумья о смысле жизни;
– развитие умения узнавать музыкальный образ на новом музыкальном материале.
Задачи:
– воспитательная: помочь обучающимся войти в мир музыки И. С. Баха,
формировать гуманное отношение к людям, природе;
– развивающая: научить детей чувствовать и осознавать особенности
полифонического изложения музыки, дать представление о жанре мессы;
– образовательная: закрепить навыки хорового пения.
Музыкальная драматургия урока.
- И. С. Бах “Шутка”.
- И. С. Бах “Фуга ля – минор для органа”.
- И. С. Бах “Ария “Agnus Dei” из “Высокой мессы h – molle”.
- И. С. Бах “Весенняя песня”. Русский текст. – С. Гинзбург.
- Хорошо темперированный клавир. Том 2. И. С. Бах “Прелюдия фа – минор №12”.
- И. С. Бах “Шутка”.
Оборудование урока:
Портрет И. С. Баха; Д. Б. Кабалевский, “Хрестоматия по музыке” 7 класс; текст песни “Весенняя песня” И. С. Баха, диски с музыкой И. С. Баха “Фуга ля – минор для органа”, “Ария “Agnus Dei” из “Высокой мессы h – molle”, “Шутка”, “Прелюдия фа – минор № 12”; компьютер, проектор, экран, доска, пианино; презентация.
Ход урока
I. Организационный момент.
Вход под музыку И. С. Баха “Шутка” (Музыкальное Приложение 3 и Приложение 1, Слайд 1.)
II. Введение в тему урока.
Учитель. Обратимся к эпиграфу, записанному на доске: “Если представить себе композиторов в виде горной цепи, то Бах, мне кажется, уходит далеко за облака, где горящие лучи солнца скользят по ослепительной белизне его ледяного покрова. Таков Бах – до кристальности чист и светел”. (М. Горький).
Учитель. Какие черты характера, по мнению Горького, выделяют И. С. Баха среди других композиторов? (Слайд 2)
Учащиеся. “Бах – до кристальности чист и светел”.
Учитель. И. С. Бах (1685–1750) – гениальный немецкий композитор, который был прекрасным органистом, и именно это принесло ему известность при жизни. Для творчества И. С. Баха особое значение имели музыкальные традиции семьи, религиозные традиции его родины – Германии. Отдельная часть любого его произведения всегда посвящена развитию одной идеи, одной темы – жизни и смерти, дня и ночи. Горя и радости. “Что за гений этот Бах! – писал русский композитор 19 века А. Серов, – возьмёт одну мысль и проводит её всё глубже и глубже, вживается в тайники души!.. Понятно, что для такого гения, как Бах, самым родным инструментом был орган, этот океан гармоний, бесконечно могучий и величественный даже в бесстрастном спокойствии своём”
(Слайды 3, 4)
III. Объяснение нового материала с элементами повторения.
Учитель. Для органа Бахом написано множество прекрасных сочинений, в которых он стремился поднять, возвысить, облагородить человека, показать его свободным и смелым. Сейчас мы познакомимся с одним из прекраснейших произведений И. С. Баха – фугой ля – минор для органа, музыкальный образ которой мы с вами разберём.
1. Беседа.
Учитель. Что такое музыкальный образ?
Учащиеся. Музыкальный образ – это отражённая в музыке жизнь или её часть, впечатление, настроение.
Учитель. Вы сказали: “Отражённая в музыке жизнь”. А кто её отражает?
Учащиеся. Композитор.
Учитель. Музыка – это всегда преломлённое через сознание композитора отражение жизни.
А что такое фуга? (Слайд 5)
Учащиеся. Фуга в переводе с итальянского языка – бег.
Учитель. А какое музыкальное произведение называется фугой?
Учащиеся. Фуга – это полифоническое произведение, в котором все голоса важны. Они могут появляться в различных регистрах: в верхнем, в нижнем, в среднем.
Учитель. А что такое полифония? (Слайд 6)
Учащиеся. Полифония – это многоголосие. Это такой тип музыки, в котором нет деления на главный и не главный.
Учитель. Очень остроумно и точно сам Бах сказал о том, что такое полифония. (Слайд 7)
“Каждый голос в сочинении – это личность. А многоголосное сочинение – беседа между этими личностями, и надо ставить за правило, чтобы каждая из личностей говорила хорошо и вовремя, а если не имеет что сказать, то лучше бы молчала и ждала, пока не дойдёт до неё очередь”.
2. Слушание фуги ля – минор для органа. (Музыкальное Приложение 4.)
Учитель. Во время звучания фуги попытайтесь услышать эту “беседу личностей”
(Звучит фуга ля – минор для органа.) (Слайд 8)
3. Осмысление музыкального произведения.
Учитель. Как начинается фуга?
