Цель: Работать над задачами по теме: “Во сколько раз больше или меньше”, воспитывать и развивать у детей критическое мышление, гибкость ума; развивать навыки письменного и устного счета; мыслительную деятельность учащихся при решении задач, способность думать и самостоятельно решать проблемы, не поддаваясь эмоциям, предрассудкам;
Оборудование: Презентация, индивидуальные карточки, “6 шляп” с пояснениями.
I. Организационный момент.
Учитель: Ребята, сегодня я вас познакомлю с методом, с помощью которого можно решить любую задачу, этот метод называется – “Метод 6 шляп мышления Эдварда Де Боно:
Суть “Метода 6 шляп мышления Эдварда Де Боно”:
Шесть шляп мышления, в процессе решения практических задач, помогают справиться с тремя главными сложностями: эмоциями, растерянностью, путаницей. Метод 6 шляп мышления помогает преодолеть эти сложности путем разделения процесса мышления на шесть разных режимов, каждый из которых представлен в виде метафорической шляпы определенного цвета. Подобное деление делает мышление более сосредоточенным и устойчивым и учит нас оперировать различными его аспектами по очереди.
Правила “Метода 6 шляп”:
Все выступления начинаются с фразы: “Я в своей … шляпе мышления … ”.
Красная шляпа – эмоции, чувства, интуиция.
Надевая красную шляпу, отвечаем на вопрос: Какие у меня по этому поводу возникают чувства?
Белая шляпа – информация, факты, вопросы.
Надевая белую шляпу, отвечаем на вопросы: Какую мы получили информацию? Какая нам нужна еще информация?
Желтая шляпа – преимущества “плюсы”.
Надевая желтую шляпу, отвечаем на вопросы: Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это возможно сделать? Почему это сработает?
Черная шляпа – недостатки, опасения “минусы”.
Надевая черную шляпу, отвечаем на вопросы: Что может случиться плохого и ли пойдет не так? Правда ли это? Сработает ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно?
Зеленая шляпа – творчество, идеи, предложения.
Надевая зеленую шляпу, отвечаем на вопросы: Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?
Синяя шляпа – организация мышления.
Надевая синюю шляпу, отвечаем на вопросы: Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?
Правила переодевания шляп:
- Начинать обсуждение целесообразно в белой шляпе, то есть надо собрать и рассмотреть все имеющиеся факты.
- Затем исходные данные рассматриваются в негативном ракурсе — разумеется, в черной шляпе.
- После этого наступает очередь желтой шляпы, и в обнаруженных фактах находят позитивные стороны.
- После того как проблема рассмотрена со всех сторон и собран материал для анализа, пора надевать зеленую шляпу, чтобы генерировать идеи, которые могут усилить положительные моменты и нивелировать отрицательные.
- Учитель, мысленно сидящий в синей шляпе, внимательно контролирует процесс — не отклонилась ли группа от заданной темы, не ходят ли участники в двух шляпах одновременно, а также периодически разрешает им выпустить пар в красной шляпе.
- Новые идеи опять-таки анализируются в черной и желтой шляпе.
- А в конце надевают синюю шляпу и подводится итог дискуссии.
II. Решение задач.
Задача 1.
Рисунок 1.
Решение Задачи 1.
Надеваем белую шляпу – и собираем информацию, которая у нас имеется. А имеются горшки с медом у Пуха и банки с вареньем у Барсука. Необходимо определить во сколько раз горшков с медом больше, чем банок с вареньем. Как это сделать?
Надеваем черную шляпу – ребята, рассмотрим какие имеются недостатки, проблемы в решении задачи.
Надеваем красную шляпу – ребята выскажите свои эмоции предположения по данному вопросу, есть ли у вас предложения, как решить задачу, что необходимо сделать.
Надеваем желтую шляпу – мы видим, что у Пуха больше горшочков чем у Барсука. Давайте посчитаем сколько горшков с медом и банок с вареньем. Каким правилом можно воспользоваться, чтобы узнать во сколько раз горшков с медом больше, чем банок с вареньем?
Надеваем зеленую шляпу – мы определили, что горшков 5 рядов по 3 = 15 и банок 1 ряд по 3 = 3. 15>3 воспользуемся правилом: Поделим большее число на меньшее получим 5. В 5 раз.
