Проект по внедрению педагогического эксперимента по освоению современных образовательных технологий

Разделы: Информатика, Начальная школа


Пояснительная записка

Начальная школа – важнейший этап в процессе общего образования школьника.
За четыре года ему надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться – стать «профессиональным учеником». Много лет я работаю по образовательной системе «Школа России». Всегда старалась передать учащимся учебный материал, делая его доступным для детей, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес, проникать во внутренний мир ученика, понимать его личность, психические состояния. Умела найти правильный подход к учащимся, установить с ними целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения, организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач. К тому же, в ходе педагогического мониторинга, осуществляемого администрацией школы, неоднократно отмечалась успешность моей педагогической деятельности. Однако инновационные процессы в российском образовании потребовали от меня осмысления новой миссии учителя. Как известно, с 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).

Актуальность

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Ответственность учителя начальных классов всегда была исключительной, но в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ответственность существенно возрастает. В этой связи чрезвычайно важным и актуальным является качественное методическое сопровождение образовательного процесса в начальной школе, направленное на формирование у детей универсальных учебных действий (УУД), как основы умения учиться. Замечу, что не только содержание учебных предметов, отраженных в учебниках существенным образом влияют на формирование УУД, а также методы и формы, используемые учителем на уроке. Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в любую деятельность, поэтому нужны деятельностные (групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие) формы и методы обучения. Решение данной проблемы и определило тему моего исследования: «Использование интерактивных методов обучения как средство активизации познавательной деятельности обучающихся».

Цель исследования – выяснить, как интерактивные технологии способствуют активизации познавательной деятельности обучающихся.

Объект исследования – развитие личности обучающегося начальной школы.

Предмет исследования – развитие познавательной деятельности обучающихся начальной школы.

Гипотеза исследования – Интерактивные методы – средство для активизации и интенсификации учебного процесса.

Что такое интерактивное обучение?

В педагогике различают несколько моделей обучения:

1) пассивная – ученик выступает в роли "объекта" обучения (слушает и смотрит)
2) активная – ученик выступает "субъектом" обучения (самостоятельная работа, творческие задания)
3) интерактивная– inter (взаимный), act(действовать). Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения.

Интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика. Технологий интерактивного обучения существует огромное количество, например: технология полноценного сотрудничества; деловые игры; метод проектов; ИКТ и т.д.

Интерактивная деятельность на уроках информатики предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы. Коллективная работа сплачивает детей, развивает коммуникабельность, желание помочь другим, умение работать в команде и ответственность за совместную работ.

Методы и приемы:

  • ролевые игры;
  • индивидуальная работа;
  • групповая работа (в малых и больших группах);
  • мозговой штурм;
  • метод карусели;
  • Броуновское движение.
  • Дерево решений, и т.д.

Почему выбрано именно интерактивное обучение?

Это было сделано по нескольким причинам:

  • позволяет сформировать личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия в соответствии с УМК «Школа России»;
  • реализация интерактивных методов повышает эффективность образования по следующим показателям: придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
  • более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;
  • возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;
  • существенно повышает мотивацию и интерес к учению;
  • в условиях классно-урочной системы занятий они наиболее легко вписываются в учебный процесс, обучение организовано так, что целенаправленно ведёт за собой развитие;
  • обеспечивают не только успешное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг другу;
  • обеспечивают комфортное психологическое самочувствие учащихся и учителя, резко снижаются конфликтные ситуации на уроках, создаёт благоприятные предпосылки для повышения уровня общекультурной подготовки.

Задачи эксперимента:

  • овладеть методикой включения интерактивных форм и методов обучения в педагогический процесс;
  • проанализировать как интерактивные формы и методы обучения способствуют активизации познавательной деятельности на практике;
  • сделать выводы по проведенным исследованиям о целесообразности использования интерактивных форм и методов с целью активизации познавательной деятельности обучающихся.

Основные методы исследования:

  • изучение и анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования;
  • анализ содержания различного дидактического материала;
  • наблюдение за учебной деятельностью учащихся на уроках;
  • педагогический эксперимент, предназначенный для выявления эффективности предлагаемых материалов для формирования универсальных учебных действий младших школьников.

Этапы реализации проекта

– Изучение научно-методической литературы по проблеме.
– Анализ психолого-педагогической карты личности и коллектива учащихся.
– Внедрение технологий системно-деятельностного метода обучения в образовательный процесс.
– Создание модели урока с применением данного метода.
– Отслеживание результатов.

Сроки реализации: 2012-2014гг.

Прогнозируемый желаемый результат

  • Возрастёт активность учащихся на уроке.
  • Слабые учащиеся получат возможность самостоятельных действий.
  • Увеличится скорость мышления, память, значительно повысится успеваемость, увеличится объем и качество творческого усвоения знаний.
  • Повысится полноценное развитие ребенка и качество образования.

Результат эффективного использования в практической деятельности интерактивных технологий обучения:

Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму.

Китайская пословица.

