Тематическая неделя в детском саду "Знакомство с Красной книгой"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель:

  • познакомить детей с “Красной книгой”;
  • познакомить с исчезающими видами животных семейства кошачьих, собачьих, ластоногих, беличьих;
  • воспитывать желание беречь и заботиться об окружающей среде и животных живущих в ней.

План проведения тематической недели

Дни недели Название групп
Младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа
Исследовательская деятельность
Понедельник Коммуникативная деятельность “Знакомство с тигром”+ изо Познание

Знакомство детей с “Красной книгой”

Познание “Знакомство с красной книгой”+ конструирование “Изготовление кармашков”
Вторник Познание
“Здравствуйте, я серый волк” +  рисование
Коммуникативная деятельность
“Знакомьтесь – это леопард” + лепка
Художественное творчество
Пришвин “Филин”+познание “Знакомьтесь мудрая птица”

II половина дня

Художественное творчество

Пластилинография “Филин”

Среда Художественное чтение
Маршак “Детки в клетке”+ лепка
Познание
“Путешествие в Арктику”+рисование
Познание
“Полосатый зверь”+ аппликация
Четверг Игровая ситуация
“Прогулка в зоопарк”

Подвижная игра
“Зайцы и волк”

Игровая ситуация
“Где живут моржи?”

Художественное чтение
Рассказ “Умка”

Игровая ситуация
“На берегу Атлантического океана” +   художественное творчество

Рисование “Дельфины”

Пятница Художественное творчество
Аппликация “Страничка Красной книги”
Познание
Исследовательская деятельность + конструирование

“Красная книга”

Защита мини-проектов
“Ученый совет”

Младшая группа

Понедельник

Коммуникативная деятельность “Знакомство с тигром”

Рассказ воспитателя: “Тигр дикое животное. Рыжего цвета, полосатый. У него четыре лапы, хвост. Он хищник. Папа – тигр, мама – тигрица, детеныш – тигренок”.

Физкультминутка

Тигры водятся в лесах (ходьба на месте)
Шкурка в черных полосах (рисуем руками полоски на животе)
У него большие лапы (поднимаем руки вверх)
Когти могут поцарапать! (Изображаем движения)
Хоть, порой рычит немножко (Рычим)
Все же он большая кошка (приседаем).

Дидактическая игра “Родители и дети”

После игры ребята рассаживаются за столы. Перед каждым лежит тигр. Воспитатель предлагает ребятам нарисовать у него на спинке полоски.

Вторник

Познание “Здравствуйте, я серый волк!”

В гости к ребятам приходит волк. Он рассказывает о себе. Воспитатель предлагает ребятам рассмотреть лапы волка. Показывает, какие следы волк оставляет на снегу. Волк приглашает ребят к себе в гости. Дорогу к логову волка подскажут его следы. Дети и воспитатель проходят по заранее выложенной дорожке. Все оказываются около стола, на котором лежит картина зимнего леса. Воспитатель предлагает детям ватными палочками нарисовать на снегу следы волка.

Среда

Художественное чтение Маршак “Детки в клетке”

После чтения воспитатель приглашает ребят подойти к своим столам, на которых лежат готовые мисочки из пластилина. Дети лепят рыбку для моржа.

Четверг

Игровая ситуация “Прогулка в зоопарк”

Воспитатель вносит птичку.

- Где обедал воробей? Дети: В зоопарке у зверей.

Воспитатель: Пообедал он сперва за решеткою... Дети: У льва.

Воспитатель: У моржа... Дети: Попил водицы.

Воробей всех приглашаем на прогулку в зоопарк.

В разных местах группы ребят ждут игрушки: волк, тигр, еж.

Воспитатель с ребятами подходит к кассе, покупают билеты. Заходят в зоопарк. Подходят к одной игрушке – волку. Вспоминают, где живет, его части тела.

Так по очереди подходят к каждой игрушке, изображают повадки животного, его голос.

Подвижная игра “Зайцы и волк.

Дети прыгают на поляне – зайцы.

Воспитатель читает: Зайки скачут скок, скок,

На зеленый на лужок, травку щиплют, кушают. Не идет ли волк? Волк идет.

Дети бегут в домики. Воспитатель старается их поймать.

