Проблема методики формирования умений самоконтороля и самооценки учащихся является актуальной для учителей всех школьных предметов, в том числе и для учителей математики.
Для успешного овладения современным содержанием школьного математического образования необходимо повысить эффективность процесса обучения в направлении активизации самостоятельной деятельности учащихся. При этом необходимо показать, как в ходе преподавания математики учитель может осуществить формирование у школьников отмеченных выше умений.
В рамках исследования разработан методический конструктор составления заданий, направленных на формирование контрольно-оценочных умений учащихся (Приложение 1).
Выделены следующие умения: обнаружение ошибки
в чужом решении, обнаружение ошибки в своем
решении, различие способов проверки и их
использования (поиск рационального способа
решения, составление и решение обратной задачи),
проверка ответа по условию и смыслу задания,
самостоятельное определение правильной
последовательности своих действий.
Задания на формирование данного вида умений
могут конструироваться следующим образом в
любом классе: задание решено с ошибкой, поэтому
необходимо найти ошибку и определить ее причину,
или учитель предлагает решение, где специально
допущены некоторые ошибки или недочеты (Приложение 2). Данные
задания можно применять на различных этапах
урока как на повторении изученного материала,
закреплении, обобщении, так и при введении нового
материала.
При этом система действий учителя заключается
в следующем: он предлагает готовое решение
какой-либо математической задачи, но оно
является неправильным. Затем выслушивает версии
учащихся и ведется обсуждение точек зрения.
Учащиеся обнаруживают ошибки, указывают их или
реконструируют способ действия учителя
(товарища), приведший к ошибке.
Проведенная опытно-экспериментальная работа
подтвердила продуктивность применения
разработанных заданий, направленных на
формирование умений самоконтроля и
самооценки учащихся.