Урок №1
Цель урока: познакомить ребят с фрагментами произведения Гомера “Одиссей”, пройти на контурной карте вместе с героем путь от Трои до Итаки, и сделать выводы о представлении древних греков об окружающем их мире.
Задачи урока:
1. Актуализировать знания о путешествии Одиссея полученные раннее;
2. Актуализировать знания по работе с контурной картой;
3. Выстроить логику путешествия Одиссея согласно поэме Гомера.
Ход урока
1. Оргмомент
2. Повторение пройденного.
- Вспомните, о чем мы говорили на прошлом уроке? (речь шла о крито-микенской культуре).
3. Объяснение нового материала.
- В XII веке до нашей эры племена дорийцев приходят на земли ахейцев, занимают весь Пелопонесский полуостров, Крит, острова греческого архипелага. Они мирно уживались с ахейцами. И собственно, с этого времени начинает формироваться греческая культура, и самый древний период называется “Гомеровский”.
- Как вы думаете, почему? (От этого времени сохранились только две поэмы Гомера).
- А кто такой Гомер? Что вы о нем знаете, помните из уроков истории? (слепой поэт, сочинял поэмы, сидя на берегу моря. Мы о нем почти ничего не знаем, и, в результате, шесть греческих городов считают, что он родился именно в их городе. Письменности в 8 веке до нашей эры еще не было, поэтому его песни передавались из уст в уста, и только в 6 веке до нашей эры его поэмы были записаны. Две поэмы сочинены Гомером. “Илиада” рассказывает об осаде ахейцами Трои, а “Одиссея” о возвращении царя Итаки Одиссея домой).
- Что такое “одиссея”? В качестве подсказки скажу, что есть известный роман “Одиссея капитана Блада”. (путешествие).
- А если главный герой носит имя Одиссей, то, как мы можем перевести его имя? (путешественник).
- И мы сегодня вслед за Гомером и его героем отправимся в путь, и на географических картах, которые лежат у вас на партах, отметим линиями путь нашего героя.
- Подпишите свои фамилии. И давайте вспомним, где на картах - север, юг. Плывем мы по морю, по суше корабли не тащим.
- Найдите на полуострове Малая Азия г. Трою – отсюда мы поплывем, и найдите о. Итака – сюда мы должны приплыть. (Рисунок 1)
- Слушайте:
Если, однако, велишь, то о странствии трудном, какое
Зевс учредил мне, от Трои плывущему, все расскажу я.
Ветер от стен Илиона привел нас ко граду киконов,
Исмару: град мы разрушили, жителей всех истребили.
Жен сохранивши и всяких сокровищ награбивши много,
Стали добычу делить мы, чтоб каждый мог взять свой участок.
Я ж настоял, чтоб немедля стопою поспешною в бегство
Все обратились: но добрый совет мой отвергли безумцы;
Полные хмеля, они пировали на бреге песчаном,
Мелкого много скота и быков криворогих зарезав.
Тою порою киконы, из града бежавшие, многих
Собрали живших соседственно с ними в стране той киконов,
Сильных числом, приобыкших сражаться с коней и не мене
Смелых, когда им и пешим в сраженье вступать надлежало.
Вдруг их явилось так много, как листьев древесных иль ранних
Вешних цветов; и тогда же нам сделалось явно, что злую
Участь и бедствия многие нам приготовил Кронион.
Сдвинувшись, начали бой мы вблизи кораблей быстроходных,
Острые копья, обитые медью, бросая друг в друга. Покуда
Длилося утро, пока продолжал подыматься священный
День, мы держались и их отбивали, сильнейших; когда же
Гелиос к позднему часу волов отпряженья склонился,
В бег обратили киконы осиленных ими ахеян.
(Песнь девятая, 37- 59)
- Итак, страна киконов – это Абдера. Соедините на карте изогнутой линией (плывем по морю!) Трою и Абдеру и подпишите “киконы”.
