Почему мы выбрали эту тему?
В последнее время нами наблюдается снижение интереса детей и родителей к чтению художественной литературы. Посещение смоленского музея «В мире сказки» подтолкнуло нас к созданию данного проекта. Нам хотелось погрузить детей и родителей в такой интересный, волшебный, захватывающий и богатый сказочный мир.
Паспорт проекта: «В мире сказки»
Вид проекта: познавательный.
Продолжительность проекта: краткосрочный (1 месяц).
Объект исследования: Сказки
Руководитель проекта: учитель-логопед Нарышкина Ю.М.
Участники проекта: дети старшей группы №2 (ЗПР), учитель-дефектолог Малахова В.Н., воспитатель Нарышкина В.М., родители.
Образовательная область: познание.
Актуальность проекта: В настоящее время значительно снизился интерес старших дошкольников с ЗПР и их родителей к чтению художественной литературы, в частности сказок. Дети затрудняются назвать любимые сказки, их героев. Сообщают, что родители не читают им на ночь. Это негативно влияет на развитие детей, снижается их познавательная и речевая активность. Именно поэтому тема: «В мире сказки» была взята нами за основу нашей проектной деятельности.
Цель: повышение интереса детей и их родителей к чтению художественной литературы (русских народных и авторских сказок).
Задачи:
- Формирование представлений детей о жанре художественной литературы «Сказка».
- Развитие познавательной активности.
- Создание условий для активной поисковой и творческой деятельности детей.
- Продолжать знакомство детей с авторской и народной сказкой.
- Воспитание чуткости, эмоциональной отзывчивости, умения оказывать помощь другу.
- Вызвать у ребенка желание создавать образ сказочного героя с помощью доступных художественных средств (драматизация, рисование, конструирование).
- Учить проявлять фантазию в создании творческих работ, обдумывать и воплощать фантазию в художественном образе.
Предполагаемый результат:
- Получение детьми знаний о сказках, как жанре художественной литературы.
- Оформление выставки совместных творческих работ родителей с детьми.
- Изготовление деталей костюмов и декораций для драматизации сказки.
- Драматизация сказки.
Предварительная работа:
- Презентация музея «В мире сказки» г. Смоленск.
- Беседа о русских народных и литературных сказках.
- Чтение сказок.
- Рассматривание иллюстраций.
- Дидактические игры: «Расскажи сказку», «Четвертый лишний», «Найди пару», «Цепочка слов».
Роль родителей воспитанников в реализации проекта:
- Подготовка костюмов для драматизации сказки.
- Посещение музея.
- Участие в создании выставки совместных творческих работ.
- Чтение сказок детям.
Продукт:
- Выставка-презентация совместных творческих работ родителей с детьми.
- Драматизация сказки.
План:
- Презентация музея «В мире сказки» г. Смоленск (рассказ ребенка).
- Беседа с детьми о литературных и русских народных сказках.
- Разгадывание загадок о героях сказок.
- Просмотр мультфильмов.
- Дидактические игры.
- Выставка книг.
- Чтение сказок воспитателем в детском саду и родителями дома.
- Обсуждение прочитанных сказок.
- Драматизация сказки.
- Презентация проекта в детском саду.
Как всё начиналось
В начале мая один из воспитанников нашей группы побывал с родителями в городе Смоленске, где посетил музей «В мире сказки». Родители и ребенок с восторгом делились с педагогами и детьми своими впечатлениями о посещении музея, подготовили презентацию с красочными слайдами и комментариями.
Именно это событие воодушевило нас на проектную деятельность. Прежде всего, мы подготовили книжную выставку, на которой представили народные и авторские сказки из библиотечки нашей группы. Беседа об авторских и народных сказках оживила интерес детей к книгам.
Дети с увлечением рассматривали иллюстрации, задавали много вопросов. Мы предложили ребятам принести свои любимые сказки из домашней библиотеки и познакомить с ними товарищей.
Продолжение…
Ребята принесли из дома свои любимые книги сказок. Мы вместе рассматривали, знакомились со сказочными героями, читали, обсуждали и даже иллюстрировали эти замечательные книги. На следующий день ребята с удовольствием разгадывали загадки о сказочных героях. Затем мы играли в настольные игры по мотивам сказок, а дома с родителями ребята создавали образы полюбившихся героев из пластилина, картона, бумаги и других материалов. С большим удовольствием ребята репетировали драматизацию сказки «Теремок», которую представили своим младшим товарищам.
Заключение
Использование инновационных педагогических технологий в работе с дошкольниками с ОВЗ открывает новые возможности воспитания и обучения, и один из наиболее эффективных методов – это метод проектов. Этот метод дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивает творческие способности и коммуникативные навыки.
Работая над проектом «В мире сказки» мы познакомили детей в доступной форме с народными и авторскими сказками, со сказками о животных и волшебными сказками. Ребята принимали участие в создании выставок, работали над художественными образами полюбившихся героев, активно обсуждали происходящее в группе и дома, тем самым привлекая в наш проект родителей. Особенное удовольствие дети получили от театрализованной деятельности, где поочередно перевоплощались в сказочных героев.
Поставленная цель была достигнута – дети стали приносить в группу книги, просить почитать их, а также рассказывали о тех сказках, которые читали им родители.
Проектная деятельность позволяет педагогу сконцентрировать материал по определенной теме, осознать себя партнером детей в решении творческих и исследовательских задач. Реализация проекта способствует социализации детей, и вместе с тем позволяет продемонстрировать индивидуальность каждого участника.