Пятница

Подводится итог всей недели. Вспоминаем, каких животных встречали в зоопарке. Рассказываем, что многих из них осталось очень мало в природе, так как из-за пожаров погибают леса, люди осушают болота, вырубают леса, через лес прокладывают дороги. Животным негде жить, нечего кушать. Человек должен защищать животных, помогать им.

Делаем страничку для Красной книги. На листе бумаги нарисован леопард. Детям предлагается наклеить ему пятнышки.

Средняя группа

Понедельник

Познание “Знакомство с красной книгой”.

Знакомим детей с Красной книгой, рассказываем о ней. Рассматриваем ее. Знакомим с атласом России.

Вторник

Коммуникативная деятельность “Знакомьтесь – это леопард”.

Собираем детей у атласа, на нем заранее отмечен красным флажком Северный Кавказ, и выбираем маршрут. Дети выбирают средство передвижения. Обращаем внимание на то, что путь будет пролегать через горы.

Прибыв на место, детей встречает игрушка леопард.

Воспитатель задает вопросы: Ребята, кто знает, как называется это животное?

Оно дикое или домашние? По каким признакам вы догадались, что это леопард?

Игрушка леопард выслушивает ответы детей и добавляет:

Я отношусь к семейству кошачьих. Моя длина от 90 до 190 см (воспитатель показывает его длину на сантиметровой ленте). У меня интересно устроен язык. Он весь покрыт твердыми бугорочками. Они помогают ему отделять мясо от косточки. Языком я умываюсь. Моя шуба желтого, бурого, рыжего цвета.

Воспитатель и ребятам делают “фотографию” леопарда на память. Дети проходят к столам, им раздают заготовки: фигурки леопарда. Ребята из пластилина делают леопарду глаза, пятна.

Среда

Воспитатель собирает детей. Находит на атласе Арктику. Спрашивает ребят, как они думают, какие животные любят снег и холод?

Воспитатель загадывает загадку:

Шерстку белую ношу,
Рыбу ем, во льдах живу. (Белый медведь)

Воспитатель достает игрушку белого медведя. Медведь рассказывает о себе.

Шерсть белая, внутри шерстинки пустые. И поэтому иногда, особенно в зоопарках медведи могут позеленеть. Это происходит потому, что в пустом пространстве шерстинок поселяются маленькие водоросли, из-за чего мех приобретает желто-зеленый оттенок. Кожа медведя- черная. Молодые медведи редко впадают в спячку, предпочитают активные путешествия. Белые медведи очень подвижные, гибкие и проворные, они отличные пловцы. Живут эти великаны 30 лет.

Мишка говорит ребятам, что ему пора возвращаться домой, но на память о встречи, он предлагает его нарисовать.

Художественное творчество

Знакомим детей со способом рисования тычка.

Материалы: черный или синий картон, белая гуашь, жесткая кисть. Шаблон медведя.

Детям даются шаблон и простой карандаш. Дети обводят медведя. Дальше закрашивают силуэт медведя на темном листе белой гуашью способом “тычка”

Четверг

Игровая ситуация “Где живут моржи?”

Воспитатель вместе с детьми находит на карте Северный Ледовитый океан, Море Лаптевых. Рассказывает, что здесь обитают моржи. Все вместе отправляются в путешествие. Находят картину с моржами. Дети рассаживаются на ковре. Воспитатель рассказывает:

Моржи большие. Отличительная особенность – его клыки – 40 -60 см. Эти клыки нужны для защиты. А так же моржи цепляются ими, когда карабкаются по скалам, На верхней губе у этого животного растут усы, с их помощью он обследует морское дно в поисках пищи. Запаса воздуха хватает на 10 минут, поэтому моржи не ныряют глубоко. Моржи живут стадами и всегда, когда стадо отдыхает, выставляют часового. Интересно, что моржи могут спать просто на воде. Под глоткой у них есть вырост, который заполняется воздухом и животное даже в расслабленном состоянии не может утонуть. Моржи отличные артисты.

Во второй половине дня воспитатель читает детям рассказ “Умка” или другие рассказы о животных.

Пятница

Воспитатель вспоминаем с ребятами, где они путешествовали всю неделю, и каких животных они повстречали. Воспитатель показывает детям, приготовленную им обложку Красной книги. На столе лежат картинки с животными: морж, белый медведь, леопард. По очереди дети выходят и рассказывают об одном из животных. Приклеивают его в Красную книгу.

