Авторский проект "Открываем окно в природу через шедевры мировой классики" по средствам синтеза искусств

Разделы: Работа с дошкольниками


Планируя работу по этому проекту я всегда опираюсь на классический материал любого вида искусства / музыка, живопись, художественное слова/. Стараюсь формировать у детей основы культуры чувствования и восприятия произведений изобразительного искусства, поэтического слова и музыки. Проект направлен на осуществление и воспитание творческой личности дошкольника. Формирование и воспитание художественного вкуса ребенка, позволит ему в будущем ориентироваться в мире высокого искусства. Также в этой работе я планирую знакомство с основными видами профильных музеев : “ Третьяковская галерея”, “Русский музей изобразительного искусства” тем самым осуществляя формирование чувства истории и ощущения себя в потоке времени.

Работая над этой программой, мой опыт привел меня к разработке этого проекта. Он заинтересовал тем, что позволяет внести в работу широкий спектр творчества. Способствует воспитанию развитой духовной, нравственной и чувственной личности.

В среде огромного мира музыки трудно ориентироваться без определенных знаний об искусстве, особенно маленькому человечку. Мой проект воспитает у дошкольников хороший вкус, научит их воспринимать серьезную классическую музыку т.к, дети получают дешифровку понятия образа через более простые виды искусства / живопись, литература/.

Проект решит проблему развития эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и художественным образам.

Для осуществления того, чтобы дети действительно усвоили содержание этого творческого проекта и сумели более органично погрузиться в тот или иной материал необходимо тесное сотрудничество музыкального руководителя и педагогов для организации комплексного воздействия трех видов искусств. И поскольку этот проект рассчитан на старших дошкольников в рамках детского сада, ее комплексность осуществляется не только на занятиях, но и в часы досуга, кружковой работе.

В процессе реализации проекта музыкальный руководитель проводит занятия, на которых происходит синтез трех видов искусств, они чем-то похожи на тематические занятия и мы их называем “Уроками красоты”. Уроки проходят в непринужденной форме общения . Дети очень быстро понимают и могут различить красивое от безобразного. Всегда обращают внимание на необыкновенную красоту природы за окном: искрящийся на солнце снег, легкую изящную паутинку и висящую на ней дождинку. Учатся прислушиваться к тишине, к шелесту листвы, к шороху дождя, к дуновению ветерка – все это развивает чуткий слух и внимательность. Все эти звуки – это звуки природы, все они получили свое отражение в шедеврах классиков -музыкантов, поэтов, художников.

Проект состоит из блоков. Каждый из блоков включает в себя изучение репродукции с картин великих художников, слушание музыкальных произведение и нескольких стихотворений, одно из которых в точности передает или раскрывает содержание картины и музыки. В течении месяца эти произведения изучаются, проводятся беседы, слушается музыка, Общение детей со взрослыми проходит непринуждённо, ярко, выразительно. Чтение стихотворения на фоне звучания музыкального произведения помогает детям воспринимать музыку более чувственно. Ведь музыка абстрактна, а стихотворение и изображение, как бы дешифруют ее, тем самым облегчают восприятие. Прослушав музыку, дети часто говорят: “А мы и не думали, что музыка такая интересная, такая удивительная…”

Тема проекта: “Открываем окно в природу через шедевры мировой классики” посредством синтеза искусств / поэзия, музыка, живопись/”. Презентация.

Проблема: Раскрытие перед детьми посредством синтеза искусств неповторимого, сказочного образа всех времен года.

Цель: Воспитание творческой и гармонично развитой личности.

Задачи:

  • развить творческое воображение детей;
  • приобщить детей к музыкальной культуре и классическому наследию;
  • формировать и повышать художественный вкус детей;
  • активизировать словарь детей по музыкальной лексике / композитор, художник, искусство, шедевр/;
  • учить детей высказывать о прослушанной музыке, видеть образ в живописной картине, в музыке и стихотворении;
  • научить детей читать стихотворение выразительно, ярко, образно.

Ожидаемый результат:

  • повышение культурного уровня дошкольников;
  • осуществление соприкасаемости дошкольников с шедеврами мировой культуры;
  • развитие любознательности и расширение кругозора в окружающем мире;
  • повышение уровня знаний о профильных музеях нашей страны. “Третьяковская галерея”, “Русский музей искусств”;
  • обогащение литературного, музыкального опыта воспитанников;
  • повышение уровня знаний об искусстве, которые помогут детям в будущем ориентироваться в мире высокого искусства.

Участники проекта: дети, музыкальный руководитель, воспитатели.

Срок реализации: один год.

Презентация темы: праздник “ На балу четырех Королев (осень, зима, весна, лето).

  • Оформление зала репродукциями с картин художников
  • Выставка продуктов детской деятельности (экибаны, рисунки, поделки)
  • Фотосессия “Дети слушают классическую музыку”
  • Альбом детского творчества: “Эта чудесная живопись”.
  • Фонотека классической музыки.
  • Оформление сборника “Поэзия классиков”.

