Цель: Научиться составлять и записывать текст-повествование с элементами описания и рассуждения по коллективно составленному плану.
Задачи:
- формировать умение строить текст в определённой композиционной форме, определять основную мысль текста;
- развивать способность точного употребления слов в устной и письменной форме;
- воспитывать бережное отношение к матери и творческую активность.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация полученных знаний.
- Какие вы знаете типы речи? (Описание, повествование, рассуждение)
- Что такое описание? (Описание - это текст, в котором названы признаки предмета (объекта речи). Описание отвечает на вопрос какой?)
- Что такое повествование? (Повествование - это тип речи со значением сообщения о развивающихся событиях или состояниях предметов. Повествование отвечает на вопрос что произошло?
- Что такое рассуждение? (Рассуждение - это тип речи, при помощи которого излагается или подтверждается какая-либо мысль. Рассуждение отвечает на вопрос почему?)
3. Работа в группах. Слайд № 5
Текст для 1 группы.
Моя мама – настоящая красавица. У мамочки короткие вьющиеся волосы. Она их аккуратно причёсывает. Глаза большие, голубого цвета, с длинными ресницами. Мамин взгляд, словно солнышко, светится любовью и нежностью. Нос у мамы прямой, а рот маленький, губы тонкие. У неё очень добрая улыбка.
Текст для 2 группы.
Мама - самое священное слово на земле! Человек рождается и умирает с этим словом. Хлебороб благодарно произносит: “Спасибо, кормилица-мать”. Солдат, смертельно раненный шепчет: “За Родину-мать!”. Все самые дорогие святыни названы и озарены именем матери.
4. Работа с текстами. Слайды №6 и №7
- Какова главная мысль этих текстов? Чем они похожи? А чем различны?
- Почему 1 текст относится к описанию, докажите?
- Скажите, а эти признаки мы можем увидеть одновременно?
- Сколько снимков нам потребуется сделать?
- Подумайте, какое предложение в этом тексте является самым важным?
- Определите тип связи: цепная или параллельная? Какие ещё есть средства связи в тексте?
- Почему 2 текст относится к рассуждению, докажите?
- Сколько снимков нам потребуется сделать к этому тексту?
- Что является главной частью текста-рассуждения?
- Определите тип связи: цепная или параллельная?
Наступает праздник мам. Давайте подарим нашим мамам сочинение о них.
5. Физкультминутка. Слайд №8
6. Выберем наиболее удачный заголовок, который поможет полнее раскрыть тему нашего сочинения: “За что я люблю свою маму”, “Мамин портрет”. “Любимая мамочка”.
7. Составление коллективного плана сочинения-повествования с элементами описания и рассуждения.
- Из каких частей состоит план? Слайд №9
- Как озаглавим 1 часть? (Знакомство с мамой).
- Как озаглавим 2 часть? (Описание мамы).
Тогда давайте вместе озаглавим и 3 часть? (Моя мама самая лучшая).
8. Физкультминутка для глаз. Слайд №12
9. Устное составление рассказа о своей маме, используя опорные слова и словосочетания, записанные на доске.
Красавица, светится любовью, хозяйка, добрая улыбка, самый родной и близкий человек, предпочитает, подарила жизнь, лучезарный взгляд.
10. Запишите своё сочинение. Используйте орфографический словарик. Проверьте по памятке, всё ли вы учли при написании сочинения.
11. Памятка. Слайд №14
1. Ясно ли передал мысль?
2. Нет ли повторов одинаковых слов, оборотов речи?
3. Все ли слова употреблены удачно?
4. Орфография. 5.Пунктуация.
12. Подведение итогов. Кто хочет прочитать своё сочинение?