В этой пословице, на мой взгляд, отражена основная идея интерактивных методов обучения: как сделать ученика активным субъектом образовательного процесса. Ведь главной отличительной чертой интерактивных методов обучения является инициативность обучающихся в учебном процессе, которую стимулирует педагог из позиции партнёра – помощника. Ход и результат обучения приобретают личную значимость для всех участников процесса.
В ходе реализации проекта была разработана модель интерактивного урока. Как и любой другой урок по интерактивной методике он включает в себя 3 стадии: вызов, осмысление, рефлексию, имеющие свою цель и методы обучения.

Вызов (пробуждение интереса к изучаемой теме)

Поэтому на первой стадии интерактивного урока уместны следующие приёмы и методы:

  • нестандартное начало урока;
  • мозговой штурм;
  • постановка проблемной ситуации;
  • ролевое моделирование;
  • игры энергизаторы.

Игры-энергизаторы на 1 стадии урока помогают включиться в интеллектуальную деятельность на уроке. Игра – это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.
Постановка темы урока. Разгадав ребус, вы узнаете тему урока.

 

Постановка проблемной ситуации нацеливает детей на сознательность и активность в усвоении новых знаний.

Вывод: таким образом, на стадии вызова обучающиеся получают внутреннюю мотивацию к дальнейшей деятельности на уроке.

II стадия урока – осмысление подразумевает переживание учениками конкретного опыта и осмысление полученного опыта. Моя задача (в свете внедрения стандартов второго поколения) – не преподносить готовые знания ученику, а организовать самостоятельный познавательный процесс. Если процесс обучения очистить от мучительного поиска истины, от озарений, тупиков, безнадежности, восторга «эврик», ученик не станет активным субъектом педагогического взаимодействия. Поэтому моя деятельность на уроке – это «эврика» для меня и для моих учеников.

На стадии осмысления применяю следующие методы:

  • групповые дискуссии (дебаты, круглый стол, мозговой штурм),
  • проблемное обучение,
  • кооперативное обучение,
  • учебный проект,
  • мультимедиа.

О сущности и преимуществе данных методов остановлюсь подробнее.

Дебаты – один из интерактивных видов деятельности, для которого характерно столкновение позиций.

Проведение дебатов в 4 классе на уроке информатики:

Информирую детей заранее, в какой форме будет проходить урок. Ученики дома знакомятся с темой, ищут материал, используя информационные ресурсы Интернета, периодической печати, телевидения. Выбираем лучшие вопросы, ответы, выслушиваются мнения, идеи детей. Строим «Дерево идей» – один из методов решения проблем.

Результативность применения метода дебатов.

Развитие логического и критического мышления, формирование умений оценивать ситуацию, принимать решение в спорных проблемах и отстаивать это решение, получение учащимися таких ценностных установок, как справедливость, открытость, мирный способ разрешения конфликтов.

Кооперативное обучение, т. е. работа в группе проходит под девизом «Никто не знает так много как все мы вместе».

В качестве одной из форм активизации учащихся на уроках используется групповая работа. Организацию групповой работы мы начинаем с первого школьного дня. Ритуалы, этикет совместной работы, элементарные навыки кооперации осваиваются сначала на внеучебном материале, чтобы не приходилось учить одновременно двум сложнейшим вещам: и навыкам работы с учебным материалом, и навыкам сотрудничества. Как сесть за партой, чтобы удобнее было общаться с соседом, как с ним разговаривать (шепотом, доброжелательно); правила совместного обсуждения – все эти мелочи обсуждаются и апробируются на каждом уроке. Обязательно даю образец сотрудничества, акцентируя тот или иной момент взаимодействия. Внимательно наблюдаю за работой детских групп и выделяю наиболее удачные и наиболее конфликтные способы построения взаимодействия. Далее прошу детей, работавших наиболее слаженно, продемонстрировать свой стиль работы классу. Остальные дети должны рассказать, что им понравилось в работе группы. Дети учатся работать в группах, в командах с лидером, учатся подчиняться и руководить. Учителем при использовании метода групповой работы регулируются отношения.

– полное внимание к однокласснику;
– серьезное отношение к мыслям, чувствам других;
– терпимость, дружелюбие (например, никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет "право на ошибку").

В ходе работы поощряю совместное обсуждение хода работы, обращение за советом друг к другу. При оценке работы группы подчеркиваю не столько ученические, сколько человеческие добродетели: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость. Оценивать можно лишь общую работу группы, ни в коем случае не давать детям, работавшим вместе, разных оценок. Обстановка в классе на таких уроках точно соответствует образу, введенному в дидактику К.Д.Ушинским: "Нужно позволять классу свободно бурлить, волноваться, но удерживать его всякий раз в тех пределах, которые нужны для успеха учения, мертвая тишина на уроке недопустима. Важно позволять ученикам задавать вопросы учителю, самим высказываться, разговаривать, сидеть в классе свободно и непринужденно".

