Мероприятие "Лучший знаток истории". 5-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 5


Место проведения: актовый зал.

Цель проведения: обобщить полученные знания по истории Древнего мира; развивать интеллектуальные способности и кругозоручащихся в области истории; стимулировать участие учащихся в конкурсах и мероприятиях исторической направленности.

Декорация: сцена, оформленная тканью со словами “История – царица наук”, корона, лавровый венок, ковровая дорожка.

Участники: две команды, которые представляют учащиеся 5-х классов.

Мероприятие ведет учитель истории и помощник-консультант.

На начало мероприятия звучат мелодии Египта, Греции, Италии. Учащиеся по мелодиям определяют страны.

Гейм 1: “Поразмыслим не спеша” 1 вопрос – 3 варианта ответов.

I Команде:

. Для чего египтяне носили амулеты? а) для украшения б) для защиты от злых духов в) как сувениры.

2в. Почему золото в Египте стоило дешевле, чем серебро? а) серебро считали более красивым металлом б) серебро привозили из других стран, а золота было много в Египте в) золото олицетворяло бога солнца, поэтому было более доступно.

3в. Кого греки считали варварами? а) готов б) египтян в) всех, кроме греков

4в. Зачем греки в рот умершему клали монету? а) так хоронили богатых б) чтобы безбедно жить в загробном мире в) чтобы заплатить за переезд.

5в. Почему персы не участвовали в строительстве дворцов и храмов? а) потому что храмы строили рабы б) они презирали всякое дело, кроме военного и земледелия в) они не владели строительным искусством.

6в. Как награждали победителей Олимпийских игр? а) медалями б) дарили колесницу в) на них надевали оливковый венок.

II Команде:

1в. Какую корону носил царь Верхнего Египта? а) красную б) белую в) синюю.

2в. Из какого материала строили пирамиды? а) кирпича б) мрамора в) известняка.

3в. Чем прославился царь Ассирии Ашшурбанипал? а) захватническими войнами б) составлением библиотеки в) законодательными декретами.

4в. Какая древнегреческая традиция в олимпийских играх сохранилась до сих пор? а) надевать оливковый венок б) зажигать огонь в) устраивать пир.

5в. Чем питались боги? а) мясом и вином б) амброзией в) хлебом и молоком

. Какое самое оскорбительное слово для вавилонян? а) предатель б) вор в) слабый.

Помощник-консультант подсчитывает правильные ответы за каждый гейм и выставляет баллы на табло (заготовленные для каждой команды желтого и красного цвета треугольники)

Гейм 2. “На пути к историческим тайнам” 1 вопрос – 1 вариант ответа.

I Команде:

1в. Зачем при строительстве пирамид фараоны закупали большое количество чеснока и лука? (Чеснок и лук позволял строителям меньше болеть и заражаться инфекционными заболеваниями.)

. Когда египтяне начинали строить гробницу при жизни человека или после его смерти? (При жизни.)

. Какое чудовище обитало в Кносском дворце? (Минотавр.)

4в. Почему древние египтяне называли свою землю “черной”? (За плодородие, после разлива реки Нил.)

5в. Что такое “термы” и где их впервые построили? (Бани, а построены в Италии.)

II Команде:

1в. Какой народ изобрел алфавит? (Финикийцы.)

. Назовите крупные реки Древней Греции? (Их там нет.)

3в. Что появилось раньше: архитектура или керамика? (Керамика.)

4в. Где находилась самая богатая библиотека? (В Ассирии.)

5в. Почему Кносский дворец был лабиринтом? (Потому что был зданием со сложными запутанными ходами.)

Учитель предлагает всем присутствующим отдохнуть и послушать греческую музыку.

Гейм 3. “История словами”. 2 балла.

Учитель раскладывает на полу для каждой команды слоги, участники команд в течение минуты складывают слоги в слово и объясняют значение слов.

I Команде: слово “аристократия”.

II Команде: слово “акведук”.

Гейм 4. “Творческое задание: “Изображение”. 3 балла.

Звучит итальянская музыка, команды готовятся к выступлению.

Задание I команде: изобразить одно из изобретений Китая, задание II команде – Великую Китайскую стену.

