Конспект НОД с детьми подготовительной группы "Защитники Отечества"

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (58 МБ)


Цель:

  • Воспитывать уважение к защитникам Родины, чувства гордости за свой народ, любовь к Родине.
  • Развивать представления о разных родах войск, закрепить знания о всенародном празднике воинов; уточнить, кто такие защитники Отечества.
  • Продолжать знакомство с понятием “Родина большая и малая”, научить понимать и объяснять их значение; закреплять знания детей о флаге, гербе России, уточнить представления о достопримечательностях Казани.
  • Развивать речь, мышление, поддерживать инициативу детей.
  • Поддерживать эмоционально-положительное отношение к воинам, российской армии, стремление подражать им в храбрости, выносливости, находчивости через разные виды деятельности (познавательная, изобразительная, музыкальная).

Предварительная работа: беседы об Армии, Родине; рассматривание альбомов, книг, иллюстраций; пение песен, слушание музыкальных произведений (маршей), чтение художественных произведений, заучивание стихотворений, отражающих военную тему.

Материал: мультимедийная установка, экран, презентация “Защитники Отечества”, лазерная указка; иллюстрации с изображением природных стихий (земля, или суша; небо, или воздух; море, или вода); карточки, иллюстрации с изображением эмблем и знамён различных родов войск, военной техники и военнослужащих; мяч; воздушный шарик; листы бумаги для оригами; три карточки с зашифрованными словами (ребус об Армии), фломастеры.

Ход НОД (проводится в помещении музыкального зала)

Титульный слайд:

В-ль: Ребята, сегодня нам предстоит решить сложные задачи, но я думаю, мы справимся: ведь мы с вами — дружная, крепкая команда. Возьмите друг друга за руки и почувствуйте, что рядом крепкое плечо товарища, который всегда может прийти на помощь.

А догадаться, о чём мы с вами будем говорить, поможет фильм, который я приглашаю вас посмотреть...

2-й слайд: Демонстрация видеомонтажного фильма “Наша Армия родная”.

Ребята, о чём рассказал нам этот фильм?.. (Об Армии.)

  • А зачем нам нужна Армия?.. (Защищать Родину.)
  • Как называется наша Родина?.. (Россия.)

3-й слайд:

А Россия, это какая Родина?.. (“Большая”, она для всех россиян.)

(Воспитатель обращает внимание на экран.)

Ребята, что мы видим на экране?.. (Главные символы нашей Родины.)

Расскажите поподробнее о них...

Дети:

1-й символ – двуглавый орёл в короне – это Государственный Герб России. Одна голова орла смотрит на запад, другая – на восток, словно эта могучая птица тоже охраняет нашу Родину.

2-й символ – триколор – Государственный Флаг России. Белая полоса флага означает мир и чистоту совести. Синяя – небо, верность и правду. Красный – отвагу, мужество и героизм.

В-ль: Правильно, молодцы. А ещё у каждого из нас есть и “малая” Родина. Как вы думаете, что это?.. (Город, посёлок, деревня... — место, где родился человек.)

А как называется наша “малая” Родина?..

4-й слайд:

Да, для нас с вами “малой” Родиной является столица Татарстана – город Казань. Давайте сейчас совершим небольшой экскурс по Казани, ещё раз полюбуемся красивыми видами нашего родного города...

5-й слайд:

Что мы видим на экране?.. (Дети рассказывают, что видят на представленных фотографиях: Фонтаны “Голуби”, “Лягушки”, карета российской императрицы Екатерины II, посещавшей Казань много-много лет назад.)

Совершенно верно, здесь мы видим излюбленные достопримечательности, которые находятся на главной пешеходной улице Казани – улице Баумана. Возле них любят фотографироваться не только жители нашего города, но и его гости.

6-й и 7-й слайды:

В-ль: А здесь мы видим места, где можно не только полюбоваться красивыми архитектурными видами, но и культурно, с пользой для души и тела, отдохнуть. Давайте проверим, хорошо ли мы знаем и помним их, поиграем в игру “Знатоки известных мест Казани”...

Проводится игровое упражнение “Знатоки известных мест Казани” следующим образом:

Воспитатель показывает то или иное фото лазерной указкой, а дети называют: Татарский театр им. Г. Камала, здание казанского цирка, здание исторического музея Казани (на экране оно подписано “Здание национального музея”, театр кукол, аквапарк “Ривьера”, театр оперы и балета.)

