Урок по физике "Сила трения". 7-й класс

Разделы: Физика

Класс: 7


Эпиграф: «Ни один сосуд не вмещает больше своего объема, кроме сосуда знаний, он постоянно расширяется» (Арабская пословица)

Тип урока: исследовательская работа.

Цель:

  • экспериментально установить, от чего зависит сила трения, продолжить формирование умений пользоваться приборами, анализировать, сравнивать результаты опытов;
  • развивать универсальные учебные действия:
    • личностные: осознание цели обучения и значимости учения, умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия, формирование устойчивого познавательного интереса;
    • регулятивные: умение планировать, ставить цель каждого этапа, контролировать свои действия, оценивать свою работу, анализировать, самостоятельно контролировать свое время и управлять им, адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы;
    • познавательные: сравнивать, строить цепь рассуждений, выдвигать гипотезы, делать речевые высказывания, готовить отчеты, проводить эксперимент под руководством учителя, осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета, создавать графические объекты (строить таблицы и графики);
    • коммуникативные: умение работать в группе, распределять обязанностей в группе, согласовать действия с партнерами, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять коммуникативную рефлексию, умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, владеть монологической речью.

Оборудование: динамометры, грузы, деревянные бруски, наждачная бумага, металлическая поверхность, два круглых карандаша, линейка, компьютеры, мобильный класс, проектор, экран.

Структура урока

Этап

Содержание

Действия учителя

Действие учащихся

Результат

1. Организационный. Готовность к уроку. Организационные. Проверка наличия школьно-письменных принадлежностей. Готовность учащихся.
2. Повторение. Подготовительная работа. Учитель задает вопросы. Приложение 1. Определяет вместе с учащимися тему урока и записывает ее на доске: «Сила трения». Ответы на вопросы.
Определение темы урока.
Определение целей урока и обсуждение результатов работы. Приложение 2
Повторение материала.
3. Актуализация. Выдвижение гипотез. Распределение заданий по группам. Учитель задает вопросы. Приложение 3
– Сформулируйте гипотезу. Гипотез несколько и, соответственно, будет несколько рабочих групп. Вы разделились на группы, и сейчас выберете себе задание для эксперимента. Задания для учащихся записаны на листах различного цвета. Приложение 5
Каждая группа будет работать по своему направлению, по окончанию работы групп вы обменяетесь результатами, которые вы оформите в тетради и на компьютере. По окончании работы вы произведете обмен результатами.
Отвечают на вопросы, выдвигают гипотезы, которые записываются на доске.
Приложение 4

 

Сформировать умение выдвижения гипотез.
4.Исследовательская работа. Исследовательская работа (в группах). Организующая и консультирующая. Самостоятельное выполнение работы.
Оформление результатов работы.
Готовность отчета о выполненной работе в тетради и в электронном виде на компьютерах мобильного класса.
5. Презентация работы групп. Выступления групп. Организационные. Выступления, презентация, представление результатов своей деятельности и хода работы.
Фиксация учащимися результатов работы других групп в рабочих тетрадях.
Представлены результаты работы. Обсуждение правильности /неправильности высказанной гипотезы и сравнение ее с результатами: Приложение 6
Приложение 7
6. Итог урока. 1. Рефлексия.

 

2. Оценка собственной деятельности.

Вопросы:
– Что нового узнали?
– Удалось ли объяснить зависимость силы трения от некоторых факторов?

– Сравним ваши результаты с образцом работы.
Образцы правильных ответов показываются на экране с помощью проектора. Приложение 6
– Оцените свою работу на уроке.
– Отметьте в тетради:

  • + все получилось
  • – не получилось
  • ? остались вопросы

Почему ты так себя оценил?
– Кого вы хотели похвалить за урок?
– За что?
– Поблагодарите друг друга за сотрудничество.

Обращение к себе.

 

Самооценка.

Ориентация на понимание.

 

Оценить результат собственной деятельности.
(Результативность и успешность выполнения работы).

  Домашнее задание. – Какое задание хотели бы вы себе задать на дом?
– Почему?
Прием выбора.  

Использованная литература:

  1. Буров В.А., Кабанов С.Ф., Свиридов В.И. Фронтальные экспериментальные задания по физике. – М.: Просвещение, 1981.
  2. Лукашик В.И. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2005.
  3. Лымарева Н.А. Физика. 9-11 классы: проектная деятельность учащихся. – Волгоград: Учитель, 2008. – 187 с: ил.
  4. Марон А.Е. Физика. 7 класс: учебно-методическое пособие. – М.: Дрофа, 2009. – 123.