Во сколько раз больше или меньше. Метод 6 шляп мышления Эдварда Де Боно в решении задач

Разделы: Начальная школа


Цель: Работать над задачами по теме: “Во сколько раз больше или меньше”, воспитывать и развивать у детей критическое мышление, гибкость ума; развивать навыки письменного и устного счета; мыслительную деятельность учащихся при решении задач, способность думать и самостоятельно решать проблемы, не поддаваясь эмоциям, предрассудкам;

Оборудование: Презентация, индивидуальные карточки, “6 шляп” с пояснениями.

I. Организационный момент.

Учитель: Ребята, сегодня я вас познакомлю с методом, с помощью которого можно решить любую задачу, этот метод называется – “Метод 6 шляп мышления Эдварда Де Боно:

Суть “Метода 6 шляп мышления Эдварда Де Боно”:

Шесть шляп мышления, в процессе решения практических задач, помогают справиться с тремя главными сложностями: эмоциями, растерянностью, путаницей. Метод 6 шляп мышления помогает преодолеть эти сложности путем разделения процесса мышления на шесть разных режимов, каждый из которых представлен в виде метафорической шляпы определенного цвета. Подобное деление делает мышление более сосредоточенным и устойчивым и учит нас оперировать различными его аспектами по очереди.

Правила “Метода 6 шляп”:

Все выступления начинаются с фразы: “Я в своей … шляпе мышления … ”.

Красная шляпа – эмоции, чувства, интуиция.

Надевая красную шляпу, отвечаем на вопрос: Какие у меня по этому поводу возникают чувства?

Белая шляпа – информация, факты, вопросы.

Надевая белую шляпу, отвечаем на вопросы: Какую мы получили информацию? Какая нам нужна еще информация?

Желтая шляпа – преимущества “плюсы”.

Надевая желтую шляпу, отвечаем на вопросы: Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это возможно сделать? Почему это сработает?

Черная шляпа – недостатки, опасения “минусы”.

Надевая черную шляпу, отвечаем на вопросы: Что может случиться плохого и ли пойдет не так? Правда ли это? Сработает ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно?

Зеленая шляпа – творчество, идеи, предложения.

Надевая зеленую шляпу, отвечаем на вопросы: Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?

Синяя шляпа – организация мышления.

Надевая синюю шляпу, отвечаем на вопросы: Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?

Правила переодевания шляп:

  • Начинать обсуждение целесообразно в белой шляпе, то есть надо собрать и рассмотреть все имеющиеся факты.
  • Затем исходные данные рассматриваются в негативном ракурсе — разумеется, в черной шляпе.
  • После этого наступает очередь желтой шляпы, и в обнаруженных фактах находят позитивные стороны.
  •  После того как проблема рассмотрена со всех сторон и собран материал для анализа, пора надевать зеленую шляпу, чтобы генерировать идеи, которые могут усилить положительные моменты и нивелировать отрицательные.
  • Учитель, мысленно сидящий в синей шляпе, внимательно контролирует процесс — не отклонилась ли группа от заданной темы, не ходят ли участники в двух шляпах одновременно, а также периодически разрешает им выпустить пар в красной шляпе.
  • Новые идеи опять-таки анализируются в черной и желтой шляпе.
  • А в конце надевают синюю шляпу и подводится итог дискуссии.

II. Решение задач.

Задача 1.

Рисунок 1.

Решение Задачи 1.

Надеваем белую шляпу – и собираем информацию, которая у нас имеется. А имеются горшки с медом у Пуха и банки с вареньем у Барсука. Необходимо определить во сколько раз горшков с медом больше, чем банок с вареньем. Как это сделать?

Надеваем черную шляпу – ребята, рассмотрим какие имеются недостатки, проблемы в решении задачи.

Надеваем красную шляпу – ребята выскажите свои эмоции предположения по данному вопросу, есть ли у вас предложения, как решить задачу, что необходимо сделать.

Надеваем желтую шляпу – мы видим, что у Пуха больше горшочков чем у Барсука. Давайте посчитаем сколько горшков с медом и банок с вареньем. Каким правилом можно воспользоваться, чтобы узнать во сколько раз горшков с медом больше, чем банок с вареньем?

Надеваем зеленую шляпу – мы определили, что горшков 5 рядов по 3 = 15 и банок 1 ряд по 3 = 3. 15>3 воспользуемся правилом: Поделим большее число на меньшее получим 5. В 5 раз.

