Цели:
- Образовательные:
- познакомить с образованием имён прилагательных от основ имён существительных;
- показать способы образования имён прилагательных от основ имён существительных с помощью суффиксов.
- Развивающие:
- расширять лингвистический кругозор учащихся;
- развивать логическое мышление, орфографическую зоркость, творческую активность, речь учащихся.
- Воспитательные:
- формировать нравственное отношение в процессе совместной деятельности;
- формировать сознательную дисциплину.
Оборудование:
- учебник А. В. Поляковой, г. 4 кл.; сборник упражнений;
- мультимед. проектор; интерактивная доска, презентация;
- индивидуальные задания.
ХОД УРОКА
Приложение 1. Слайды 1-2.
1. Оргмомент
Девиз урока (хором): «Думай, проверяй, пиши! У нас всё получится!».
– Проверьте готовность к уроку. Итак, начинаем.
Слайды 3-4.
2. Работа с акростихом
Внимание на доску. Перед нами стихотворение, но оно непростое, в нём спрятано ключевое слово. Прочитайте стихотворение про себя, теперь вслух.
Апрель – проказник и обманщик,
оПрава марта, пропуск в май,
миРов сиреневых шарманщик,
кудЕсник, страстный шалопай,
оскоЛком льда прирос к рассвету,
метелЬю странной канув в лету.
Подумайте какое это слово? (апрель) . Верно.
Слайды 5-6.
3. Работа с толковым словарём
– А вы знаете, как называется такой вид стихов? Посмотрим, что нам говорит Толковый словарь Ожёгова: акростих – акро – греческий корень, означает: крайний, верхний; стихотворение, в котором буквы каждой строки составляют какое-нибудь слово или фразу (часто по вертикали). А в нашем случае, как были выставлены буквы в ключевом слове? (по диагонали). Верно, значит у нас Диагональный акростих – когда ключевое слово «спрятано» по диагонали.
Слайды 7-8.
4. Работа над фонетикой. Фонетический разбор
Фронтально: Устная работа. Индивидуально: 2 инд
карточки: хороший, лесной.
Откройте тетради, отступите 2стр от предыдущей
работы. Запишите число, 18 апреля, Классная работа.
Слово Апрель ап-рель – 2 слога.
Характеристика звуков:
а – [а] гл., безуд.
п – [п] согл., гл., парн., тв.,
р – [р']согл., зв., непарн., мягк.,
е – [э]гл., уд.
л – [л'] согл., зв., непарн., мягк.,
ь – [–]
6 б., 5 зв.
5. Чистописание
Записываем 1 букву слова апрель, Аа – заглавную и строчную. И пословицу.
– Прочитайте, объясните её смысл.
Апрель, апрель – на дворе звенит капель.
– Спишите. Подчеркните орфограммы. Кто из писателей использовал её в своём произведении? (С.Я. Маршак) Как оно называлось? (Двенадцать месяцев).
Слайды 8-14.
6. Словарная работа
Индивидуально: 3 инд. Карточки со словарной
работой.
Индивидуально: 1 у доски.
Фронтально: Записываем ниже Словарь, на слайде
иллюстрации, вы записываете название, либо
предложение – а вы должны записать одним словом,
что это. Что мы выделяем? Ударение и без.гласные.
Проверка: Словарь: салют, волшебник,
медленно, берёза, космонавт, победа, горячий,
холодный, одиннадцать, направо.
С какой частью речи мы работали на прошлых
уроках? ( имя прилагательное)
Верно. Найдите в словарной работе имена
прилагательные и составьте с ними 2 предложения.
Слайды 15-25.
7. Повторение изученного раннее
Индивидуально: 4 чел в сборнике упр 70.
Фронтально: А по каким признакам вы находили
имена прилагательные? Давайте вспомним.
- отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?
- обозначает признак предмета
- изменяется по числам и родам, склоняется
- в предложении бывает определением
Но у нас остаются вопросы и, сегодня, мы дополним наши знания о прилагательных.
