Проектирование комфортной рабочей среды в кабинете математики

Разделы: Внеклассная работа


ВВЕДЕНИЕ

Варианты заданий ГИА, 9 класс содержат раздел «Реальная математика» практического содержания. На  решение подобных задач  в программе средней школы отводится минимум часов, что не соответствует объему необходимого для усвоения материала. Некоторые понятия, используемые в проекте, изучаются только в ознакомительном порядке на уроках физики, биологии и информатики и ИЗО, поэтому в своём проекте мы решили рассмотреть разнообразные методы решения практических задач, в том числе и задач, использованных при подготовке к ГИА.

Тема данного проекта была выбрана не случайно. Летом 2013 года, предстоял ремонт кабинете математики, который  было необходимо привести в соответствие с изменившимися санитарно-гигиеническими нормами. Также нам было важно рассчитать  материальные затраты на ремонт кабинета.

Результатом исследования должна была стать модель,  которая могла бы быть использована не только заведующими школьными кабинетами, но и администрацией школы.

Практическая деятельность учащихся: группа ассистентов-исследователей в составе трёх человек (Потолов Роман, Огурцов Тимофей, Ковалевский Андрей) предоставляет результаты расчётов и исследований кабинета математики, соответствующие санитарно-гигиеническим нормам. Исследования группы должны  быть представлены в виде лабораторных работ, объединённых общим замыслом. В ходе исследования обучающимся предстоит научиться работать в команде и отвечать за выполнение своей части проекта. Группе руководителей проекта (Архипова И.К. и Лютова Е.А.) необходимо проанализировать проведённые исследования, обобщить и систематизировать их, оформить и сделать окончательные выводы, а также решить задачи практического содержания:

  •  выбор и приобретение обоев для ремонта;
  • проверить позволит ли уровень подготовки учащихся 7 класса решить практические задачи, которые предлагаются выпускникам в период итоговой аттестации в форме ГИА.

Проблема исследования: вероятность овладения  методами решения практических задач учащимися 7 класса.

Тема исследования: «Использование школьных знаний по математике,  информатике,  ИЗО  и физике  при решении практических задач».

Предмет исследования: объектом исследования стал кабинет математики №303, за который отвечают ученики 7б класса МКОУ лицей № 8 вместе с классным руководителем  Архиповой Инной Константиновной .

Гипотеза: если изучать методы решения практических задач в курсе алгебры и информатики, применяя современные ИКТ технологии то  повышается интерес к вышеназванным дисциплинам, качество и  результативность  обучения, приобретается практический опыт, необходимый в повседневной жизни  каждого человека.

Сроки реализации проекта: среднесрочный проект рассчитан на 4 месяца. Сдача  1 этапа проекта – 15 февраля 2013 года.

Цель проекта: разработка и внедрение проекта реконструкции кабинета математики с учетом новых сатитарно-гигиенических нормативов,

Педагогические цели: развить исследовательские и коммуникативные способности обучающихся, привить навыки сотрудничества с другими людьми, развить умение собирать информацию и отображать ее в проекте, совершенствовать умение связно, логично и мотивированно излагать выводы, применяя современные ИКТ технологии.

Задачи проекта (поставленные перед учащимися):

  • изучить учебную, научно-популярную литературу по созданию проекта
  • собрать информацию по теме проекта, используя соответствующие интернет-ресурсы
  • провести исследования и лабораторные работы
  • решить практические задачи
  • систематизировать информацию и отразить ее на диаграмме
  • выработка у учеников умения применять теоретические знания по математике и навыки работы с ИКТ технологиями к решению практических задач.

Применяемые методы исследования:

  • эмпирические: изучение литературы и интернет ресурсов; эксперимент; обработка статистических материалов и результатов анализов в электронных таблицах (приложение MS Office Excell); [2]
  • практические: выполнение лабораторных работ, сбор информации, составление и решение практических задач; [2]
  • теоретические: сравнение; классификация; выбор; анализ; обобщение.
  • оформление отчета в виде презентации. [3]

Данное исследование впервые проводилось не преподавателями, а учениками 7 класса.

Практическая значимость проекта состоит в предлагаемых рекомендациях по содержанию классного кабинета, согласно новым санитарно-гигиеническим нормам. Разработанные лабораторные работы дают возможность учащимся самостоятельно рассчитать количество обоев для ремонта, выбрать комфортный оттенок обоев, провести маркетинговый анализ для определения оптимального соотношения цены и качества при покупке обоев. Данная работа может быть использована учителями математики, информатики и биологии  на уроках, спецкурсах, элективных курсах, в работе математического кружка и студии "Архитектуры и дизайна". 

ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА

1. Погружение в проект

2. Постановка проблемы: выяснить, соответствует ли кабинет математики всем гигиеническим нормам; провести лабораторные  исследования по практическим вопросам;  решить некоторые практические задачи. Мотивация деятельности: предстоящий ремонт кабинета, максимально возможное обеспечение лабораторным оборудованием и информационное обеспечение проекта. 

3. Сбор и обработка информации по вопросу соответствия кабинета санитарно-гигиеническим нормам. (Лабораторные работы №№1-5).

4. Расчет затрат на ремонт. (Лабораторные работы №№ 6-9)

5. Оформление отчета (в печатном виде и в виде презентации).

Лабораторная работа № 1

Соответствие площади помещения санитарно-гигиеническим нормам.

Оборудование:рулетка, компьютер с установленным приложением  MS Office Excell и выходом в интернет.

Ход работы:

  • Измерить ширину и длину классного помещения и определить его площадь.
  • Рассчитать, какая площадь приходится на одного ученика.
  • Сравнить полученные данные с нормативными, и сделать вывод о соответствии данного помещения санитарно-гигиеническим нормам.

