Проектная деятельность в старшей группе для дошкольников с ЗПР "В мире сказки"

Разделы: Работа с дошкольниками, Коррекционная педагогика


Почему мы выбрали эту тему?

В последнее время нами наблюдается снижение интереса детей и родителей к чтению художественной литературы. Посещение смоленского музея «В мире сказки» подтолкнуло нас к созданию данного проекта. Нам хотелось погрузить детей и родителей в такой интересный, волшебный, захватывающий и богатый сказочный мир.

Паспорт проекта: «В мире сказки»

Вид проекта: познавательный.

Продолжительность проекта: краткосрочный (1 месяц).

Объект исследования: Сказки

Руководитель проекта: учитель-логопед Нарышкина Ю.М.

Участники проекта: дети старшей группы №2 (ЗПР), учитель-дефектолог Малахова В.Н., воспитатель Нарышкина В.М., родители.

Образовательная область: познание.

Актуальность проекта:  В настоящее время значительно снизился интерес старших дошкольников с ЗПР и их родителей к чтению художественной литературы, в частности сказок. Дети затрудняются назвать любимые сказки, их героев. Сообщают, что родители не читают им на ночь. Это негативно влияет на развитие детей, снижается их познавательная и речевая активность. Именно поэтому тема: «В мире сказки» была взята нами за основу нашей проектной деятельности.

Цель: повышение интереса детей и их родителей к чтению художественной литературы (русских народных и авторских сказок).

Задачи:

  • Формирование представлений детей о жанре художественной литературы «Сказка».
  • Развитие познавательной активности.
  • Создание условий для активной поисковой и творческой деятельности детей.
  • Продолжать знакомство детей с авторской и народной сказкой.
  • Воспитание чуткости, эмоциональной отзывчивости, умения оказывать помощь другу.
  • Вызвать у ребенка желание создавать образ сказочного героя с помощью доступных художественных средств (драматизация, рисование, конструирование).
  • Учить проявлять фантазию в создании творческих работ, обдумывать и воплощать фантазию в художественном образе.

Предполагаемый результат:

  • Получение детьми знаний о сказках, как жанре художественной литературы.
  • Оформление выставки совместных творческих работ родителей с детьми.
  • Изготовление деталей костюмов и декораций для драматизации сказки.
  • Драматизация сказки.

Предварительная работа:

  • Презентация музея «В мире сказки» г. Смоленск.
  • Беседа о русских народных и литературных сказках.
  • Чтение сказок.
  • Рассматривание иллюстраций.
  • Дидактические игры: «Расскажи сказку», «Четвертый лишний», «Найди пару», «Цепочка слов».

Роль родителей воспитанников в реализации проекта:

  • Подготовка костюмов для драматизации сказки.
  • Посещение музея.
  • Участие в создании выставки совместных творческих работ.
  • Чтение сказок детям.

Продукт:

  • Выставка-презентация совместных творческих работ родителей с детьми.
  • Драматизация сказки.

План:

  • Презентация музея «В мире сказки» г. Смоленск (рассказ ребенка).
  • Беседа с детьми о литературных и русских народных сказках.
  • Разгадывание загадок о героях сказок.
  • Просмотр мультфильмов.
  • Дидактические игры.
  • Выставка книг.
  • Чтение сказок воспитателем в детском саду и родителями дома.
  • Обсуждение прочитанных сказок.
  • Драматизация сказки.
  • Презентация проекта в детском саду.

Как всё начиналось

В начале мая один из воспитанников нашей группы побывал с родителями в городе Смоленске, где посетил музей «В мире сказки». Родители и ребенок с восторгом делились с педагогами и детьми своими впечатлениями о посещении музея, подготовили презентацию с красочными слайдами и комментариями.

Именно это событие воодушевило нас на проектную деятельность. Прежде всего, мы подготовили книжную выставку, на которой представили народные и авторские сказки из библиотечки нашей группы. Беседа об авторских и народных сказках оживила интерес детей к книгам.

Дети с увлечением рассматривали иллюстрации, задавали много вопросов. Мы предложили ребятам принести свои любимые сказки из домашней библиотеки и познакомить с ними товарищей.

Продолжение…

Ребята принесли из дома свои любимые книги сказок. Мы вместе рассматривали, знакомились со сказочными героями, читали, обсуждали и даже иллюстрировали эти замечательные книги. На следующий день ребята с удовольствием разгадывали загадки о сказочных героях. Затем мы играли в настольные игры по мотивам сказок, а дома с родителями ребята создавали образы полюбившихся героев из пластилина, картона, бумаги и других материалов. С большим удовольствием ребята репетировали драматизацию сказки «Теремок», которую представили своим младшим товарищам.

Заключение

Использование инновационных педагогических технологий в работе с дошкольниками с ОВЗ открывает новые возможности воспитания и обучения, и один из наиболее эффективных методов –  это метод проектов. Этот метод дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать  полученные знания, развивает творческие способности и коммуникативные навыки.

Работая над проектом «В мире сказки» мы познакомили детей в доступной форме с народными и авторскими сказками, со сказками о животных и волшебными сказками. Ребята принимали участие в создании выставок, работали над художественными образами полюбившихся героев, активно обсуждали происходящее в группе и дома, тем самым привлекая в наш проект родителей. Особенное удовольствие дети получили от театрализованной деятельности, где поочередно перевоплощались в сказочных героев.

Поставленная цель была достигнута – дети стали приносить в группу книги, просить почитать их, а также рассказывали о тех сказках, которые читали им родители.

Проектная деятельность позволяет педагогу сконцентрировать материал по определенной теме, осознать себя партнером детей в решении творческих и исследовательских задач. Реализация проекта способствует социализации детей, и вместе с тем позволяет продемонстрировать индивидуальность каждого участника.