В-ль: Совершенно верно. Молодцы, ребята! А теперь мы с вами “прогуляемся” в парках Казани...

8-й слайд:

(Проводится рассматривание фотографий парковых зон отдыха.)

Дети рассказывают, что видят на экране:

- Это – парк Победы. Здесь находится музей военной техники под открытым небом...

- Это – парк “Московский”. Это очень красивый парк: в нём есть большое красивое озеро, в котором всегда плавает много уток, и даже можно увидеть чаек; а ещё в этом парке очень красивые мостики с коваными перилами, перекиданные через протоку озера; и много-много зелени: разных деревьев, цветников...

- Это – парк аттракционов “Кырлай”. Там всегда можно весело отдохнуть: в нем много разных аттракционов и каруселей на любой вкус, а ещё – огромное Колесо обозрения...

- А это – парк Тысячелетия Казани. Этот парк – один из самых молодых в городе. Там есть огромный фонтан “Кипящий казан” с фигурками дракончиков-зилантов по краям чаши фонтана.

В-ль: Молодцы, ребята, вы показали себя настоящими знатоками Казани! Вот так, эта небольшая экскурсия в очередной раз показала нам, как красива наша “малая” Родина.

- Не менее важна для всех россиян, а значит, и нас с вами и родимая земля-матушка...

9-й слайд (во время его демонстрации звучит звуковой фон “Утро в лесу”, воспроизведение которого начинается по щелчку компьютерной мыши, курсор которой направлен на значок):

В-ль: Всё может наша родная земля – накормить нас тёплым хлебом (обращает внимание на соответствующее фото), напоить родниковой водой (показывает соответствующее фото), удивить своей красотой (вновь показывает соответствующее фото на экране)... Только одного она не может сделать. Чего?.. (Защитить себя.) – (Здесь по щелчку мыши воспроизведение звукового фона завершается.)

Подскажите, какой праздник скоро будет отмечать наша страна?.. (День Защитника Отечества.) – 10-й слайд.

Ваши дедушки и папы тоже служили в армии, мы недавно даже оформили стенгазету к предстоящему празднику...

11-й слайд:

Кем служил твой папа, дедушка?.. (Опрос детей.)

В-ль: А сейчас я предлагаю поиграть в интересную игру — “Назови военную профессию”.

12-й слайд:

(Игра проводится на ковре; дети стоят полукругом.)

Воспитатель бросает мяч ребёнку и называет слово. Ребёнок ловит мяч и называет профессию, связанную с этим словом:

  • танк - ... (танкист);
  • артиллерия - ... (артиллерист);
  • корабль - ...(матрос, капитан, боцман, штурман...);
  • самолёт - ... (лётчик, пилот, десантник, парашютист...);
  • разведка - ...(разведчик);
  • море - ...(моряк);
  • рация - ...(радист);
  • ракета - ...(ракетчик);
  • граница - ...(пограничник);
  • мина - ...(минёр, сапёр) ----- (новое слово; если дети затрудняются, воспитатель объясняет)

В-ль: Ребята, как много разных военных профессий. Скажите, какая профессия нужнее в армии?.. (Ответы детей.)

Да, в армии каждая профессия нужна, каждая важна. А почему вы так думаете?.. (Ответы детей.)

В-ль (обобщает): Наша страна огромна, и защищать её границы необходимо и с воздуха, и на море, и на суше (земле).

Как можно назвать войска, которые защищают нашу Родину с воздуха? (Военно-Воздушные Силы.)

  • ... на море?.. (Военно-Морской Флот.)
  • ... на суше?.. (Сухопутные войска.)

Предлагается выполнить задание:

13-й слайд: Воспитатель обращает внимание детей на экран, где представлены иллюстрации с изображением 3-х природных стихий.

У нас есть 3 фотографии... Что нарисовано на этой?.. (Земля, суша.)

Значит, здесь расположим всё то, что относится к каким войскам?.. (Сухопутным.)

... На этой?.. (Море, вода.)

Значит, здесь расположим всё то, что относится к ...?.. (Военно-Морскому Флоту.)