А мы идем дальше. Слушайте:
Вдруг собирающий тучи Зевес буреносца Борея,
Страшно ревущего, выслал на нас; облака обложили
Море и землю, и темная с грозного неба сошла ночь.
Мчались суда, погружаяся в волны носами; ветрила
Трижды, четырежды были разорваны силою бури.
Мы, избегая беды, в корабли их, свернув, уложили;
Сами же начали веслами к ближнему берегу править;
Там провели мы в бездействии скучном два дня и две ночи,
В силах своих изнуренные, с тяжкой печалию сердца.
Третий нам день привела светлозарнокудрявая Эос;
Мачты устроив и снова подняв паруса, на суда мы
Сели; они понеслись, повинуясь кормилу и ветру.
Мы невредимо бы в милую землю отцов возвратились,
Если б волнение моря и сила Борея не сбили
Нас, обходящих Малею, с пути, отдалив от Киферы.
(Песнь девятая, 67- 81)
- И мы вами отклонимся вниз от о. Кифера примерно на 1 см вниз и проведем линию от Абдеры до Киферы. (выполнение задания).
- Не забудьте, что мы плывем на корабле и обходим сушу – маленькие островки греческого архипелага).
- Идем дальше. Девять дней ветер гнал корабль Одиссея вперед и матросы пришвартовались в неведомой стране. Слушайте:
Людям, вкушающим хлеб на земле, изобильной дарами.
Мирных они лотофагов нашли там; и посланным нашим
Зла лотофаги не сделали; их с дружелюбною лаской
Встретив, им лотоса дали отведать они; но лишь только
Сладко-медвяного лотоса каждый отведал, мгновенно
Все позабыл и, утратив желанье назад возвратиться,
Вдруг захотел в стороне лотофагов остаться, чтоб вкусный
Лотос сбирать, навсегда от своей отказавшись отчизны.
Силой их, плачущих, к нашим судам притащив, повелел я
Крепко их там привязать к корабельным скамьям; остальным же
Верным товарищам дал приказанье, нимало не медля,
Всем на проворные сесть корабли, чтоб из них никоторый,
Лотосом сладким прельстясь, от возврата домой не отрекся.
(Песнь девятая, 90-102 ).
- Итак, страна лотофагов – это север Африки. На картах у вас есть г. Карфаген. Вот к нему вы и проведите линию от о. Киферы. Подпишите “лотофаги”. (выполнение задания).
Слушайте дальше:
Все на суда собралися и, севши на лавках у весел,
Разом могучими веслами вспенили темные воды.
Далее поплыли мы, сокрушенные сердцем, и в землю
Прибыли сильных, свирепых, не знающих правды циклопов.
Там беззаботно они, под защитой бессмертных имея
Все, ни руками не сеют, ни плугом не пашут; земля там
Тучная щедро сама без паханья и сева дает им
Рожь, и пшено, и ячмень, и роскошных кистей винограда
Полные лозы, и сам их Кронион дождем оплождает.
(Песнь девятая, 103-111)
- Мы с вами прибыли на остров циклопов. Это о. Сицилия. Соедините изогнутой линией страну лотофагов и циклопов. (выполнение задания). А теперь давайте вспомним, кто такие циклопы? (беседа). Зачем Одиссей пошел вглубь острова, почему они не могли перекусить на берегу? Оказывается, у греков была традиция, не только накормить гостей, но и приготовить им подарки. И жадность гонит Одиссея вглубь острова.
- Куда же они попадают, и как ведет себя циклоп Полифем? (беседа.)
Циклоп хватает 2х моряков и разбивает их головы как “щенков” (Гомер), говорит, что этих матросов он съест сейчас, а остальных - на завтрак.
