Взаимодействие ДОУ и семьи в процессе приобщения отцов к воспитанию детей

Разделы: Работа с дошкольниками


Несомненно, для развития личности ребенка необходима здоровая психологическая атмосфера в семье, а также наличие у ребенка полной семьи. Огромная роль в воспитании детей принадлежит отцу. Сын видит, каким он станет, когда вырастет, а дочь – каким будет ее избранник. Если мальчик видит своего отца примером честности, надежности, заботы, то эти качества все сильнее и сильнее будут проявляться и в нем. Девочки так же нуждаются в хороших взаимоотношениях со своими отцами. Основная задача отца состоит в том, чтобы помочь своей дочери развить женственность. Растущая девочка нуждается в положительной отцовской оценке. Такая оценка является залогом того, что, повзрослев, она сможет испытать комфорт и понимание во взаимоотношениях с мужем.

Мы решили привлечь пап наших воспитанников для работы воспитания в мальчиках мужественности, помочь детям увидеть мужчину таковым, какова его природная суть. Метод проектной деятельности помог реализовать ряд намеченных задач. Предварительно была проведена работа с родителями: была предложена анкета с целью выявления отношения к воспитанию детей. Результаты показали, что большинство родителей считают воспитание детей привилегией матери. Отцам же отводят роль добытчика и не более. Современные отцы, ссылаясь на свою занятость, проводят со своими детьми минимум времени. Принимая это во внимание, были выпущены листовки с небольшими консультациями на тему: “Отец в жизни ребенка”, “Выходной вместе с папой”, “Дети говорят о папе”. Эти листовки предлагалось взять домой для совместного с отцами прочтения. На этапе разработки содержания непосредственной образовательной деятельности, игр, прогулок, наблюдений, экскурсий и других видов деятельности, связанных с темой проекта, было тщательно продумано, чтобы героями, помощниками в организации были мужчины, а именно папы. Предлагая родителям поучаствовать в проекте “Мужчины нашего времени”, мы были уверенны, что откликнутся все. И, действительно, ни один родитель не решился произнести фразу: “Совсем нет времени!”.

При организации экскурсии на стройку первыми помощниками выступили папа-инженер и папа-крановщик. На выставке работ, сделанных руками отцов воспитанников “Золотые руки – папины руки” были представлены портреты жен и дочерей, мотоцикл, спаянный папой-сварщиком из маленьких деталей, сплетенная рыбка и много интересных вещей, о возможности изготовления некоторых не подозревали даже сами умельцы. Но главная цель была в совместном с детьми проживании успеха, совместно проведенное время, возникновение у ребенка чувства гордости за своего отца. Оформление фотоальбомов “Мой папа самый трудолюбивый”, “Лучший в мире папа” доставили массу приятных воспоминаний самим героям этих фото, а именно детям и их родителям. Конкурс на лучшую зимнюю лопатку заставил малышей не только гордиться умениями своих отцов, но и позволил пополнить трудовые атрибуты для трудовой деятельности дошкольников. Родители были активными участниками спортивного развлечения “Мы с папой впереди!”.

Все мероприятия позволили родителям, а именно отцам вспомнить об их главной роли в жизни; помогли почувствовать себя по-настоящему отцом, а не только мужчиной, обеспечивающим свою семью; показали возможность даже при большой занятости провести немалую часть времени с ребенком и получить от этого не только заряд бодрости, минуты счастья, но и оставить незабываемый след в душе своего ребенка. Ребенок всегда будет с теплым чувством вспоминать сцены из детства только в том случае, если отец действительно был рядом с ним в критические моменты. Ваши сын или дочка будут с большим удовольствием вспоминать тот день, когда гуляли с отцом в парке, участвовали вместе в соревнованиях, сидели рядом за чашкой сладкого чая на “посиделках” в детском саду.

Отцы обладают огромной властью над судьбой своих детей. Народная мудрость гласит: “Держась за руку хорошего человека, мальчик почти никогда не станет плохим”.

Проект “Мужчины нашего времени”.

Проект: средней продолжительности, групповой, информационно-практико-ориентированный.

Участники проекта: воспитатель, дети подготовительной к школе группы, родители воспитанников.

Актуальность: в настоящее время наблюдается маскулинизация девочек и феминизация мальчиков (другими словами, трудно разобрать, где сильный пол, а где слабый).

Проблема: необходимость дифференцированного подхода к воспитанию девочек и мальчиков.

Цель: закладывать основы будущих социальных ролей, объяснять особенности их исполнения, воспитывать положительное отношение к разным социальным ролям, к необходимости их существования

Задачи:

  • формирование представлений о жизненном предназначении мужчины, присущих им положительных качествах и чертах характера;
  • раскрытие психических, физиологических и этических особенностей мальчиков;
  • формирование представлений о мужском достоинстве;
  • совершенствование стиля партнёрских отношений между педагогами и родителями;
  • обогащение детско-родительских отношений опытом совместной творческой деятельности.

Предполагаемый результат:

Понимание детьми значимости семьи в жизни каждого человека.

Укрепление привязанности к членам своей семьи, формирование нравственного отношения к семейным традициям.

Формирование чувства гордости за своих отцов.

Возникновение у мальчиков желание воспитывать в себе положительные качества, присущие мужчинам.

Возникновение у девочек желания проявлять чувство уважения к мальчикам, мужчинам.

Возникновение у родителей, а именно пап, вникать в жизнь своего ребенка и непосредственно принимать участие в жизни детского сада.

Разработка проекта.

Донести до участников проекта важность данной темы.

Создать развивающую среду: подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой, театрализованной деятельности; дидактические игры, иллюстрированный материал, художественную литературу по теме “Мужчины нашего времени”.

Подобрать материал для продуктивной деятельности.

Составить перспективный план мероприятий.

Выполнение проекта.

Познавательно-речевое направление.

Восприятие художественной литературы.

Разучивание стихотворений М. Пляцковского “Я стать хотел бы силачом”, Р. Быкова “Нельзя мне больше плакать”.

Чтение художественной литературы.

Былины: “Алеша Попович и Тугарин Змеевич”, “Илья избавляет Царьград от Идолища”; В.Осеева “Три сына”; Л.Толстой “Два брата”, “Прыжок”.

Познавательно-исследовательская деятельность:

  • рассматривание иллюстраций, фотографий семей воспитанников “Профессии наших родителей”; картины Васнецрва В. “Витязь на распуть”, “Богатыри”;
  • экскурсия на стройку;
  • НОД: “Права и обязанности в семье”, “Герои нашего города”;
  • рассматривание альбома “Никто не забыт, ничто не забыто”; семейные фотоальбомы.

Коммуникативная деятельность:

  • составление рассказов “Мой папа самый веселый”, “Мой папа самый смелый”, “Мой папа самый лучший”;
  • разучивание поговорок о семье;
  • разучивание стихотворения “Мужчины” Р. Быкова.

Художественно-эстетическое направление.

Продуктивная деятельность:

  • изготовление фотоальбомов “Мой папа самый лучший”;
  • изготовление подарков для малышей “Символ мальчиков”;
  • рисование на тему “Мой папа самый сильный”.

Физкультурное направление.

Двигательная деятельность:

Физкультурно-досуговое мероприятие “Мы с папой первые!”.

Социально-личностное направление.

Игровая деятельность:

Сюжетно-ролевые игры: “Семья”, “Мы военные”, “Стройка”.

Дидактические игры: “Кому что”, “Комплименты”.

Игры с правилами: “Кого надо бояться”, “Кто смелый”.

Взаимодействие с родителями.

Фотоколлаж “Самый лучший папа”, выставка.