Цель: Предоставить детям возможность проявить свои способности и таланты перед родителями, показать знания в художественном искусстве, музыке, литературе, побуждать дошкольников к проявлению творчества, артистизма, к выразительному чтению стихотворений на фоне музыки.

Используемая литература:

  1. К. В. Тарасова “ Синтез искусств”.
  2. О. Радынова “ Дети слушают музыку”.
  3. Мультимедийный комплекс “Вундеркинд с пелёнок”.
  4. Э. Гроссман сборник “Поэзия поэтов – классиков”.

Этапы реализации проекта: «Открываем окно в природу через шедевры мировой классики»  посредством синтеза исскуств / поэзия , музыка , живопись/

Блок Тема Живопись Поэзия Музыка Методы и приемы Продукт детской деятельности
Сентябрь «Коснись душой волшебных нитей…» И.И.Левитан «Золотая осень» И.А.Бунин «Лес точно терем..» Ф.Шопен «Вальс»

Слушание музыки вальса.
 Беседа об осени.
Рассматривание репродукции  с картины  художника.
Разучивание стихотворения.
Вечер музыки поэзии и живописи.
Чтение стихотворения на фоне музыки.

Экспонаты выставки.
Фотосессия.
Театрализация.
Рисунки впечатлений детей.
Наглядный материал оформление зала /картины экибаны/.

Октябрь «Кристальны блестки царственного злата….» В.М. Васнецов «Осенние листья» Ф.И.Тютчев  «Есть в осени первоначальной..» П.И.Чайковский «Осенняя песнь»
Ноябрь Унылая пора, очей очарованье…» «Остроухов «Поздняя осень» А.Толстой «Осень, осыпается…»  ,А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало» Л.В.Бетховен «Лунная соната»
Презентация :музыкальная гостиная  «В гостях у Королевы Осени».
Декабрь «Вот север тучи нагоняя…» И.И.Шишкин « На севере диком» М.Ю.Лермонтов «На севере диком» Клод Дебюсси «Лунный свет»

Беседа о зиме

Изучение репродукции с картины /передний задний план/.

Разучивание стихотворений с имитацией.

 

Альбом из рисунков детей. Пополнение фонотеки .

Фотосессия. Театрализация. Наглядный материал.

 

Январь «Чародейкою зимою околдован лес стоит» А.Куинджи «Солнечные пятна на инеи» А.С.Пушкин «Под голубыми небесами  С.Есенин «Белая береза» П.И.Чайковский  «Сладкая греза»
Февраль «Чудная картина как ты мне родна» А.Куинджи «Лунный свет» А.С.Пушкин  «Буря мглою небо кроет» Г.Свиридов «Метель»
Презентация: музыкальная гостиная  «В царстве снежной Королевы»
Март «Уж тает снег бегут ручьи» И.Э.Грабарь «Февральская лазурь» Е.Баратынский «Весна, весна, как воздух чист» П.И.Чайковский «Подснежник» Беседа по времени года. Беседа по картине. Разучивание стихотворения.

 

 

Изготовление подснежников. Театрализация. Впечатления в рисунке.

 

 

Апрель «Чиста небесная лазурь и ясен небосклон» И.И.Левитан «Март» И.А.Бунин «Догорел апрельский вечер» В.А.Моцарт  «Весенняя песенка» П.И.Чайковский концерт №1
Май «Еще в полях белеет снег» И.Саврасов «Грачи прилетели» Ф.И.Тютчев «Первый лист»  «Еще в полях белеет снег» В.А.Моцарт  «Симфония №40» (соль-минор)
Презентация: музыкальная гостиная «На приеме у Королевы Весны»   Выставка детских работ. Экспозиция картин. Участие детей в экибанах, оформлении зала.
Июнь «Ах лето- такая благодать» И.И.Левитан «Березовая роща» А.А.Фет «Я пришёл к тебе с приветом» П.И.Чайковский «Баркарола»

Слушание.
Беседа по картине.
Разучивание стихотворения.

 

 

 

Впечатления в рисунках.
Изготовление экибан.
Рисунки детей.
Фотосессия.
Оформление альбома.

 

 

Июль «Колокольчики мои – цветики степные» В.Поляков «Уголок заросшего сада» И.И.Шишкин «Рожь» А.Н.Майков «Люблю дорожкою лесною» П.И.Чайковский «Вальс цветов»
Август «Вальс цветов» И.Шишкин «Цветы на опушке леса» И.Шишкин «Береза» А.А.Фет «Я пришёл к тебе с приветом» В.А.Моцарт  «Симфония № 40» (соль-минор)
Презентация: музыкальная гостиная «В царстве Феи цветов»   Концертная программа, выступления детей, оформление выставки детских работ