Учащиеся. Тема начинается в одном голосе.
Учитель. Каков характер темы?
Учащиеся. Тема по характеру неторопливая, спокойная.
Учитель. Что в этой теме чувствуется ещё?
Учащиеся. Настойчивость.
Учитель. Затем эта тема проводится в других голосах. Как она звучит?
Учащиеся. Энергично, мощно, сильно.
Учитель. А в финале фуги?
Учащиеся. Она суровая, могучая, в ней много энергии.
Учитель. Каков же образ фуги?
Учащиеся. Суровый, полный жизненной энергии. В ней чувствуется ещё свобода, смелость.
Учитель. Это образ, воплощённый в четырёхголосной фуге.
А теперь сравним эту фугу с Арией “Agnus Dei”(“Агнец Божий”) из “Высокой мессы h – molle” Баха. (Слайд 9)
“Месса (от латинского слова Missa) – многочастное произведение для хора (иногда также певцов – солистов) с инструментальным сопровождением или без него, написанное на определённый латинский текст для исполнения во время католической обедни”.
“Агнец Божий” – одно из символических имён Иисуса Христа как искупителя грехов человечества.
4. Слушание.
(Звучит ария “Agnus Dei”). (Музыкальное Приложение 5), (Слайд 10)
Учитель. Каков характер музыки?
Учащиеся. Эта музыка печальная, спокойная.
Учитель. А что она передаёт?
Учащиеся. В ней передано человеческое чувство умиротворения. Когда слушаешь эту музыку, хочется даже кого –то обнять.
Учитель. Что общего и различного между фугой и ля – минор и арией “Agnus Dei”?
Учащиеся. Оба произведения серьёзные.
Учитель. А что ещё?
Учащиеся. Если, слушая фугу, хочется выпрямиться, устремиться в космос, то, слушая арию “Agnus Dei”, хочется покаяться и подумать, как жить дальше.
Учитель. То есть эта музыка заставляет нас всех задуматься.
Помимо музыки для органа , оркестра, отдельных инструментов, хоровых произведений, Бах создал огромное количество вокальных сочинений, в том числе много песен, по характеру своему близких немецкой народной песне. Одну из таких песен мы с вами учили. Как она называется?
Учащиеся. “Весенняя песня”.
5. Исполнение.
(Дети исполняют “Весеннюю песню” И. С. Баха).
Учитель. Каков характер песни?
Учащиеся. Радостный, оживлённый, танцевальный.
Учитель. Откуда возникает такое состояние?
Учащиеся. От любви к человеку, природе.
Учащиеся. Мы входили в класс под “Шутку” Баха. Бах, наверное, когда сочинял её, был в хорошем настроении.
Учитель. Правильно, я с вами согласна.
IV. Подведение итогов урока и закрепление.
Учитель. Видите, со сколькими музыкальными образами мы сегодня познакомились. Давайте перечислим их.
Учащиеся. 1. 2Фуга ля – минор для органа” – суровый образ, полный жизненной энергии.
2. Ария “Agnus Dei” из “Высокой мессы h – moll” – образ печальный, умиротворённый.
3. “Весенняя песня” – оживлённый, танцевальный.
4. “Шутка” – искромётный, шутливый.
Учитель. Таким образом, в музыке Баха передано всё богатство и разнообразие человеческих чувств, в чём вы сегодня и убедились.
Учитель. Скажите, пожалуйста, современна ли музыка Баха?
Учащиеся. Да.
Учитель. Почему?
Учащиеся. Потому что она звучит сегодня в наше время.
Учитель. А вы можете привести боле веский аргумент?
Учащиеся. Музыка Баха о человеке и для человека. Она учит любить людей, учит нас жить. Именно такая музыка нам нужна сегодня. Поэтому она современна.
Учитель. Музыка Баха учит не просто жить. Она благословляет нас сегодня жить всерьёз, честно и чисто. И, конечно, каждый из музыкантов, кто исполняет Баха, не может не проникнуть в то состояние души человеческой, которое заложено в его музыке.
(Слайд 11)
Учитель. Знаменитый педагог и музыкант Генрих Густавович Нейгауз говорил: “Когда я играю Баха, я в согласии со всем миром, я благословляю его”.
А теперь сядьте все поудобнее. Бах обращается к вам, а я для вас его играю.
(Слайд 12)
Звучит “Прелюдия фа – минор №12” из 2 тома цикла произведений И. С. Баха “Хорошо темперированный клавир” в исполнении учителя музыки Проценко Ф. М. (на уроке), на слайде запись “Прелюдия фа – минор” звучит в исполнении Святослава Рихтера. (Музыкальное Приложение 6.)
V. Выход из класса под музыку “Шутки “И. С. Баха. (Музыкальное Приложение 3 , Слайд 1.)