Эпиграф: «Ни один сосуд не вмещает больше своего объема, кроме сосуда знаний, он постоянно расширяется» (Арабская пословица)
Тип урока: исследовательская работа.
Цель:
- экспериментально установить, от чего зависит сила трения, продолжить формирование умений пользоваться приборами, анализировать, сравнивать результаты опытов;
- развивать универсальные учебные действия:
- личностные: осознание цели обучения и значимости учения, умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия, формирование устойчивого познавательного интереса;
- регулятивные: умение планировать, ставить цель каждого этапа, контролировать свои действия, оценивать свою работу, анализировать, самостоятельно контролировать свое время и управлять им, адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы;
- познавательные: сравнивать, строить цепь рассуждений, выдвигать гипотезы, делать речевые высказывания, готовить отчеты, проводить эксперимент под руководством учителя, осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета, создавать графические объекты (строить таблицы и графики);
- коммуникативные: умение работать в группе, распределять обязанностей в группе, согласовать действия с партнерами, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять коммуникативную рефлексию, умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, владеть монологической речью.
Оборудование: динамометры, грузы, деревянные бруски, наждачная бумага, металлическая поверхность, два круглых карандаша, линейка, компьютеры, мобильный класс, проектор, экран.
Структура урока
Этап |
Содержание |
Действия учителя |
Действие учащихся |
Результат |
1. Организационный. | Готовность к уроку. | Организационные. | Проверка наличия школьно-письменных принадлежностей. | Готовность учащихся. |
2. Повторение. | Подготовительная работа. | Учитель задает вопросы. Приложение 1. Определяет вместе с учащимися тему урока и записывает ее на доске: «Сила трения». | Ответы на вопросы. Определение темы урока. Определение целей урока и обсуждение результатов работы. Приложение 2 |
Повторение материала. |
3. Актуализация. | Выдвижение гипотез. Распределение заданий по группам. | Учитель задает вопросы. Приложение
3 – Сформулируйте гипотезу. Гипотез несколько и, соответственно, будет несколько рабочих групп. Вы разделились на группы, и сейчас выберете себе задание для эксперимента. Задания для учащихся записаны на листах различного цвета. Приложение 5 Каждая группа будет работать по своему направлению, по окончанию работы групп вы обменяетесь результатами, которые вы оформите в тетради и на компьютере. По окончании работы вы произведете обмен результатами. |
Отвечают на вопросы, выдвигают
гипотезы, которые записываются на доске. Приложение 4
|
Сформировать умение выдвижения гипотез. |
4.Исследовательская работа. | Исследовательская работа (в группах). | Организующая и консультирующая. | Самостоятельное выполнение работы. Оформление результатов работы. |
Готовность отчета о выполненной работе в тетради и в электронном виде на компьютерах мобильного класса. |
5. Презентация работы групп. | Выступления групп. | Организационные. | Выступления, презентация,
представление результатов своей деятельности и
хода работы. Фиксация учащимися результатов работы других групп в рабочих тетрадях. |
Представлены результаты работы.
Обсуждение правильности /неправильности
высказанной гипотезы и сравнение ее с
результатами: Приложение 6 Приложение 7 |
6. Итог урока. | 1. Рефлексия.
2. Оценка собственной деятельности. |
Вопросы: – Что нового узнали? – Удалось ли объяснить зависимость силы трения от некоторых факторов? – Сравним ваши
результаты с образцом работы.
– Почему ты так себя оценил? |
Обращение к себе.
Самооценка. |
Ориентация на понимание.
Оценить результат собственной деятельности. |
Домашнее задание. | – Какое задание хотели бы вы себе
задать на дом? – Почему? |
Прием выбора. |
Использованная литература:
- Буров В.А., Кабанов С.Ф., Свиридов В.И. Фронтальные экспериментальные задания по физике. – М.: Просвещение, 1981.
- Лукашик В.И. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2005.
- Лымарева Н.А. Физика. 9-11 классы: проектная деятельность учащихся. – Волгоград: Учитель, 2008. – 187 с: ил.
- Марон А.Е. Физика. 7 класс: учебно-методическое пособие. – М.: Дрофа, 2009. – 123.