Цели:
- Познавательная: повторить и углубить пройденный материал по теме;
- Обучающая: находить грамматическую основу предложения; определять, какой
- частью речи выражены главные члены предложения; объяснять выбор
- орфограмм и пунктограмм на письме; уметь рассуждать; готовить учащихся к ЕГЭ;
- Развивающая: развитие мышления и речи, совершенствовать орфографические, пунктуационные навыки, работать над каллиграфией учащихся
Задачи:
- Воспитательная:
- вызвать у учащихся интерес к урокам русского языка,
- убедить учащихся в необходимости быть грамотным;
- уметь видеть красоту в природе, научиться беречь ее.
Наглядности: Презентация, интерактивная доска, таблицы по теме, портреты художников и репродукции картин о осени, тестовые задания.
Межпредметная связь: живопись, литература.
ХОД УРОК
I. Организационный момент
II. Беседа
– Посмотрите на репродукции картин художников.
– Какое это время года?
– Нравится ли вам осень?
– Одинаково ли изобразили художники это время
года? (нет).
– Почему?
– На первой мы видим начало осени, на второй –
это «золотая» осень, на третьей – поздняя осень.
– Что привлекло вас?
– Красота этого времени года.
– Очень важно увидеть эту красоту и научиться
беречь природу.
III. Опрос домашнего задания
– Что такое главные члены предложения? (Ответы учащихся)
IV. Работа по картине (ученик выходит к доске)
– Составить предложение, состоящее только из главных членов предложения.
Наступила осень.
– Что такое подлежащее?
– Какой частью речи выражено подлежащее? (Именем
существительным)
– Перестроить данное предложение, чтобы оно
стало распространенным, заменив существительное
местоимением
Она наступила рано.
– Найти подлежащее. Какой частью речи выражено? (Местоимением).
V. Работа с интерактивной доской
Задание: заполнить таблицу.
Способы выражения подлежащего
Часть речи. | Примеры | |
1 | Имя существительное. | |
2 | Местоимение. | |
3 | Словосочетание. |
Предложения:
1. Но кто там громко смеется?
2. Скинуло кафтан зеленый лето.
– Как вы понимаете смысл предложения
Когда опадают листья?
– К какой из репродукций можно отнести это
предложение? (Ответы учащихся).
– В каком значении употребляется глагол: в
прямом или переносном ? (Ответы).
3. Три часа у проруби три вороны пробыли.
(Учитель подводит учащихся, что подлежащее – три вороны, а не три часа).
VI. Опрос домашнего задания (продолжение)
– Рассказать о сказуемом (Ответы учащихся)
– Вернемся ко 2-му предложению.
Она наступила рано.
– Найти сказуемое. Какой частью речи оно
выражено? (Глаголом)
– Как определить, что главные члены связаны
между собой грамматически? (Ответы).
– На какие вопросы отвечает сказуемое? (Ответы
учащихся)
Работа у доски (ученик выходит к доске и записывает предложения).
Осень прекрасна.
Лес прекрасен.
– Найти грамматическую основу
– На какой вопрос отвечает сказуемое? (Каков
предмет?)
– Выделить окончание у сказуемых.
Учитель: Это краткие прилагательные. В
предложении они являются сказуемым.
– Запишите предложение.
Осень – моя подруга.
Учитель объясняет, почему в предложении нужно поставить тире. Какой частью речи выражено сказуемое? (Именем существительным в им. п.)
VII. Работа с интерактивной доской
Задание: заполнить таблицу.
Способы выражения сказуемого
СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ СКАЗУЕМОГО | ||
ГЛАГОЛ | ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ | ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ |
Предложения:
- Гроза удалялась.
- Первые листики желтые.
- Птицы – наши друзья.
VIII. Физкультминутка
IX. Подготовительная работа к ЕГЭ (текст на интерактивной доске)
Текст
(1)Осень подкрадывается незаметно. (2)Порой сразу и не увидишь, как маленький желтый или оранжевый листик затерялся в кудрях деревьев. (3) Еще в конце августа притаился он в листве и вдруг в сентябре вспыхнул от его маленького огонька осенний пожар. (4)Кажется, что перебирается огонь с дерева на дерево и разносится ветром далеко – далеко. (5)Прячутся в лесу за первыми оставшимися листьями грибы.
Работа с текстом.
– Прочитать. Озаглавить.
– Можно ли эти предложения назвать текстом?
Объяснить.
– Сколько абзацев в тексте? Нужно ли разбить
текст на абзацы?
– На что хочет обратить наше внимание автор:
а) на осенний лес
б) на то, что осень пришла незаметно
– Доказать, в каких предложениях содержится
ответ? Назвать их.
– Охарактеризовать последнее предложение: по
строению, по цели высказывания, по эмоциональной
окраске.
– В каком предложении допущена пунктуационная
ошибка? Объяснить.
– Назвать слова, правописание которых зависит от
буквы, которая стоит после приставки? (Приставки
на -з, -с).
– Произвести морфемный разбор прилагательного
ОСЕННИЙ. Объяснить правописание удвоенной -НН (Осень
– сущ. осенний – прилаг.)
– Найти грамматическую основу 1-го предложения. (Сначала
– подлежащее, за ним –сказуемое)
Учитель: это ПРЯМОЙ порядок слов.
– В 3-м предложении? (Сначала – сказуемое, за ним – подлежащее).
Учитель: это ОБРАТНЫЙ порядок слов – ИНВЕРСИЯ.
X. Слуховой диктант
Учитель читает, учащиеся записывают текст по памяти.
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
– Выделить грамматическую основу. Назвать порядок слов.
XI. Вывод урока
XII. Задание на дом
1 группа – учебник, упр.129; 2 группа – работа с тестовыми заданиями (учитель раздает каждому индивидуальный тест).
XIII. Комментирование оценок
ТЕСТ.
1. Найдите предложения, в которых подлежащее выражено именем существительным.
а) Веселые отблески огня играли на стекле.
б) На печке два мальчика сладко посапывали.
в) Валентинка вспомнила сказку про Ивашечку.
г) Она вытащила из-под снега охапку хвороста.
д) Сырой туман висел над рекой.
2. Найдите предложения, в которых подлежащее выражено местоимением.
а) На подоконниках зеленели дедушкины саженцы.
б) Они вывели бычка на улицу.
в) Синие лужи сверкали под солнцем.
г) Дед бережно вынул из конверта письмо.
д) Она босиком побежала по свежей траве.
3. Найдите предложения, в которых подлежащее выражено словосочетанием.
а) Сто ужей на ребят подозрительно шипят.
б) Я увидел на стекле пять капель дождя.
в) У папы три капли упали со шляпы.
г) Три мудреца пустились по морю искать правду.
4. Найдите предложения, в которых сказуемое выражено кратким прилагательным.
а) Утро свежо.
б) Оно прекрасно.
в) Ясное солнышко выглянуло из-за туч.
5. Найдите предложение, в котором сказуемое выражено именем существительным.
а) У природы нет плохой погоды.
б) Книга – источник знаний.
в) На земле победит доброта.
6. Найдите предложения, в которых сказуемое выражено глаголом.
а) Потоки смыли старый мостик.
б) Он смотрел и улыбался.
в) Город украшает бульвар.
7. Назвать правильный вариант , где верно выделено подлежащее.
а) Все читают сказки Пушкина.
б) Игрушечный танк мне подарил брат.
в) Угол парка затеняет старый дуб.
г) Листики зеленые.