На современном этапе развития общества проблема интеллектуального и речевого развития детей дошкольного возраста является одной из самых важных, так как в последние годы отмечается увеличение количества детей с нарушением зрения и речи.
Важными условиями решения данной проблемы является своевременное выявления таких особенных детей и оказания им индивидуальной образовательной коррекционно-развивающей помощи.
В.А. Сухомлинский говорил: “Ум ребенка находится на кончиках его пальцев”. Иными словами - чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше говорит и развивается ребенок.
Исследованиями ученых подтверждено , что развитие мелкой моторики пальцев рук связано с определенными зонами в коре головного мозга , что по мере их активизации - положительно сказывается на развитии детской речи, повышает работоспособность ребенка, его внимание и умственную активность, стимулирующую интеллектуальную и творческую деятельность, вот почему работа по развитию мелкой моторики является важной составляющей образования ребенка, его успешно речевого развития.
В коррекционно-развивающей образовательной деятельности для детей дошкольного возраста с нарушением зрения используются разные занимательные игры, задания, упражнения, которые учитывают индивидуальные особенности детей и усложняются по мере их роста и развития.
Например, для детей с нарушением зрения среднего дошкольного возраста (4-5 лет) мы предлагаем следующие занимательные дела на развитие мелкой моторики кисти рук:
- Показать отдельно только один палец – указательный, затем два (указательный и средний), далее три, четыре, пять.
- Барабанить пальцами обеих рук по столу.
- Махать в воздухе только пальцами.
- Делать “фонарики” кистями рук.
- Хлопать в ладони в различном темпе тихо и громко.
- Собирать в щепотку все пальцы.
- Разминать пальцами глину или пластилин.
- Катать каждым пальцем по очереди шарики, камешки и мелкие бусинки.
- Перебирать крупу, зерна, семечки.
- Разжимать и сжимать кулаки.
- Указательным и средним пальцами руки “ходить” по столу. Упражнение проводится попеременно правой и левой руками.
- Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку.
- Наматывать тонкую проволоку на катушку или на палец.
- Сматывать, разматывать клубок.
- Завязывать узлы на шнуре или на веревке.
- Застегивать молнии, замки, крючки, пуговицы.
- Выкладывать из шнурков или ниток узоры, закручивать крышки, заводить ключами механические игрушки, закручивать гайки и шурупы.
- Игры с конструкторами, мозаиками, кубиками.
- Выкладывание различных фигур из спичек или палочек.
- Выкладывание узоров из пуговиц.
- Прицеплять бельевые прищепки на веревочку; собирать из прищепок творческие предметные изображения.
- Складывание матрешек, пирамидок.
- Рисование в воздухе.
- Мять поролоновые шарики или губки руками.
- Рисовать, раскрашивать, штриховать; проговаривать - что получилось.
- Выполнять творческие поделки из различных материалов.
Такие занимательные задания способствуют не только развитию мелкой моторики пальцев рук и речевому развитию, но и всестороннему развитию детей с нарушением зрения.
Важно отметить - какое бы занимательное задание не выполнял ребенок, нужно, поддержать его, одобрить, чтобы у него осталось впечатление, что с заданием он всегда сможет справиться, тогда он с удовольствием выполнит его в следующий раз.
Развитию мелкой моторики кисти рук и развитию речи детей дошкольного возраста с нарушением зрения также хорошо способствует специально организованная занимательная деятельность в рамках недельных тематических проектов, в которых предусмотрены творческие познавательно-конструктивные занимательные дела.
С примером такого познавательно-творческого проекта из опыта работы по теме: “Весна шагает по планете” для детей старшего дошкольного возраста и презентацией занимательных дел к нему можно ознакомиться в Приложениях 1 и Приложениях 2 к данной статье.