На уроке были использованы следующие приемы и методы работы:
- Инсценировка сказки В.А. Сухомлинского «Цветок и лепесток»
- Синквейн «Семья»
- Кластер «Задачи семьи»
- Работа с первоисточниками
- Проекты детей «Моя семья»
а) Венчание
б) Крещение
в) Семья в исламе
г) Свадебные обряды карачаевцев - Составление схемы «Моя семья»
- Рефлексия
Целевая аудитория: учащиеся 4 классов.
Цели:
- Формировать представления об исторической роли семьи в традиционных религиях.
- Воспитывать уважительное отношение к семейным ценностям и традициям.
- Развивать коммуникативные способности учащихся.
Оборудование: мультимедийная установка, компьютерные презентации, проектные работы учащихся, раздаточный материал, карта РФ.
Ход урока
Учащиеся класса делятся на группы вне зависимости от национальной и конфессиональной принадлежности (деление при помощи разноцветных карточек).
Слайд 1 | Организационный момент. Учитель 1: – Ребята, сегодня у нас много гостей. Поздороваемся со всеми и начнем работать. Мотивация. Учитель 2: – В начале нашего урока посмотрим инсценировку сказки и подумаем, что нам хотел сказать автор. Инсценировка сказки В. А. Сухомлинского «Цветок и лепесток». Расцвел белый Цветок ромашки. Летали над ним пчелы и шмели, брали нектар. В Цветке было много Лепестков. И вот один Лепесток возгордился: «Я самый красивый. Без меня Цветок не цветет. Я самый главный. Вот возьму и уйду – что мне?» Поднатужился лепесток, вылез из Цветка, спрыгнул на землю. Сел в кустике розы и смотрит, что будет делать Цветок. А Цветок, как ни в чем не бывало, улыбается солнышку, зовет к себе шмелей и пчел. Пошел Лепесток, встречает Муравья. – Ты кто? – спрашивает Муравей. – Я Лепесток. Самый главный. Самый красивый. Без меня и Цветок не цветет. – Лепесток? Знаю лепесток в цветке, а на двух тоненьких ножках, как ты – не знаю. Ходил Лепесток, ходил, до вечера засох. А Цветок цветет. Цветок и без одного лепестка – цветок. А лепесток без цветка – ничего. Учитель 1: – Обсудим эту сказку. Почему погиб Лепесток? – А как мы можем применить эту сказку к жизни человека? (ответы детей) – Правильно. Только все вместе мы сильны, а по отдельности слабы и уязвимы. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Слайд 2 | 2.2. Определение темы и целей урока Учитель 2: – У вас на столах находятся цветки ромашки, которые символизируют семью. Эти цветки выбраны нами не случайно. Сегодня на уроке речь пойдет о семье и семейных ценностях в различных религиозных традициях. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Слайд 3 | 2.3. Синквейн «Семья» Учитель 2: Вспомните качества, которые присущи каждой семье в вашем понимании. Составьте в каждой группе синквейн на тему «Семья». Правила составления синквейна перед вами на слайде. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Слайд 4 | (ответы детей) Учитель 1: Для чего же человеку нужна семья??? (ответы детей) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Слайд 5 | Кластер «Задачи семьи» Учитель 2: – Давайте определим какие важные задачи должна решать семья. У вас на столе конверт с ответами на этот вопрос. Найдите среди них верный. Пожалуйста, ваши ответы. (ответы детей) Учитель 1: – Мы определили задачи семьи. Именно в семье многие дети узнают о традициях своего народа, об основах своей веры. В священных книгах православия и ислама семья является первым союзом, который благословил сам Творец. Семья – это любовь. Невозможно любить Бога, если не умеешь любить того, кого видишь каждый день, членов своей семьи. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Слайд 6 | Учитель 2: – Давайте посмотрим, как рассматривается семья в православии и исламе. Обратите внимание на сходство между семейными ценностями в этих религиях. – Начнем с определения семьи. Обе религиозные традиции связывают это понятие с группой людей, объединенных родством, любовью, уважением и ответственностью. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Слайд 7 | – Особенностью семьи является радость от общения друг с другом и доброта. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Слайд 8 | – Схожи обязанности членов семьи. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Слайд 9 | – Семейные традиции основаны на заповедях Божьих. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Слайд 10 | – Ребята, так похожи в обеих религиозных традициях семейные ценности? | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Слайд 11 | – Таким образом, можно сделать вывод, что семья является основой жизни и в православии и в исламе. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Слайд 12 | Работа с первоисточниками. Учитель 1: – Для того, чтобы закрепить наши представления о семье и ее ценностях, у вас на столах находятся выдержки из Евангелия, Учения православной церкви и Сунны Пророка Мухаммеда. Давайте внимательно прочитаем эти тексты и зафиксируем основные ценности семейной жизни в таблице.Вам необходимо проставить + в тех графах, которые соответствуют тому, что вы найдете в тексте.