Надеваем синюю шляпу – подведем итог: использовав ПРАВИЛО мы выяснили, что горшков с медом в 5 раз больше чем банок с вареньем.
А банок с вареньем в 5 раз меньше, чем горшков с медом.
ПРАВИЛО: Чтобы узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого, надо большее число разделить на меньшее.
Задача 2.
Рисунок 2.
Решение Задачи 2.
Надеваем белую шляпу – давайте посмотрим что у нас имеется из известного. Мы имеем апельсины: у Гены 4 ряда по 5 апельсинов, и один ряд с пятью апельсинами у Чебурашки. Необходимо определить во сколько раз апельсинов у Гены больше, чем у Чебурашки. Давайте подумаем, как решить задачу.
Надеваем черную шляпу – какие сложности имеются в задаче?
Надеваем желтую шляпу – какие у нас есть преимущества, как просто можно посчитать количество апельсинов у Гены и у Чебурашки (по рядам).
Надеваем зеленую шляпу – посчитали по рядам количество апельсинов и получили, что У Гены 20 апельсинов, а у Чебурашки 5 апельсинов. Воспользовавшись правилом, поделим большее на меньшее 20:5 и получим 4.
Надеваем синюю шляпу – подведем итог: У Гены апельсинов в 4 раза больше, чем у Гены. У Чебурашки в 4 раза меньше, чем у Гены.
Задача 3.
Рисунок 3.
Решение Задачи 3.
Надеваем белую шляпу – что у нас дано? Малина у Пуха и киви у Совы. Необходимо определить во сколько раз малины больше, чем киви?
Надеваем черную шляпу – какие сложности в решении задачи. Сложность посчитать по рядам.
Надеваем красную шляпу – какие эмоции и предложения у Вас имеются по решению задачи?
Надеваем желтую шляпу – есть плюсы, можно посчитать по паре малину и киви. У Пуха малины 6 пар по две малины у Совы 3 пары по два киви.
Надеваем желтую шляпу – Получается, что Малины у Пуха 12, а у Совы киви 6. Воспользуемся правилом определим большее, 12>6. Поделим большее на меньшее 12:6 получаем 2.
Надеваем синюю шляпу – Ответ: Киви в 2 раза меньше, чем малины. Соответственно малины в 2 раза больше, чем киви.
III. Самостоятельная работа.
Учитель: Предлагаю вам ребята – самостоятельно решить несколько задач используя “метод 6 шляп”, а я понаблюдаю за вашими рассуждениями.
Ученики: Решают Задачу 4 и Задачу 5 “методом 6 шляп поочередно переодевая шляпы и высказывая свои предположения, опасения, идеи и логические решения, в итоге: рассмотрев каждую из сторон, совместно приходят к правильному решению задачи.
Задача 4.
Рисунок 4.
Задача 5.
Рисунок 5.
IV. Физкультминутка.
Учитель: А теперь пора и отдохнуть. Проведем физкультминутку.
Раз, два, три, четыре, пять –
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже,
Руки за спину заложим,
Голову поднимем выше
И легко-легко подышим.
Раз – подняться; подтянуться,
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши 3 хлопка,
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать
Шесть – за парту тихо сесть.
V. Эстафета “Кто быстрей!”
Вместо препятствий – задачи на смекалку.
Давайте поработаем в группах. Дифференцированная работа по группам
(1 – низкий уровень, 2 – средний, 3 – высокий.)
1-я группа: Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? (Два.)
2-я группа: Запишите цифру 1. Какую цифру нужно приписать к ней справа, чтобы полученное число разделилось на 6?
3-я группа: В стране Невыученных Уроков грозный профессор математики сказал Пете: “Я отпущу тебя домой, если угадаешь число, которое задумал. Мое число – это половина третьей части 12. Помогите Пете отгадать число. (Два.)
VI. Итог урока.
Учитель: А как узнать во сколько раз одно число больше другого?
Ученики: ПРАВИЛО: Чтобы узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого, надо большее число разделить на меньшее.
Учитель: Сегодня мы научились решать задачи на тему “Во сколько раз больше или меньше” используя “метод 6 шляп”. Этот метод вы можете применять при решении и других задач и не только в математике, но и в других предметах, как коллективно, так и самостоятельно, стоит только “надеть шляпу”…