Гейм 5. “Рассуждаем математически” 1 балл.

Задание I Команде: Площадь пирамиды – около 55 тысяч кв. метров. В объеме пирамиды мог поместиться любой европейский собор. Сложена пирамида из блоков известняка весом в 2,5, а то и 3 тонны. Всего на сооружение пирамиды Хеопса потребовалось 2300 000 таких блоков. Блоки так плотно пригнаны друг к другу, что между ними не просунешь и иголку. Подсчитайте, каков приблизительно, вес этой пирамиды?

Правильный ответ: 2 300 000 * 3 = 6 900 000.

Задание II Команде: Высота пирамиды Хеопса около 147 метров. До 1889 года, когда была возведена Эйфелева башня, она была самым высоким зданием в мире. Подсчитайте, сколько, примерно лет, веков пирамида Хеопса была самым высоким сооружением в мире.

Правильный ответ: 1889+2600= 4489.

Гейм 6: “Хлопки” (определить содержание пропущенных слов по количеству хлопков) максимально – 3 балла.

I Команде: Однажды у Зевса страшно разболелась голова. Тогда он позвал к себе своего сына – бога-кузнеца ………, чтобы тот избавил его от боли и шума в голове. Взмахнул …… топором и ударил по голове Зевса. Голова раскололась на мгновение и из нее в полном вооружении вышла богиня мудрости, справедливых войн и защитница городов ……….

Пропущенные слова: Гефест, Гефест, Афина.

II Команде: На самой высокой вершине Греции …. правят боги-олимпийцы. На золотом троне восседает грозный бог-громовержец …. В начале был только вечный, безграничный Хаос. Из Хаоса произошла дарующая жизнь Земля ……

Пропущенные слова: Олимп, Зевс, Гея.

Гейм 7: “Задание в одно слово на скорость” (1минута).

I Команде:

  1. Первое – деталь автомобиля, освещающая дорогу, второе – местоимение. Целое – правитель Египта в древности. (Фараон.)
  2. Страна, где зародились шахматы. (Индия.)
  3. Человек, который сказал следующие слова: “Отцу своему я обязан тем, что живу, а Аристотелю тем, что живу достойно”. (Македонский.)
  4. Изобретенный в Китае прибор, помогающий не заблудиться в далеких путешествиях. (Компас.)
  5. Изобретенный в Китае напиток, прогоняющий усталость. (Чай.)
  6. Коренные жители Междуречья. (Шумеры.)
  7. Какой город с одинаковым названием находится в Греции и в Египте? (Фивы.)
  8. Грамотный египтянин, находящийся на службе у фараона или его вельможи? (Писец.)
  9. Что древние греки осуждали? (Пьянство.)
  10. Какое море названо в честь царя? (Эгейское.)

II Команде:

  1. “Отец ужаса”. (Сфинкс.)
  2. Основатель демократии в Греции. (Солон.)
  3. Культовые здания, где совершались религиозные обряды. (Храмы.)
  4. Это священное животное, они участники олимпийских игр, в поэме “Илиада” рассказано об этом печально знаменитом герое. (Конь.)
  5. По какому предлогу можно плавать? (По.)
  6. Какой дикий зверь является источником жизни многих поколений людей государства в Передней Азии? (Тигр.)
  7. Кем был фараон в Древнем Египте? (“Пэро”, что означало “великий дом”.)
  8. Первое народ, второе – прибор для укладки волос, целое – знаменитый оратор Древней Греции. (Демосфен.)
  9. Тонкая и воздушная ткань, секрет производства в древности был известен только китайцам. (Шелк.)
  10. Слово, которым мы называем правителей древних государств – Вавилонского, Ассирийского, Персидского? (Царь.)

Помощник-консультант подсчитывает баллы команд за каждый гейм, а также общее количество баллов по итогам конкурса и выставляет их на табло. Определяются 1 и 2 места. Для команды-победительницы звучит сюрприз – музыкальный номер.

По итогам конкурса объявляется “Лучший знаток истории”. На голову “Лучшего знатока истории” возлагается лавровый венок как символ умственного величия и вручается грамота.