Развитие мелкой моторики кисти рук детей дошкольного возраста с нарушением зрения как одно из средств успешного развития речи

Разделы: Работа с дошкольниками


На современном этапе развития общества проблема интеллектуального и речевого развития детей дошкольного возраста является одной из самых важных, так как в последние годы отмечается увеличение количества детей с нарушением зрения и речи.

Важными условиями решения данной проблемы является своевременное выявления таких особенных детей и оказания им индивидуальной образовательной коррекционно-развивающей помощи.

В.А. Сухомлинский говорил: “Ум ребенка находится на кончиках его пальцев”. Иными словами - чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше говорит и развивается ребенок.

Исследованиями ученых подтверждено , что развитие мелкой моторики пальцев рук связано с определенными зонами в коре головного мозга , что по мере их активизации - положительно сказывается на развитии детской речи, повышает работоспособность ребенка, его внимание и умственную активность, стимулирующую интеллектуальную и творческую деятельность, вот почему работа по развитию мелкой моторики является важной составляющей образования ребенка, его успешно речевого развития.

В коррекционно-развивающей образовательной деятельности для детей дошкольного возраста с нарушением зрения используются разные занимательные игры, задания, упражнения, которые учитывают индивидуальные особенности детей и усложняются по мере их роста и развития.

Например, для детей с нарушением зрения среднего дошкольного возраста (4-5 лет) мы предлагаем следующие занимательные дела на развитие мелкой моторики кисти рук:

  • Показать отдельно только один палец – указательный, затем два (указательный и средний), далее три, четыре, пять.
  • Барабанить пальцами обеих рук по столу.
  • Махать в воздухе только пальцами.
  • Делать “фонарики” кистями рук.
  • Хлопать в ладони в различном темпе тихо и громко.
  • Собирать в щепотку все пальцы.
  • Разминать пальцами глину или пластилин.
  • Катать каждым пальцем по очереди шарики, камешки и мелкие бусинки.
  • Перебирать крупу, зерна, семечки.
  • Разжимать и сжимать кулаки.
  • Указательным и средним пальцами руки “ходить” по столу. Упражнение проводится попеременно правой и левой руками.
  • Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку.
  • Наматывать тонкую проволоку на катушку или на палец.
  • Сматывать, разматывать клубок.
  • Завязывать узлы на шнуре или на веревке.
  • Застегивать молнии, замки, крючки, пуговицы.
  • Выкладывать из шнурков или ниток узоры, закручивать крышки, заводить ключами механические игрушки, закручивать гайки и шурупы.
  • Игры с конструкторами, мозаиками, кубиками.

  • Выкладывание различных фигур из спичек или палочек.
  • Выкладывание узоров из пуговиц.
  • Прицеплять бельевые прищепки на веревочку; собирать из прищепок творческие предметные изображения.

  • Складывание матрешек, пирамидок.
  • Рисование в воздухе.
  • Мять поролоновые шарики или губки руками.

  • Рисовать, раскрашивать, штриховать; проговаривать - что получилось.
  • Выполнять творческие поделки из различных материалов.

Такие занимательные задания способствуют не только развитию мелкой моторики пальцев рук и речевому развитию, но и всестороннему развитию детей с нарушением зрения.

Важно отметить - какое бы занимательное задание не выполнял ребенок, нужно, поддержать его, одобрить, чтобы у него осталось впечатление, что с заданием он всегда сможет справиться, тогда он с удовольствием выполнит его в следующий раз.

Развитию мелкой моторики кисти рук и развитию речи детей дошкольного возраста с нарушением зрения также хорошо способствует специально организованная занимательная деятельность в рамках недельных тематических проектов, в которых предусмотрены творческие познавательно-конструктивные занимательные дела.

С примером такого познавательно-творческого проекта из опыта работы по теме: “Весна шагает по планете” для детей старшего дошкольного возраста и презентацией занимательных дел к нему можно ознакомиться в Приложениях 1 и Приложениях 2 к данной статье.