Так повторяется со всеми картинками.

Воспитатель подводит итог: “У нас в группе появилась своя Красная книга. Давайте еще раз вспомним почему она так называется? Какие животные в нее попадают?”

Красная книга помещается в читательский уголок. В течении следующего месяца воспитатель с детьми может добавлять в эту книгу новые странички.

Старшая и подготовительные группы (исследовательская деятельность)

Понедельник

Воспитатель делает объявление громким голосом.

Воспитатель: “Внимание, внимание! Всем детям необходимо собраться на важное собрание, чтобы провести расследование”. Когда дети рассаживаются на свои места, воспитатель показывает Красную книгу и говорит, что в группе появился новый объект, как вы думаете коллеги, что это?

Ответы детей. Воспитатель следит, чтобы дети старались отвечать фразами: “Я думаю”, “Моя версия”, “Мне кажется”.

Воспитатель: Правильно - это красная книга, где собраны виды животных, которые бесследно исчезают с лица земли. В Красной книге 5 категорий охраны.

Первая категория – виды, которые находятся под прямой угрозой и необходимы экстренные меры по их спасению. Воспитатель показывает карточку ! Выставляет ее.

Так мы будем обозначать эту категорию.

Вторая категория – виды, которые еще достаточно многочисленны, однако их вид сокращается катастрофически быстро !! Третья категория – виды, которым прямое исчезновение пока не грозит, но они встречаются в природе редко на ограниченной территории. Выставляется следующая карточка!!! Четвертая категория – неопределенные виды, которые еще изучены недостаточно. Выставляется аналогичная карточка!!!!.

Пятая категория – виды, которые спасены от гибели благодаря принятым мерам. Так же показывается карточка !!!!!.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, нужна ли такая книга? Для чего? А что вам хотелось бы узнать о животных, которые помещены в эту книгу? А чтобы нам все это лучше запомнить, давайте придумаем условные знаки. Первые три пункта для подготовительной группы:

  1. Класс (звезда)
  2. Семейство (нарисованы схемы человечков)
  3. Категория !
  4. Где живет (дом)
  5. Внешний вид (лицо)
  6. Чем питается (тарелка)
  7. Интересные факты (книга)

Воспитатель предлагает сделать Красную книгу ля группы. Обложку для этой книги воспитатель изготавливает сам или с детьми в свободное время.

Вы все превращаетесь в спасателей.

Для этого каждый ребенок выбирает себе картинку животного, о котором он хотел бы узнать что-то новое. Эта картинка приклеивается ребенком на лист А4. Если картинка черно-белая, ребенок ее раскрашивает. Когда все картинки приклеены, воспитатель предлагает детям перевернуть лист бумаги, и сделать кармашки-подсказки. В эти кармашки вы будете класть свои схемы, которые помогут вам рассказать о любом животном, которые вы хотели бы спасти.

Дети изготавливают из бумаги кармашки и рисуют на них условные знаки, которые были обговорены до этого. Эти заготовки дети забирают домой и готовят рассказ о своем животном к пятнице.

Вторник

Воспитатель читаем детям рассказ Пришвина “Филин”.

Воспитатель: Ребята, о какой птице говорится в том рассказе. Эта птица тоже занесена в Красную книгу. И так, вас всех приглашают на ученый совет. Мы поговорим об этой прекрасной птице. Дети пересаживаются за столы, На которых лежат приготовленные листы А4 с кармашками подсказками. Маленькие листочки, простые и цветные карандаши. На доске такой же образец. Ученые начинают работать.

Воспитатель рассказывает: “Филины исчезают из природы, т.к. люди раньше видели в них опасность. Эта птица хищник и на них разрешалась охота. Внешний вид .

Воспитатель показывает на кармашек. Перья ржаво-желтого цвета. На голове над глазами есть перьевые “уши”. Они то торчат вверх, то опущены вниз. Это зависит от настроения птицы. Глаза птицы завораживают, они ярко оранжевые или красные. Напоминают взгляд дикой кошки”. Ребята, что мы узнали о внешнем виде филина. Дети отвечают, а воспитатель пытается их ответы зарисовывать условными знаками: перо, желтые глаза. Дети рисуют такие же знаки на своих бумажках и вкладывают их в нужный кармашек. Воспитатель показывает на кармашек . Рассказывает: “Филин обитает в лесах, степях, горах, Главное, чтобы в месте их обитания, было как можно меньше шума. Дети пытаются сделать зарисовки сами. Листочек помещается в нужный кармашек. Так же воспитатель прорабатывает с детьми условные обозначения для всех кармашков. Когда все кармашки заполнены, воспитатель объявляет перерыв.