Учитель 1: Семья в православной культуре. Семья в православии – это Малая церковь, где все учатся терпению, пониманию, любви друг к другу. Глава семьи – муж, а глава мужа – Христос. Мужчина слушается самого Бога, живет в страхе Божьем, соблюдая заповеди, а женщина слушается Бога через супруга. Уважение, смирение и кротость, терпение, забота, взаимопомощь, почитание младшими старших – главные ценности христианской семьи. Семья сама по себе выступает как ценность. Муж и жена принимают все решения соборно (сообща, следуя церковным законам). Детей учат послушанию (7 заповедь), почитанию старших, заботе друг о друге, милосердию и проявлению любви. Учитель 2: Семья в исламской религиозной культуре. Дом для мусульманской семьи является тем местом, где члены семьи могут искренне общаться друг с другом, где у них возникает чувство общей веры и общих ценностей. Дом, семья – то место, где все чувствуют себя защищенными и счастливыми и где они проявляют доброту друг к другу. Мы проводим большую часть времени в стенах дома, и именно в доме семьи собираются вместе. Со слов Пророка Мухаммеда следует: «Когда Аллах любит людей, живущих в одном доме, он внушает им доброту друг к другу». Хотя ни у одной семьи жизнь не является безоблачной, мы должны использовать лучшие дары – терпение и способность прощать, чтобы исправлять совершенные ошибки. Мы должны стремиться быть терпеливыми, добрыми, спокойными, и, помимо всего прочего, понимать точку зрения спутника жизни. Нет другого способа прийти к теплым семейным отношениям, кроме как слушать и понимать. Большая часть наших неприятностей возникает из-за неспособности понять друг друга, а не из-за плохих намерений. Мужьям и женам следует любить и уважать друг друга. Кроме того, они должны поддерживать друг друга и воспитывать своих детей в духе семейных традиций. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Слайд 13 | Учитель 1: – Совпадают ли представления о семейных ценностях в разных религиозных культурах? Давайте сравним. – Как вы считаете, почему эти представления одинаковы? Вывод: Семья – это свято для всех! |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Слайд 14 | Проект «Моя семья» Учитель 2: – А сейчас давайте познакомимся с некоторыми обрядами и традициями в ваших семьях. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Слайд 15 | Венчание (Нерсесян Лариса) Мои мама и папа полюбили друг друга и решили всегда быть вместе. Для этого они решили вступить в брак и обвенчаться в церкви. В церкви им на голову возлагали венцы. Это знак того, что в этот день они “князь” и “княгиня”, самые почитаемые люди. Венец – это награда за решимость подарить себя друг другу. Но это еще и мученический венец. По-настоящему любящие друг друга жених и невеста, подобно мученикам, готовы перетерпеть все ради сохранения семьи. Венец, как и кольцо, не имеет конца. Это означает, что вот так же, до смерти, жених и невеста должны быть верны друг другу, когда станут мужем и женой. Даже если будут в их жизни болезни и несчастья, они должны оставаться вместе. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Слайд 16 | Крещение (Мартиросова Алина) Рождение ребенка наполняет семейную жизнь светом, радостью, смыслом. Чтобы воспитывать ребенка в любви и согласии, чтобы у ребенка был ангел-хранитель, ребенка крестят в церкви. Православные люди стараются передать детям свои знания, свою веру. Я тоже родилась в православной семье. Поэтому мои родители воспитывают меня в любви и согласии. Когда мне было 6 месяцев, меня крестили в церкви. Батюшка читал молитвы, окунал меня в купель с водой, назначил мне крестных отца и мать, то есть духовных наставников. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Слайд 17 | 5.3. Семья в исламе (Батчаева Лаура) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Слайд 18 | Мусульманские семьи, как правило, очень велики. Они часто включают не только супругов и детей, но и остальных родственников. Мусульмане считают, что только большая семья может справиться с жизненными трудностями. Мусульманскую семью объединяют не только крепкие родственные чувства, но и обязанности. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Слайд 19 | Муж – глава мусульманской семьи. Он должен трудиться и делать все возможное, для того чтобы члены его семьи не испытывали лишений и вели достойный образ жизни. Все расходы по содержанию семьи мусульманин старается взять на себя. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Слайд 20 | Согласно исламским традициям после свадьбы женщина приходит в дом мужа. Ее основная обязанность – ведение домашнего хозяйства и забота о детях и муже. Мусульманке разрешается работать, если это не наносит ущерб ее основным обязанностям. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Слайд 21 | Отношения между мужем и женой в мусульманской семье строятся на основе взаимной любви, уважения и милосердия. Согласно мусульманским традициям муж и жена должны оказывать друг другу внимание, быть искренними во всех делах, быть преданными друг другу, идти на взаимные уступки. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Слайд 22 | Рождение ребенка в мусульманской семье – большое счастье. Поэтому детям уделяется много внимания. Старших детей учат заботиться о младших. Отношение детей к родителям основывается на почитании, уважении, признательности. Хорошее отношение к родителям рассматривается в исламе как одно из главных достоинств человека. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Слайд 23 | В мусульманских семьях принято поддерживать крепкие родственные связи. В исламе разрыв с родственниками считается грехом. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Слайд 24 | 5.4. Свадебные обряды карачаевцев (Джамбаева Камила) Как и во всякой семье, в нашей есть свои традиции и обычаи, называемые адатами. История нашей семьи, конечно, началась со свадьбы моих родителей. Традиционно карачаевские свадьбы (мусульманские) имеют много общего со свадебными обрядами других народов, но есть и исторически сложившиеся обычаи. Я хочу рассказать об обряде некях. Это обряд, аналогичный христианскому венчанию. Обряд проводится в мечети. Мулла ставит жениха с правой стороны, а невесту с левой. Мужчины становятся за женихом, а женщины за невестой. Мулла перед лицом Аллаха трижды спрашивает жениха и невесту о согласии на брак. Они трижды дают согласие. После этого мулла читает молитву, и молодожены становятся мужем и женой. На свадьбе только во время некяха гости видят жениха и невесту вместе. После обряда родственники поздравляют молодых и везут невесту в дом жениха. Более подробно свадебные обряды карачаевцев вы увидите в видеоролике. (Видеоролик «Карачаевская свадьба») moj-tubik.ru/video/videogalereja/svadbi-na-kavkaze-video-utube-svadba-na-kavkaze.html |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Слайд 25 | Работа в группе. Составление схемы «Моя семья» Учитель 1: – Спасибо, ребята. Вы представили очень интересные проекты. Очень подробно рассказали о некоторых традициях, обрядах, ценностях ваших семей. Сейчас давайте представим, что каждая группа – это отдельная семья. Запишите в окошечках «домика» под цифрами слова, характеризующие вашу семью, отношения между ее членами. Нужные слова подобрать вам поможет список определений на слайде. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Слайд 26 | Список №1. Дружная, злобная. Жестокая, любящая, веселая, вредная, невыносимая, заботливая. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Слайд 27 | Список №2. Понимание, недоверие, любовь, уважение, забота, ложь, согласие, выручка. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Слайд 28 | Список №3. Жалеем, заботимся, сочувствуем, ценим, не любим, обижаем, помогаем, прощаем, терпим, любим. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Слайд 29 | Список №4. Поддержка, вражда, взаимопомощь, уважение, недоверие, злоба, честность, доброжелательность. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Слайд 30 | Список №5. «Согласную семью и горе не берет» «Семья в куче – не страшна и туча» «На что клад, когда в семье лад» |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Слайд 32 | Рефлексия Учитель 2: Сейчас давайте вернемся к нашим символам семьи ромашкам. Положите их перед собой, закройте глаза и мысленно вспомните те ценности, о которых мы сегодня говорили. Если вам понравился сегодняшний урок, если вы узнали на уроке что-то новое и интересное, то, что вам пригодится в жизни, нарисуйте ромашке улыбку. Если урок вам не понравился – гримасу. Если в уроке что-то осталось непонятным, вызывающим сомнение – вопрос. Учитель 1: – Ребята, давайте возьмем наши цветы-символы в руки. Чувствуете, какие они красивые и хрупкие? Каждый цветок тянется к солнышку, купаясь в его лучах. Вот так и семья, как дар Божий, нуждается в любви и защите. Давайте беречь эту величайшую ценность – нашу семью. Прикрепим же символы нашей маленькой семьи к карте большой семьи России, и пусть она крепнет и процветает. Ведь крепкая семья – это сильная страна. (клип "Гимн семье") http://www.youtube.com/watch?v=EBXCktvZPAk Учитель 2: – А теперь выберите для каждого записанного окошка цвет, по очереди закрасьте их цветным карандашом. – Давайте посмотрим, что у вас получилось. Прикрепите свои домики на карту. – Цвет окошек подсказывает, что в ваших семьях живет мир и согласие. – Вы сумели построить макет семьи. Семьи у вас получились дружные, в них живут любовь и понимание. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Слайд 33 | Домашнее задание Учитель 2: – Дорогие ребята, спасибо вам за урок. Ваше домашнее задание: нарисовать свою семью и составить рассказ об одном из членов семьи, придумать герб семьи. |