8. Зарядка для глаз
– Следим только глазами. Слайд 18.
9. Повторение изученного раннее
– Но сначала повторим правописания
безударных окончаний у имён прилагательных.
Индивидуально работают: Вика, Мадина, Данила,
Нафиса. В Сборнике упр 70.
Фронтально: Остальные со мной. Давайте вспомним
алгоритм определения без.окончания
прилагательных. – определить падеж
существительного, задать вопрос к
прилагательному и по вопросу и падежу определить
окончание.
– Сейчас мы будем работать с
интерактивным тренажёром. Вставлять окончания в
прлагательные.
К скорому утреннему поезду, под толстой развесистой сосной, на мягкой тёплой постельке, с ближнего ржаного поля.
10. Работа над новой темой. Работа по учебнику
Слайды 26-32.
– Сейчас работаем по учебнику: упр 331, с. 26.
Задание прочитает Олег.
По вариантам 1, 2 , 3 – начинаем работать.
(Проверяю и оцениваю инд. задания.
Обращаею внимание на посадку.
По 1 чел из вар выходят к доске и выписывают по 1
паре сущ и словосочетаний. Проверка по слайду)
- Зуб – зубной врач.
- Город – городское хозяйство.
- Гора – гористый склон.
– Сравните основы прилагательных с основами
существительных. Что их отличает? (суффиксы).
Верно, выделите их. (проверка по слайду)
– Как вы думаете, какая же у нас тема урока? Что
нового мы узнали, что мы с вами открыли? Тема
урока: Образование прилагательных от основ
существительных.
– А, судя по тому, что вы написали в тетрадях,
составили прилаг. от слова Апрель – какое же
правило мы можем вывести? Имя прилагательное
образуется от основ существительных при помощи
суффиксов -н, -ск, -ист.
Давайте проверим, что же нам говорят учёные
линвисты, обратимся к учебнику. Анжелика читает
правило на стр26? Это правило аналогично нашим
выводам. Да.
11. Физминутка (Слайд 33)
Раз – подняться, подтянуться,
Два – согнуться, разогнуться
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту тихо сядь.
Слайды 35-40.
12. Закрепление
– Итак, сейчас работа по вариантам, 1 и 2, задание
на доске.
Образуйте прилагательные от
существительных при помощи суффиксов -Н, -СК, -ИСТ
и разберите их по составу. Взаимопроверка.
Упр. 332 по вар 1 вар – 1, 2 предл, 2 вар –3, 4 предл. 5
предл – у доски.
Проверяем по 1 предл.
– Как же мы сегодня пополнили наши знания о
прилагат.? Что нового узнали? (Образуется от
основ существительных с помощью суффиксов)
13. Физминутка для глаз (Слайд 41)
Следим только глазами.
14. Тестовая работа (Слайды 43-46)
– А сейчас в тестовом режиме мы
повторим то, что знали и узнали сегодня о
имени прилагательном. На слайде задания, ваша
задача выбрать правильный ответ и записать в
тетрадь № задания и вариант ответа.
Затем взаимопроверка.
– Кто допустил 1-2 ошибки, больше 3?
Молодцы.
15. Оценки за урок
– Кто работал с инд. заданиями и я не оценила, поставлю сегодня, когда проверю тетради в эл. журнал. Оценки за работу на уроке.
16. Домашнее задание:
1 вариант – Упражнение 334
2 вариант – Упражнение 335
По желанию: Модуль 24.Выполнить разноуровневые
задание.
17. Итог урока, рефлексия
– Наш урок подошёл к концу и я хотела бы узнать,
что нового вы узнали? Каким он был для вас? На
слайде даны слова, к какой части речи мы можем
их отнести? Имена сущ.
– А я вас попрошу отвечая на вопрос, образовать
от сущ – прилаг, применив знания полученные на
уроке.
– Урок окончен. Спасибо.