ВВЕДЕНИЕ
Варианты заданий ГИА, 9 класс содержат раздел «Реальная математика» практического содержания. На решение подобных задач в программе средней школы отводится минимум часов, что не соответствует объему необходимого для усвоения материала. Некоторые понятия, используемые в проекте, изучаются только в ознакомительном порядке на уроках физики, биологии и информатики и ИЗО, поэтому в своём проекте мы решили рассмотреть разнообразные методы решения практических задач, в том числе и задач, использованных при подготовке к ГИА.
Тема данного проекта была выбрана не случайно. Летом 2013 года, предстоял ремонт кабинете математики, который было необходимо привести в соответствие с изменившимися санитарно-гигиеническими нормами. Также нам было важно рассчитать материальные затраты на ремонт кабинета.
Результатом исследования должна была стать модель, которая могла бы быть использована не только заведующими школьными кабинетами, но и администрацией школы.
Практическая деятельность учащихся: группа ассистентов-исследователей в составе трёх человек (Потолов Роман, Огурцов Тимофей, Ковалевский Андрей) предоставляет результаты расчётов и исследований кабинета математики, соответствующие санитарно-гигиеническим нормам. Исследования группы должны быть представлены в виде лабораторных работ, объединённых общим замыслом. В ходе исследования обучающимся предстоит научиться работать в команде и отвечать за выполнение своей части проекта. Группе руководителей проекта (Архипова И.К. и Лютова Е.А.) необходимо проанализировать проведённые исследования, обобщить и систематизировать их, оформить и сделать окончательные выводы, а также решить задачи практического содержания:
- выбор и приобретение обоев для ремонта;
- проверить позволит ли уровень подготовки учащихся 7 класса решить практические задачи, которые предлагаются выпускникам в период итоговой аттестации в форме ГИА.
Проблема исследования: вероятность овладения методами решения практических задач учащимися 7 класса.
Тема исследования: «Использование школьных знаний по математике, информатике, ИЗО и физике при решении практических задач».
Предмет исследования: объектом исследования стал кабинет математики №303, за который отвечают ученики 7б класса МКОУ лицей № 8 вместе с классным руководителем Архиповой Инной Константиновной .
Гипотеза: если изучать методы решения практических задач в курсе алгебры и информатики, применяя современные ИКТ технологии то повышается интерес к вышеназванным дисциплинам, качество и результативность обучения, приобретается практический опыт, необходимый в повседневной жизни каждого человека.
Сроки реализации проекта: среднесрочный проект рассчитан на 4 месяца. Сдача 1 этапа проекта – 15 февраля 2013 года.
Цель проекта: разработка и внедрение проекта реконструкции кабинета математики с учетом новых сатитарно-гигиенических нормативов,
Педагогические цели: развить исследовательские и коммуникативные способности обучающихся, привить навыки сотрудничества с другими людьми, развить умение собирать информацию и отображать ее в проекте, совершенствовать умение связно, логично и мотивированно излагать выводы, применяя современные ИКТ технологии.
Задачи проекта (поставленные перед учащимися):
- изучить учебную, научно-популярную литературу по созданию проекта
- собрать информацию по теме проекта, используя соответствующие интернет-ресурсы
- провести исследования и лабораторные работы
- решить практические задачи
- систематизировать информацию и отразить ее на диаграмме
- выработка у учеников умения применять теоретические знания по математике и навыки работы с ИКТ технологиями к решению практических задач.
Применяемые методы исследования:
- эмпирические: изучение литературы и интернет ресурсов; эксперимент; обработка статистических материалов и результатов анализов в электронных таблицах (приложение MS Office Excell); [2]
- практические: выполнение лабораторных работ, сбор информации, составление и решение практических задач; [2]
- теоретические: сравнение; классификация; выбор; анализ; обобщение.
- оформление отчета в виде презентации. [3]
Данное исследование впервые проводилось не преподавателями, а учениками 7 класса.
Практическая значимость проекта состоит в предлагаемых рекомендациях по содержанию классного кабинета, согласно новым санитарно-гигиеническим нормам. Разработанные лабораторные работы дают возможность учащимся самостоятельно рассчитать количество обоев для ремонта, выбрать комфортный оттенок обоев, провести маркетинговый анализ для определения оптимального соотношения цены и качества при покупке обоев. Данная работа может быть использована учителями математики, информатики и биологии на уроках, спецкурсах, элективных курсах, в работе математического кружка и студии "Архитектуры и дизайна".
ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА
1. Погружение в проект
2. Постановка проблемы: выяснить, соответствует ли кабинет математики всем гигиеническим нормам; провести лабораторные исследования по практическим вопросам; решить некоторые практические задачи. Мотивация деятельности: предстоящий ремонт кабинета, максимально возможное обеспечение лабораторным оборудованием и информационное обеспечение проекта.
3. Сбор и обработка информации по вопросу соответствия кабинета санитарно-гигиеническим нормам. (Лабораторные работы №№1-5).
4. Расчет затрат на ремонт. (Лабораторные работы №№ 6-9)
5. Оформление отчета (в печатном виде и в виде презентации).
Лабораторная работа № 1
Соответствие площади помещения санитарно-гигиеническим нормам.
Оборудование:рулетка, компьютер с установленным приложением MS Office Excell и выходом в интернет.
Ход работы:
- Измерить ширину и длину классного помещения и определить его площадь.
- Рассчитать, какая площадь приходится на одного ученика.