Задание для учеников: входные данные в Таблице 1 (Приложение 1)

Лабораторная работа № 2

Соответствие объема помещения санитарно-гигиеническим нормам.

Оборудование: рулетка.

Ход работы:

  • Измерить  ширину, длину и высоту классного помещения.
  • Определить его объём.
  • Рассчитать, какой объём помещения приходится на одного ученика.
  • Сравнить полученные данные с нормативными, и сделать вывод о соответствии данного помещения санитарно-гигиеническим нормам.

Задание для учеников: входные данные в таблице 2 (Приложение 1)

Лабораторная работа № 3

Соответствие уровня вентиляции санитарно-гигиеническим нормам

Естественный обмен воздуха в помещении происходит через поры строительного материала, щели в окнах, дверях, под действием разности давлений и температур. Такой обмен воздуха недостаточен. Чтобы его усилить, помещение проветривают, открывая окна, фрамуги, форточки.

Оборудование: рулетка.

Ход работы:

  1. Сосчитать количество открывающихся фрамуг,. Проверить, все ли открываются.
  2. Измерить площадь всех  открывающихся фрамуг и рассчитать их общую площадь.
  3. Рассчитать отношение площади пола к площади вентиляционных отверстий. По нормативам это отношение должно быть  больше 50. [1]

В кабинете на переменах открываются три фрамуги, поэтому в кабинете всегда есть чистый воздух, что и показывают наши исследования.

Задание для учеников: входные данные в таблице 3 (Приложение 1)

Лабораторная работа № 4

Соответствие температуры воздуха в помещении санитарно-гигиеническим нормам

Оборудование: термометр для определения температуры в комнате.

Задание для учеников: входные данные в таблице 4 (Приложение 1)

Ход  работы:

  1. Измерить температуру воздуха у окон и у противоположной к ним стены.
  2. Измерить температуру воздуха на уровне парт, головы учащихся и у пола.

Оценка результатов:

  1. Температура воздуха в помещениях в районах с холодным климатом должна быть равной 18-21о
  2. Разница температур  по вертикали не должна быть большой.
  3. Нормальной считается  разница в 2,5о  между температурой на уровне пола и на уровне головы человека.[1]

Лабораторная работа № 5

Определение запылённости воздуха

Оборудование: микроскоп, предметное стекло, покровное стекло, вода.

Ход работы:

  1. Нанести каплю воды на чисто вымытое предметное стекло и оставить его лежать на 15 минут.
  2. Если капля не высохла, осторожно накрыть её покровным стеклом и подсчитать число пылинок в разных участках препарата.
  3. Если при увеличении в 56 раз число пылинок в поле зрения микроскопа не превышает 15-20, уровень запыленности можно считать небольшим. [1]

Задание для учеников: входные данные в таблице 5 (Приложение 1)

Лабораторная работа № 6

Расчет количества рулонов обоев для оклейки стен

Оборудование: рулетка.

Ход работы:

  • Измерить длины боковой и задней стен (а и b) и высоту стен (с) в метрах.
  • Рассчитать, сколько нужно полос обоев на данную стену (заднюю), при условии, что ширина одной полосы 106 см.
  • Рассчитать, сколько нужно рулонов для оклейки всех стен кабинета, при условии, что в одном рулоне 10 метров обоев.
  • Записать формулу для расчета количества рулонов (С) обоев на оклейку одной стены (задней).

Задание для учеников: входные данные  в таблице 6 и таблице 7 (Приложение 1)

Лабораторная  работа № 7

Определение выгодной цены обоев

Оборудование: компьютер с выходом в интернет, приложение Excel (MS Office).

Ход работы:

  1. Выйти в интернет и выбрать три фирмы  реализующие обои.
  2. Рассчитать затраты по приобретению и доставке обоев.
  3. Выбрать выгодные условия приобретения обоев.

Задание для учеников: входные данные  в таблице 8 (Приложение 1).

Лабораторная работа № 8

Выбор цвета стен, напольного покрытия и школьной мебели.

Ход работы:

  1. Изучить пункт 7.2.8.  [1].
  2. Изучить влияние цвета на состояние человека. [4].
  3. Выбрать цветовое решения для стен, напольного покрытия и школьной мебели.

Задание для учеников: входные данные  в таблице 9 (Приложение 1).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Полученные в результате исследований данные явились информацией к размышлению администрации и родителей учащихся. Выполненные расчеты показали,что кабинет математики № 303 соответствует санитарно-гигиеническим нормам по всем позициям, кроме площади приходящейся на 1 ученика, которая на 0,2 кв. метра меньше новых нормативов, но использование встроенных шкафов и рациональной расстановки школьной мебели, а также правильно выбранного цветового решения мы получили комфортную рабочую среду (Рисунок 3).
Работа над проектом сдружила ребят, весь класс принимал посильное участие в работе над проектом, что также явилось важным результатом нашего проекта.
Основные участники проекта выполнили все расчеты в приложении Excel MS Office, по результатам которых построили столбчатую диаграмму и оформили отчет в виде презентации (Приложение 2). С докладом о работе над проектом выступили на районной научно-практической конференции, получив опыт публичных выступлений.

Литература:

  1. СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" .
  2. Задачи практического содержания, взятые с сайта Федерального института педагогических измерений.  http://www.fipi.ru/
  3. О.Б. Богомолова Практические работы по MS Excel на уроках информатики. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007
  4. Д.Миллер Интерьер. Цвет и стиль. – М.: Издательский дом Ниола 21-й век, 2001.