- Вспомните, как представился Одиссей Полифему? ( Он сказал, что зовут его “Никто”. И когда Одиссей, нагрев кол на костре, проткнул глаз Полифему, и тот заревел от боли, циклопы стали спрашивать циклопа “ Скажи, кто виноват?” и Полифем ответил: “ Никто”. Итак, благодаря хитрости, Одиссею удалось бежать, и он попадает на остров Эол в гости к богу утренней зари. Это маленький безымянный островок на юго – западе Средиземного моря. Соедините линией Сицилию и Эол. ( выполнение задания). Эол знает правила и дает Одиссею подарок – тяжелый мешок. Одиссей спокойно плывет домой и уже видит любимую сердцем Итаку, и решает отдохнуть. Как только он засыпает, жадные матросы решают посмотреть, а что в мешке. А что в мешке? (ветра) И как только матросы выпустили ветра из мешка, корабль поплыл опять к о. Эолу. И в этот раз Эол сказал: “Прочь”.
- Проведите линию на карте от о. Эола до Итаки и вернитесь назад.(выполнение задания).
- И Одиссей попадает в район Тирренского моря, здесь около г. Кумы живет волшебница Цирцея, которая превращает мужчин в свиней. Целый год Цирцея удерживает Одиссея, и когда решает его отпустить, просит героя посетить страну Аид, где он должен встретиться с моряками, которые погибли в битве за Трою. И мы с вами плывем на крайний северо – запад (в районе г. Генуя) и возвращаемся обратно (выполнение задания). А дальше Цирцея рассказывает Одиссею о трудностях предстоящего пути. Его ждет встреча с сиренами. Кто это? (беседа). Мы подписываем карте – “сирены”. А дальше слово Гомеру:
Страшная Скилла живет искони там. Без умолку лая,
Визгом пронзительным, визгу щенка молодого подобным,
Всю оглашает окрестность чудовище. К ней приближаться
Страшно не людям одним, но и самым бессмертным. Двенадцать
Движется спереди лап у нее; на плечах же косматых
Шесть подымается длинных, изгибистых шей; и на каждой
Шее торчит голова, а на челюстях в три ряда зубы,
Частые, острые, полные черною смертью, сверкают;
Вдвинувшись задом в пещеру и выдвинув грудь из пещеры,
Всеми глядит головами из лога ужасная Скилла.
Лапами шаря кругом по скале, обливаемой морем,
Ловит дельфинов она, тюленей и могучих подводных
Чуд, без числа населяющих хладную зыбь Амфитриты.
Мимо ее ни один мореходец не мог невредимо
С легким пройти кораблем: все зубастые пасти разинув,
Разом она по шести человек с корабля похищает.
Близко увидишь другую скалу, Одиссей многославный:
Ниже она; отстоит же от первой на выстрел из лука.
Дико растет на скале той смоковница с сенью широкой.
Страшно все море под тою скалою тревожит Харибда,
Три раза в день поглощая и три раза в день извергая
Черную влагу. Не смей приближаться, когда поглощает:
Сам Посейдон от погибели верной тогда не избавит.
К Скиллиной ближе держася скале, проведи без оглядки
Мимо корабль быстроходный: отраднее шесть потерять вам
Спутников, нежели вдруг и корабль потопить, и погибнуть
Всем”. Тут умолкла богиня; а я, отвечая, сказал ей:
“Будь откровенна, богиня, чтоб мог я всю истину ведать:
Если избегнуть удастся Харибды, могу ли отбиться
Силой, когда на сопутников бросится жадная Скилла?”
Так я спросил, и, ответствуя, так мне сказала богиня:
“О необузданный, снова о подвигах бранных замыслил;
Снова о бое мечтаешь; ты рад и с богами сразиться.
Знай же: не смертное зло, а бессмертное Скилла. Свирепа,
Дико-сильна, ненасытна, сражение с ней невозможно.
Мужество здесь не поможет; одно здесь спасение – бегство.
Горе, когда ты хоть миг там для тщетного боя промедлишь:
Высунет снова она из своей недоступной пещеры
Все шесть голов и опять с корабля шестерых на пожранье
Схватит; не медли ж; поспешно пройди; призови лишь Кратейю:
Скиллу она родила на погибель людей, и одна лишь
Дочь воздержать от второго на вас нападения может.
