Умственно отсталые школьники плохо понимают природу и явления окружающего мира. Поэтому для учащихся классов со сложным дефектом в школьную программу включены такие предметы как мир животных и мир растений. Цель данных предметов научить школьников классифицировать по видам животных и растений, закрепить и расширить знания о животных и растениях, привитие интереса к животному и растительному миру.
Ознакомление с жизнью животных и растений учащиеся получают на предметных уроках, экскурсиях, практических занятиях. Дети ведут наблюдения за жизнью растений и животных, изменениями в природе. Необходимо изучать наиболее типичных представителей растительного и животного мира. Уроки, построенные на непосредственном знакомстве с живыми предметами и явлениями природы, возбуждают у умственно отсталых детей интерес, стимулируют к деятельности. А также способствуют коррекции личности школьника.
Предлагаемая игра-викторина позволяет увидеть любопытное и удивительное в самых простых и знакомых вещах и предметах, развить познавательный интерес к биологии, расширить знания о практическом значении растений в жизни людей, , позволяет проявить себя в командном первенстве.
Цель: проведение турнира по предмету “Мир растений”.
Задачи мероприятия:
– проверить и углубить знания детей о растениях;
– помочь детям вспомнить уже известных растения разных ярусов.
– развивать сообразительность, быструю реакцию, фантазию;
– помочь детям учиться работать в команде.
Оборудование:
- Компьютерная техника.
- Презентация.
- Листовые пластины деревьев и шишки.
- Муляжи грибов.
- Картинки с цветами, кустарниками.
- Настоящие ягоды для угощения.
- Макет телевизора.
Ход мероприятия
Ведущий: Как называется наука, изучающая растения (ботаника). Сегодня мы проведём викторину и узнаем, как хорошо вы знаете растения нашего края.
Какие самые высокие растения? (Деревья.)
1-й тур – деревья.
а) Цель: Определить дерево по листовой пластине, шишкам.
Деревья – самые высокие и крупные растения.
б) Цель: Назвать плодовые деревья.
Яблоня, груша, слива, вишня, черешня, облепиха
Ведущий: Многие растения исчезают с нашей планеты. И они занесены в “Красную книгу”. “ Красная книга” пришла сегодня в гости , что бы ещё раз напомнить о том, что нужно беречь природу.
Красная книга:
Я– Красная книга.
Красный цвет – сигнал запрета,
Понятный людям всего света.
Дерево , трава, цветок и птица
Не всегда сумеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Ведущий: А теперь вспомним кустарники.
2-й тур – кустарники.
Цель: чтение детьми стихотворений наизусть, угощение гостей плодами с куста.
Ведущий: В чём отличие от деревьев? В отличие от деревьев не имеющие во взрослом состоянии главного ствола, а несколько или много. Многие кустарники – ценные ягодные (крыжовник, смородина), орехоплодные (лещина) и декоративные (шиповник, сирень, чубушник) растения.
Шиповник. (Ирина Козленко.)
Что за куст растет, друзья?
Подойти к нему нельзя:
Весь в иголках и шипах-
Укололись дети “Ах!”
Вот лекарственный полковник –
А зовут его – шиповник!
И плоды его, ребята,
Витаминами богаты,
Кто настой из них попьёт –
Очень долго проживёт!
Сирень. (Маршак Самуил.)
Как празднично сад расцветила сирень
Лилового, белого цвета.
Сегодня особый – сиреневый – день,
Начало цветущего лета.
За несколько дней разоделись кусты,
Недавно раскрывшие листья,
В большие и пышные гроздья-цветы,
В густые и влажные кисти……….
Малина. (А. Тесленко.)
Ягодка зернистая
Смотрит прямо в рот.
Очень замечательный
Из неё компот.
Нежная и сладкая
Вовсе не калина.
На кустах колючих
Выросла малина.
Калина. (Антон Рысаков.)
Возле дома куст растёт,
Белым цветом он цветёт –
Будут ягоды на нём,
Осенью их соберём.
Хоть на вкус и не малина,
А полезная калина.
Смородина. (Л. Зубаненко.)
Красная, чёрная, белая
Манит смородина спелая.
Ягоды соком наполнились,
Солнечной краской окрасились
Птички слетаются шустрые,
Ягодки ранят упругие.
Чёрная, красная, белая
Вздыхает смородина спелая:
– Если меня не сорвёте,
Осыплюсь, потом не найдёте.
Орешник.
Очень густо орешник растёт,
Незаметно он цветёт,
А когда приходит лето
мы едим его конфеты
Не в бумажке , а в скорлупке,
Берегите , детки, зубки.
Ведущий: А теперь вспомним растения , которые растут низко над землёй.
3-й тур – злаки, цветы, грибы.
а) Цветы.
Цель: отгадать загадки и цветок прикрепить к ватману (засади поле цветами).
Самые красивы растения нашей планеты – цветы. Ни один праздник, ни одно торжественное событие не обходится без цветов. Даже самый скромный цветок оживит и украсит комнату. Давайте соберём букет, отгадав загадки.
Синенький звонок висит,
Никогда он не звенит.
(Колокольчик.)Маленький крошка
Сквозь землю прошел,
Красну шапочку нашел.
(Мак.)Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок,
На него подуй слегка,
Был цветок и нет цветка.
(Одуванчик.)Белая корзинка –
Золотое донце,
В ней лежит росинка
И сверкает солнце.
(Ромашка.)Я – травянистое растение
С цветком сиреневого цвета.
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету.
(Ирис.)Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдешь.
ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый.
(Василёк.)
б) Злаковые.
Цель: определить крупы и назвать растения, из которых их получают.
а) Гречневая.
б) Манная.
в) Рисовая.
г) Пшённая.
д) Геркулесовая.
е) Перловая
Ответ: а) гречиха; б) пшеница; в) рис; г) просо; д) овёс; е) ячмень.
в) Грибы в корзине (кроссворд).
Цель: отгадать загадки и мы узнаем , какие съедобные грибы собраны в корзине.
Груздь. Опечален очень груздь, |
Сыроежка. Вдоль лесных дорожек |
Подосиновик. Я в красной шапочке расту |
Боровик. Коренастый, в шляпе новой |
Рыжик. К ёлке подойдём поближе. |
Ведущий: А , сейчас, передача “Из жизни растений” (сценка).
Передача “Из жизни растений”.
Здравствуйте, –
В эфире передача “Из жизни растений” .
С Вами Татьяна
И Дмитрий –
Удивительные новости в мире растений.
Берёза – это символ России.
Ржаной хлеб считается питательнее и полезнее белого.
Роза – это королева цветов.
Чесноком можно лечить многие болезни, его добавляют в различные лекарства.
Малиновое варенье помогает при высокой температуре.
Самая крупная ягода – это арбуз.
Это были удивительные новости из жизни растений.
До новых встреч.
Окончание викторины. Учащиеся выстраиваются в ряд и по строчке наизусть называют стихотворение.
Мы растём, растём, растём!
Всё о мире узнаём.
Не обидим мы букашек,
Гнёзд не разорим у пташек,
Не сорвём прекрасный ландыш,
Муравейник сохраним,
Ручеёк не замутим!
Значит, жизнь себе продлим!
Ведущий: Спасибо всем учащимся за турнир. Берегите природу!