... На этой?.. (Небо, воздух.)

Значит, здесь будем располагать всё, что относится к ...?.. (Военно-Воздушным Силам.)

Сколько у нас картинок?.. (Три.) Значит, сколько нам понадобится команд?.. (Три.)

(Воспитатель распределяет детей по командам или предлагает каждому из них взять маленькую карточку с изображением эмблем, знамён соответствующих родов войск, военной техники или военнослужащих разных войсковых частей.)

Ребята, вам надо выбрать ту иллюстрацию из 3-х (обращает внимание, что на столах расположены точно такие же фотографии природных стихий, как и на экране), которая, как вы считаете, подходит к вашим войскам, и принести на своё место.

(Дети выполняют задание.)

В-ль: Молодцы, справились с заданием! А теперь давайте немного отдохнём, и на время “превратимся” в лётчиков.

14-й слайд: Физкультминутка “Лётчик”:

Быть шофёром хорошо, (бег по кругу)
А лётчиком — лучше!
Я бы в лётчики пошёл, (“крутят руль”)
Пусть меня научат! (бегут, расставив руки, как крылья)
Наливаю в бак бензин,
Завожу пропеллер. (“моторчик” обеими руками)
В небеса, мотор, вези, (“летают” по кругу, расставив руки-“крылья”)
Чтобы птицы пели!

15-й слайд:

В-ль: Ребята, современные реактивные самолёты — это быстрые и мощные машины. Хотите узнать принцип работы этих самолётов?.. В этом поможет нам ... (предлагает одному из детей выйти к воспитателю). Саша (Маша, Аделина, Булат...) надует шарик и, не завязывая, выпустит его из рук...

Что произошло с шариком?.. Почему он улетел?.. Что его подталкивало вперёд?.. (Его подталкивал воздух, вырываясь из отверстия шарика.)

В-ль: А сейчас я предлагаю вам сделать самолёт из бумаги. Как вы думаете, как надо складывать бумагу, чтобы самолёты получились красивыми?.. (Аккуратно, точно совмещая углы.)

Работа детей с бумагой: складывание самолёта способом оригами.

(По окончании работы — выставка самолётов на импровизированном аэродроме.)

В-ль: И, наконец, нам с вами предстоит выполнить ещё одно, самое сложное, задание. Но я уверена, что и с ним вы справитесь. Задание это такое: вы должны разгадать ребус — причём каждый стол будет расшифровывать одно слово, — и составить предложение о нашей армии...

16-й слайд:

Дети вместе с воспитателем разгадывают ребус, и получается предложение:

“Наша Армия сильна!” (прочитывается вслух).

17-й слайд:

В-ль: Молодцы! Со всеми заданиями справились, ребята! Нам удалось это потому, что мы с вами действительно – одна большая и дружная команда, и следовали известной русской пословице: “Один – за всех...” (Дети продолжают: “...И все – за одного!”)

В заключение проводится музыкально-танцевальное упражнение “Наша армия”

(под фонограмму песни Э. Ханка на слова И. Резника “Наша армия”, в исполнении детской вокальной группы “Непоседы”.

Появляется соответствующий значок по щелчку компьютерной мыши):

18-й слайд: дети выполняют движения на слова 1-го куплета;

19-й слайд: на первую строчку припева;

20-й слайд: на вторую строчку припева;

21-й слайд: на третью строчку припева;

22-й слайд: на четвёртую строчку припева и повтор его;

23-й слайд: на четвёртую строчку припева в его повторе;

24-й слайд: на проигрыш;

25-й слайд: на 1-2 строчки 2-го куплета;

26-й слайд: на 3-4 строчки 2-го куплета;

27-й слайд: на слова припева;

28-й слайд: на слова припева в повторе;

29-й слайд: на слова 3-го куплета;

30-й слайд: на слова припева.

31-й слайд: “Спасибо за внимание”.

НОД заканчивается.

Список литературы.

  1. Г. Н. Данилина. Дошкольнику – об истории и культуре России: Пособие для реализации государственной программы “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы”. – М.: АРКТИ, 2004.
  2. Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ/ Под ред. Л. А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
  3. М. Б. Зацепина. Дни воинской славы: Патриотическое воспитание дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений: Для работы с детьми 5-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.