- Сравнить полученные данные с нормативными, и сделать вывод о соответствии данного помещения санитарно-гигиеническим нормам.
Задание для учеников: входные данные в Таблице 1 (Приложение 1)
Лабораторная работа № 2
Соответствие объема помещения санитарно-гигиеническим нормам.
Оборудование: рулетка.
Ход работы:
- Измерить ширину, длину и высоту классного помещения.
- Определить его объём.
- Рассчитать, какой объём помещения приходится на одного ученика.
- Сравнить полученные данные с нормативными, и сделать вывод о соответствии данного помещения санитарно-гигиеническим нормам.
Задание для учеников: входные данные в таблице 2 (Приложение 1)
Лабораторная работа № 3
Соответствие уровня вентиляции санитарно-гигиеническим нормам
Естественный обмен воздуха в помещении происходит через поры строительного материала, щели в окнах, дверях, под действием разности давлений и температур. Такой обмен воздуха недостаточен. Чтобы его усилить, помещение проветривают, открывая окна, фрамуги, форточки.
Оборудование: рулетка.
Ход работы:
- Сосчитать количество открывающихся фрамуг,. Проверить, все ли открываются.
- Измерить площадь всех открывающихся фрамуг и рассчитать их общую площадь.
- Рассчитать отношение площади пола к площади вентиляционных отверстий. По нормативам это отношение должно быть больше 50. [1]
В кабинете на переменах открываются три фрамуги, поэтому в кабинете всегда есть чистый воздух, что и показывают наши исследования.
Задание для учеников: входные данные в таблице 3 (Приложение 1)
Лабораторная работа № 4
Соответствие температуры воздуха в помещении санитарно-гигиеническим нормам
Оборудование: термометр для определения температуры в комнате.
Задание для учеников: входные данные в таблице 4 (Приложение 1)
Ход работы:
- Измерить температуру воздуха у окон и у противоположной к ним стены.
- Измерить температуру воздуха на уровне парт, головы учащихся и у пола.
Оценка результатов:
- Температура воздуха в помещениях в районах с холодным климатом должна быть равной 18-21о
- Разница температур по вертикали не должна быть большой.
- Нормальной считается разница в 2,5о между температурой на уровне пола и на уровне головы человека.[1]
Лабораторная работа № 5
Определение запылённости воздуха
Оборудование: микроскоп, предметное стекло, покровное стекло, вода.
Ход работы:
- Нанести каплю воды на чисто вымытое предметное стекло и оставить его лежать на 15 минут.
- Если капля не высохла, осторожно накрыть её покровным стеклом и подсчитать число пылинок в разных участках препарата.
- Если при увеличении в 56 раз число пылинок в поле зрения микроскопа не превышает 15-20, уровень запыленности можно считать небольшим. [1]
Задание для учеников: входные данные в таблице 5 (Приложение 1)
Лабораторная работа № 6
Расчет количества рулонов обоев для оклейки стен
Оборудование: рулетка.
Ход работы:
- Измерить длины боковой и задней стен (а и b) и высоту стен (с) в метрах.
- Рассчитать, сколько нужно полос обоев на данную стену (заднюю), при условии, что ширина одной полосы 106 см.
- Рассчитать, сколько нужно рулонов для оклейки всех стен кабинета, при условии, что в одном рулоне 10 метров обоев.
- Записать формулу для расчета количества рулонов (С) обоев на оклейку одной стены (задней).
Задание для учеников: входные данные в таблице 6 и таблице 7 (Приложение 1)
Лабораторная работа № 7
Определение выгодной цены обоев
Оборудование: компьютер с выходом в интернет, приложение Excel (MS Office).
Ход работы:
- Выйти в интернет и выбрать три фирмы реализующие обои.
- Рассчитать затраты по приобретению и доставке обоев.
- Выбрать выгодные условия приобретения обоев.
Задание для учеников: входные данные в таблице 8 (Приложение 1).
Лабораторная работа № 8
Выбор цвета стен, напольного покрытия и школьной мебели.
Ход работы:
- Изучить пункт 7.2.8. [1].
- Изучить влияние цвета на состояние человека. [4].
- Выбрать цветовое решения для стен, напольного покрытия и школьной мебели.
Задание для учеников: входные данные в таблице 9 (Приложение 1).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Полученные в результате исследований данные
явились информацией к размышлению администрации
и родителей учащихся. Выполненные расчеты
показали,что кабинет математики № 303
соответствует санитарно-гигиеническим нормам по
всем позициям, кроме площади приходящейся на 1
ученика, которая на 0,2 кв. метра меньше новых
нормативов, но использование встроенных шкафов и
рациональной расстановки школьной мебели, а
также правильно выбранного цветового решения мы
получили комфортную рабочую среду (Рисунок 3).
Работа над проектом сдружила ребят, весь класс
принимал посильное участие в работе над
проектом, что также явилось важным результатом
нашего проекта.
Основные участники проекта выполнили все
расчеты в приложении Excel MS Office, по результатам
которых построили столбчатую диаграмму и
оформили отчет в виде презентации (Приложение
2). С докладом о работе над проектом
выступили на районной научно-практической
конференции, получив опыт публичных выступлений.
Литература:
- СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" .
- Задачи практического содержания, взятые с сайта Федерального института педагогических измерений. http://www.fipi.ru/
- О.Б. Богомолова Практические работы по MS Excel на уроках информатики. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007
- Д.Миллер Интерьер. Цвет и стиль. – М.: Издательский дом Ниола 21-й век, 2001.