(Песнь двенадцатая, 85-126 ).
- Скилла и Харибда живут в проливе Регий и Месана. Проведите линию сюда. (выполнение задания)
- Только ли шесть матросов потерял Одиссей? Нет, он потерял всю свою команду и сам оказался на доске, которая ветрами пришвартовывается к о. нимфы Калипсо. ( выполнение задания). Целый год нимфа удерживает Одиссея у себя, надеясь, что Одиссей женится на ней. И только благодаря вмешательству Афины, которая покровительствовала герою, Калипсо вынуждена его отпустить.
Одиссей делает плот и отправляется домой, но попадает на о.Керкира к царю Алкиною и феакийцам. 20 лет они не видели Одиссея, и сомневаются, он ли это? Алкиной решает отправить Одиссея домой, корабль высаживает героя недалеко от берега Итаки и отплывает домой.
- А что же происходит на Итаке? 20 лет ждет царя верная жена Пенелопа, а жадные женихи осаждают ее каждый день с требованием, выбрать из них нового мужа.
- Давайте выполним работу до конца и соединим путь Одиссея от о. Калипсо с о. Керкира и о. Итака.
- Итак, Одиссей должен выяснить обстановку, и идет к старому пастуху, в чьей верности абсолютно уверен. И опять Одиссею помогает Афина, чем же все закончится? (беседа).
- Вот мы и прошли путь Одиссея вместе с поэмой Гомера.
А теперь самостоятельно проведите самый короткий путь от Трои до Итаки (выполнение задания ручкой другого цвета).
- Карты мне на стол для проверки.
4. Подведение итогов урока.
Урок №2
Цель урока: закрепить полученные знания и выполнить проверочную работу.
Ход урока
1. Орг. момент
2. Повторение пройденного.
– Ребята, работаем на интерактивной доске. Перед вами географическая карта. Давайте вспомним путь Одиссея и пройдем его еще раз ( презентация содержит макросы. На слайде №2 подписаны места, отмеченные Гомером, и сначала мы движемся по ней. На слайде №3 – только карта и корабли.
Надо пройти путь уже по памяти).
- А теперь каждый самостоятельно в тетрадях выполняет проверочную работу.
(Задания взяты из книги “Задания – тесты по истории древнего мира”,“Утро”, С.- П. 1997г.)
Задание №1.
Установите последовательность событий, происходящих в поэме “Одиссея”.
1. Путешествие в царство Аид. 2. На острове циклопов. 3. У царя Алкиноя. 4. Плавание мимо Сциллы и Харибды. 5. Встреча с сиренами. 6. Расправа с женихами. 7. Гибель корабля. 9. Возвращение на Итаку.
Задание №2.
Что объединяет эти имена:
Телемах, Полифем, Алкиной, Пенелопа, Харибда.
Задание №3.
Выберите правильный ответ.
1. Родным островом Одиссея был:
1. Родос
2. Делос
3. Итака
2. Странствия Одиссея продолжались:
1. 5 дет
2. 10 лет
3. 1 год
3. Жену Одиссея звали:
1. Пандора
2. Поликсена
3. Пенелопа
4. Кто из богов помогал Одиссею:
1. Афродита
2. Аполлон
3. Афина
5. Стих, которым написана поэма называется:
1. амфибрахий
2. гекзаметр
3. хорей
Задание №4.
Согласны ли вы с данными утверждениями:
- Жизнь поэта Гомера хорошо изучена и есть его подробная биография. (Да; Нет)
- Некоторые ученые считают, что поэмы Гомера были созданы в 8 в. до н.э. (Да; Нет)
- Все мифы, посвященные Троянской войне, вошли в поэму Гомера “Илиада”. (Да; Нет)
3. Подведение итогов урока.