Проектная деятельность школьников

(применение метода в 3-4 классах);

Понятно, что на первом этапе внедрения проектного метода основная роль принадлежит учителю. Первоначально темы предлагаю сама. В основном они касаются какого-либо теоретического вопроса школьной программы или  индивидуального выбора. А целью этой деятельности сначала является углубление знаний по этому вопросу (групповые работы, сообщения). В дальнейшем тематика проектов в основном предлагается самими детьми.

Чаще дети хотят выполнять групповые проекты, но некоторые с удовольствием берутся за личный проект, в котором ярко выражают свои наклонности. Защита проекта, как правило, осуществляется в форме выставки тех изделий, которые ученики создали.

Кроме того, иногда целесообразно попросить детей подготовить небольшое выступление с рассказом о проекте.

План выступления школьника может быть таким:

  • Почему мы начали разрабатывать именно этот проект?
  • Какие были предварительные исследования? Что они выявили?
  • Какая основная идея проекта?
  • Кто тебе помогал?
  • Как оценили твой проект твои товарищи, родители?
  • По каким этапам выполнялся проект?
  • Как улучшить проект?

Оценка выполненных проектов носит стимулирующий характер. Поощряю каждого, кто участвовал в выполнении проекта.

Наиболее эффективно проектная деятельность младших школьников реализуется во внеклассной и во внеурочной деятельности. Учащиеся имеют возможности для самореализации при участии в индивидуальных, групповых проектах. Результатом такой работы является созданные учащимися в программах Power Point исследовательские проекты к урокам окружающего мира «Берегите природу», «Шляпочные грибы», «Лечить планету сообща», «Как я собираю грибы», «Вода в жизни человека», «Вода-путешественница».

В результате приобретённый опыт деятельности становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Компьютерные технологии.

Использование ИКТ в учебном процессе позволяет:

  • усилить образовательные эффекты;
  • повысить качество усвоения материала;
  • осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;
  • организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями.

Внедрение ИКТ осуществляю по направлениям:

1. Создание презентаций к урокам;
2. Работа с ресурсами Интернет;
3. Использование готовых обучающих программ.
4. Создание презентаций к урокам.

– В процессе изучения нового материала – слайдовые презентации, мультимедийные лекции.
– На этапе оперативного контроля – тестирование

III стадия урока – рефлексия (размышление) призвана обеспечить достижение максимально полной осознанности изученной информации, соотнести полученные знания, как со знаниями других учащихся, так и с теми, которые имелись ранее, выявить возможные ошибки в процессе усвоения, а также причины этих ошибок самими учащимися.

Интерактивные технологии обучения обеспечивают полноценное развитие ребенка и качество образования.

– повысился уровень интеллектуального развития,
– повысилась информационная, творческая активность,
– повысились способности к анализу информации,
– сформированы универсальные учебные действиясформировалась положительная мотивация к учебной, проектной деятельности, что подтверждается успешным участием учащихся в различных конкурсах, таких как:

  • Всероссийский игровой конкурс «КИТ-компьютеры, информатика, технологии», 2011год, 1,3 места по России.
  • V Городская научно-практическая конференция «Первые шаги в науку», 2009-2013, участники и победители.
  • VI Городская научно-практическая конференция «Первые шаги в науку», 2010, участники и победители.
  • Всероссийский игровой конкурс «КИТ-компьютеры, информатика, технологии», 2012год, 1 место по России.
  • 2010, Районный конкурс «Компьютер – наш друг». Победители в номинациях «Цифровое фото» и «Видеопрезентация».
  • 2011, «Всероссийский дистанционный конкурс «Открытка маме»
  • Победители в номинациях «Весенний букет» и «компьютерная графика»

Вывод:

Итак, применение ИКТ на уроках информатики в начальных классах позволяет сделать учащихся не пассивными наблюдателями, а активными участниками работы, повышает заинтересованность ребят в изучении предмета, заставляет их подходить к работе творчески, добывать знания самостоятельно. Урок превращается в настоящий творческий процесс, осуществляются принципы развивающего обучения. Всё это позволяет сделать вывод, что формируются коммуникативные компетенции учащихся, а педагогический процесс результативен.

Список используемой литературы:

  1. Братанова  Т.А. Методика  организаций  игр исследований  с  младшими  школьниками.//Начальная  школа. 2005. №5
  2. Информационные и коммуникационные технологии в подготовке преподавателей: руководство по планированию. Отв. ред. В.И.Солдаткин – М.: Изд. ИНТ, 2005.
  3. Пержинская Е.В. Как организовать  исследовательскую  работу  в   классе. // Начальная  школа.  2008. №5.
  4. Смолкина  Е.В. Исследовательская  деятельность  учащихся  как средство  реализации  личности  в  общеобразовательном  пространстве. // Начальная школа. 2007. №2.
  5. Савенков А.И. Методика проведения учебных исследований//Ученик и школа. – 2003г.
  6. Семенова Н.А. Исследовательская деятельности учащихся//Начальная школа. – 2005г. №2

Приложение 1