Во второй половине дня делается поделка филина (пластлинография). Затем достаются листы с кармашками-подсказками, которые дети заполняли в первой половине дня. На обратную сторону приклеивается поделка с филином. Дети опираясь на кармашки-подсказки рассказывают о филине.

Среда

Воспитатель читает загадку: Полосатый рыжий зверь, самый редкий он теперь.

Воспитатель показывает игрушку Тигра. Тигра просит рассказать детей о своем внешнем виде.3-4 ребенка рассказывают, а один заполняет листочки для кармашков.

Тигр хвалит детей и рассказывает им о себе. Обитает на Дальнем Востоке, на берегах рек Амур и Уссури в кедровых лесах. Вызывается еще один ребенок, он заполняет листочек для нужного кармашка. Относится тигр ко !! категории охраны. На животе тигр носит пяти сантиметровый слой жира, который защищает его от низких температур. Хищник отлично различает цвета, и ночью видит в пять раз лучше человека. Он очень быстро может бегать по мокрому снегу. Детьми так же делаются зарисовки для кармашков.

Физкультминутка (см. средняя группа) Воспитатель предлагает сделать картинку для красной книги. Ребята обводят приготовленный заранее шаблон, раскрашивают его гуашью, А полоски рисуют черной толстой ниткой. Готовая страничка добавляется в Красную книгу.

Четверг

Художественное творчество.

Материалы: Лист А4, акварельные краски, кисти, баночки с водой.

Дети рассаживаются на свои места. Воспитатель включает музыку. Детям предлагают закрыть глаза и представить, что они находятся на берегу Атлантического океана. Волны льются оберег. Лицо обдувает ветер Атлантики. Откройте глаза и нарисуйте море, которое вам представилось. Дети рисуют море, волны. Когда все дети выполнили задание, воспитатель предлагает всем сесть на корабль и отправиться в плаванье по Атлантическому океану. Дети собираются группой и представляют, что они плывут на корабле. Высаживаются на маленьком островке. Все рассаживаются на ковре. Появляется игрушка или картинка дельфина. Дельфин рассказывает о себе:

  • Класс: Млекопитающих.
    • Отряд: Китообразные.
      • Семья: Дельфиновые.

!!!! категория охраны. В России встречаются крайне редко, отдельные особи встречаются в Баренцевом и Балтийском море. Дельфины водятся там, где температура не опускается ниже 7,5 градусов. Голова, спина, плавники окрашены в черный цвет, а нижняя часть головы и живота белая. Дельфины путешествуют группами. Питаются рыбой.

Физмультминутка

К речке быстро мы спустились
Наклонились и умылись
Раз, два, три, четыре
Вот как славно освежились
А теперь поплыли дружно
Вместе – раз, это брасс.
Одной, другой – это кроль.
Все, как один, плывем,
Как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.

Дети дорисовывают дельфина на свою картинку.

Во второй половине дня дети заполняют кармашки для рассказа. Выслушивается 4-5 рассказов детей. Дельфин так же помещается в Красную книгу группы. Детям раздаются приглашения на пятницу на “Ученый совет”.

Пятница

Собирается ученый совет.

Дети рассаживаются по местам.

Воспитатель: Внимание, внимание, сегодня собрались ученые на заседание. Они хотят поделиться своими знаниями о редких животных, которых они изучали. И так приглашается первый рассказчик.

Выслушиваются рассказы детей, приготовленные дома. Если докладчиков очень много, то доклады слушаются и во второй половине дня.

Все изготовленные детьми странички помещаются в красную книгу группы.

Подводится итог. Силами наших ученых, благодаря их исследованиям у нас в группе появилась своя Красная книга, которая будет нам напоминать о том, что человеку, надо внимательней относиться к природе и животным, живущим в ней. Что это наш общий дом.

Все выступающие награждаются по желанию воспитателя медалями или грамотами.