Цель: обобщить и расширить знания детей о весне.
Задачи:
- развивать монологическую и диалогическую речь детей;
- совершенствовать умение в выразительном чтении стихотворений наизусть;
- совершенствовать умение выполнять речевые упражнения с имитацией движений;
- вызвать у детей интерес к изображению весеннего пейзажа;
- использовать в работе нетрадиционную технику рисования ладонью;
- развивать память, внимание, наглядно – образное и логическое мышление;
- воспитывать в детях речевую и творческую активность, усидчивость и аккуратность.
Интеграция образовательных областей:
- «Коммуникация»
- «Художественная литература»
- «Познание»
- «Музыка»
- «Физическая культура»
Оборудование и материалы:
- картинки с изображением времён года (зима, весна, лето, осень);
- магнитола, CD-диск с записью «Весна эльфов»;
- листы картона,
- предварительно закрашенного в голубой цвет форматом А – 4;
- белая гуашь;
- губки;
- тарелочки для губок;
- стаканчики с водой; салфетки.
Предварительная работа:
- беседы о весне;
- беседы-наблюдения во время прогулок;
- разучивание физминутки «Весенняя капель»;
- индивидуальная работа: заучивание стихотворений наизусть «Царевна Весна» И. Бутримовой, «Подснежник» Н. Романовой.
План занятия
Формы работы |
Деятельность воспитателя |
Деятельность детей |
Методы и приёмы |
1. Игра на внимание «Повторяй за мной» | Заинтересовывает; произносит слова в определённом порядке, постепенно добавляя новые. | Слушают; выполняют действия согласно правилам игры. | Словесно-игровой |
2. Игра «Весенние слова» | Заинтересовывает; проводит игру. | Слушают; выполняют действия согласно правилам игры. | Словесно-игровой |
3. Игра «Исправь ошибку» | Заинтересовывает; проводит игру. | Слушают; выполняют действия согласно правилам игры. | Словесно-игровой |
4. Стихотворение «Царевна Весна» И. Бутримова | Предлагает послушать стихотворение. | Слушают; ребёнок выразительно рассказывает стихотворение. | Словесный |
5. Физминутка «Весенняя капель» | Предлагает выполнить движения. | Выполняют речевые упражнения с имитацией движений. | Словесно-игровой |
6. Игра «Найди нужную картинку» | Заинтересовывает; предлагает рассмотреть картинки и ответить на вопросы. | Рассматривают картинки, полным ответом отвечают на вопросы. | Наглядный, словесно-игровой |
7. Выполнение рисунка «Подснежник» | Заинтересовывает; объясняет последовательность выполнения задания; следит за ходом выполнения. | Выполняют рисунок, используя в работе нетрадиционную технику рисования ладонью. | Практический |
8. Стихотворение «Подснежник» Н. Романовой | Предлагает послушать стихотворение. | Слушают; ребёнок выразительно рассказывает стихотворение. | Словесный |
9. Итог занятия | Подводит итог занятия. | Полным ответом отвечают на вопросы. | Словесный |
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети стоят на краю ковра.
Воспитатель: Ребята, поиграем в игру? Игра называется «Повторяй за мной». Я говорю слова. Тот, на кого я укажу, повторяет эти слова, но будьте внимательны, я буду добавлять новые слова.
Снег, сосулька, капель.
Дети: Снег, сосулька, капель.
Воспитатель: Снег, сосулька,
капель, ручеёк (подснежник, проталинка,
вербочка).
(Дети называют слова)
Воспитатель: К какому времени года можно отнести эти слова?
Дети: Эти слова можно отнести к времени года весна.
Воспитатель: Какие ещё весенние слова вы знаете?
(Дети называют)
Воспитатель: Внимательно послушайте и, если я допущу ошибку, то исправьте её.
- сейчас время года осень;
- всего четыре весенних месяца, это: июль, сентябрь, декабрь и февраль;
- весна – это самое тёплое время года;
- весной птицы улетают на юг;
- весной у некоторых диких животных появляются детёныши;
- с приходом весны у людей поднимается настроение;
(Дети исправляют ошибки, дополняют ответ)
Воспитатель: Весна пробуждает природу от зимнего холодного сна. Своими тёплыми руками обнимает и согревает всё живое на земле. Как прекрасная царевна, дарит людям радость. Послушайте стихотворение.
(Ребёнок выразительно наизусть рассказывает стихотворение)
«Царевна Весна» И. Бутримова
За окном барабанит капель,
Тает снег и сосульки на крышах,
И на цыпочках ходит апрель,
Чтоб никто его ночью не слышал.
По асфальту бегут ручейки,
Фонари отражаются в луже,
А весенние сны так легки
И забыта январская стужа.
После долгого зимнего сна
Неспеша оживает природа
И приходит Царевна Весна,
Открывая собой утро года.
Воспитатель: Молодец! Спасибо. А сейчас отдохнём. Встаньте врассыпную лицом ко мне.
Дети: (выполняют физминутку «Весенняя капель»)
Солнце стало пригревать,
(руки вверх, потянулись)
Стали капельки стучать.
(кулачки стучат)
Капля – раз, капля – два,
(руки поочерёдно вперёд, ладонью вверх)
Капли медленно сперва,
(хлопают в ладошки)
А потом быстрей, быстрей
Побежали ручейки.
Их попробуй, догони!
(бег на месте)
Воспитатель: Встаньте полукругом, лицом ко мне. Рассмотрите картинки. На какой из них изображена весна? Почему так решил? Что можете добавить к ответу дружочка?
(Дети отвечают)
Воспитатель: Встаньте на край ковра. Скажите, как называется самый первый весенний цветок?
Дети: Самый первый весенний цветок называется подснежник.
Воспитатель: Почему так называется?
Дети: Так называется, потому что растёт из-под снега.
Воспитатель: Давайте «вырастим» свою полянку с подснежниками. Садитесь за столы. Мы заранее сделали заготовку для нашей будущей работы. Лист картона окрашен в голубой цвет, на нём мы нарисовали стебель и листья будущего цветка. Рисовать будем не кистью, и не пальчиком, а сразу всей ладошкой. Для этого нужно окунуть губку в белую гуашь. Далее губкой нанести краску на ладошку и прижать её к листу картона, совместив со стебельком. Делать нужно аккуратно, не торопясь. Приступайте к работе.
Дети: (под музыку выполняют задание; проходят на край ковра)
Воспитатель: Какие чудесные цветы «расцвели» в нашей группе, словно мы очутились в весеннем лесу на полянке с подснежниками. Послушайте стихотворение.
(Ребёнок выразительно рассказывает стихотворение наизусть)
«Подснежник» И. Бутримова
Солнце светит ярко,
На дорогах лужи.
И порою жарко
После зимней стужи.
Хрупкий, чистый, нежный
С самого рожденья –
Расцветай, подснежник,
Всем на удивление!
Воспитатель: Расскажите, чем мы сегодня занимались на занятии? Что понравилось больше всего?
(Дети отвечают)
Воспитатель: Все ребята хорошо потрудились, постарались. Желаю вам, чтобы каждая весна вашей жизни приносила только радость.