Надеваем синюю шляпу – подведем итог: использовав ПРАВИЛО мы выяснили, что горшков с медом в 5 раз больше чем банок с вареньем.

А банок с вареньем в 5 раз меньше, чем горшков с медом.

ПРАВИЛО: Чтобы узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого, надо большее число разделить на меньшее.

Задача 2.

Рисунок 2.

Решение Задачи 2.

Надеваем белую шляпу – давайте посмотрим что у нас имеется из известного. Мы имеем апельсины: у Гены 4 ряда по 5 апельсинов, и один ряд с пятью апельсинами у Чебурашки. Необходимо определить во сколько раз апельсинов у Гены больше, чем у Чебурашки. Давайте подумаем, как решить задачу.

Надеваем черную шляпу – какие сложности имеются в задаче?

Надеваем желтую шляпу – какие у нас есть преимущества, как просто можно посчитать количество апельсинов у Гены и у Чебурашки (по рядам).

Надеваем зеленую шляпу – посчитали по рядам количество апельсинов и получили, что У Гены 20 апельсинов, а у Чебурашки 5 апельсинов. Воспользовавшись правилом, поделим большее на меньшее 20:5 и получим 4.

Надеваем синюю шляпу – подведем итог: У Гены апельсинов в 4 раза больше, чем у Гены. У Чебурашки в 4 раза меньше, чем у Гены.

Задача 3.

Рисунок 3.

Решение Задачи 3.

Надеваем белую шляпу – что у нас дано? Малина у Пуха и киви у Совы. Необходимо определить во сколько раз малины больше, чем киви?

Надеваем черную шляпу – какие сложности в решении задачи. Сложность посчитать по рядам.

Надеваем красную шляпу – какие эмоции и предложения у Вас имеются по решению задачи?

Надеваем желтую шляпу – есть плюсы, можно посчитать по паре малину и киви. У Пуха малины 6 пар по две малины у Совы 3 пары по два киви.

Надеваем желтую шляпу – Получается, что Малины у Пуха 12, а у Совы киви 6. Воспользуемся правилом определим большее, 12>6. Поделим большее на меньшее 12:6 получаем 2.

Надеваем синюю шляпу – Ответ: Киви в 2 раза меньше, чем малины. Соответственно малины в 2 раза больше, чем киви.

III. Самостоятельная работа.

Учитель: Предлагаю вам ребята – самостоятельно решить несколько задач используя “метод 6 шляп”, а я понаблюдаю за вашими рассуждениями.

Ученики: Решают Задачу 4 и Задачу 5 “методом 6 шляп поочередно переодевая шляпы и высказывая свои предположения, опасения, идеи и логические решения, в итоге: рассмотрев каждую из сторон, совместно приходят к правильному решению задачи.

Задача 4.

Рисунок 4.

Задача 5.

Рисунок 5.

IV. Физкультминутка.

Учитель: А теперь пора и отдохнуть. Проведем физкультминутку.

Раз, два, три, четыре, пять –
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже,
Руки за спину заложим,
Голову поднимем выше
И легко-легко подышим.
Раз – подняться; подтянуться,
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши 3 хлопка,
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать
Шесть – за парту тихо сесть.

V. Эстафета “Кто быстрей!”

Вместо препятствий – задачи на смекалку.

Давайте поработаем в группах. Дифференцированная работа по группам

(1 – низкий уровень, 2 – средний, 3 – высокий.)

1-я группа: Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? (Два.)

2-я группа: Запишите цифру 1. Какую цифру нужно приписать к ней справа, чтобы полученное число разделилось на 6?

3-я группа: В стране Невыученных Уроков грозный профессор математики сказал Пете: “Я отпущу тебя домой, если угадаешь число, которое задумал. Мое число – это половина третьей части 12. Помогите Пете отгадать число. (Два.)

VI. Итог урока.

Учитель: А как узнать во сколько раз одно число больше другого?

Ученики: ПРАВИЛО: Чтобы узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого, надо большее число разделить на меньшее.

Учитель: Сегодня мы научились решать задачи на тему “Во сколько раз больше или меньше” используя “метод 6 шляп”. Этот метод вы можете применять при решении и других задач и не только в математике, но и в других предметах, как коллективно, так и самостоятельно, стоит только “надеть шляпу”…