Классный час "Здоровье – богатство на все времена!"

Разделы: Классное руководство


Цель: привлечение  учащихся к здоровому образу жизни.

Для проведения классного часа класс делится на  команды. Разрешается привлекать для выступления спортсменов, специализирующихся на различных видах спорта. Время выступления  5-7 минут, реклама – 2-3 минуты.

Подготовка классного часа

1. Команды выбирают различные оздоровительные системы, школы в разные времена. Им предлагается небольшой справочный материал. На основе которого  учащиеся готовят свои выступления, выбирают музыкальное сопровождение и костюмы.
2. Класс оформляется плакатами с рекламой здорового образа жизни по выбранной теме и работы оцениваются до начала классного часа. Их потом можно использовать для выступления.
3. Выбирается жюри: спортсмены, учителя биологии, физкультуры, истории, медработник школы.

Тематика выступлений

1. Состязания юношей первобытного времени.
2. Афинская воспитательная система.
3.Спартансая система воспитания.
4. Цигун – китайская гимнастика
5. Йога – путь самосовершенствования.
6. Рыцарские турниры Средневековья.
7. Олимпийские игры современности.

Тематика для рекламы

1. Атлетическая гимнастика.
2. Аэробика.
3. Бег.
4. Танцы.
5. Боди-билдинг.
6. Оздоровительная ходьба.
7. «Моржи»
8. Детка «Порфирия Иванова»

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

Каждая команда выступает поочередно. После выступления каждой команде задаются 3 вопроса по теме их выступления. Если ответ не верен, то отвечает представитель той команды, которая задавала вопрос. Соответственно распределяются и баллы. За это время готовится выступление следующей команды.
Вопросы викторины задаются болельщикам.
По окончанию классного часа подведение итогов и награждения.
Здоровье — состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни.
По уставу ВОЗ  «здоровье — это не отсутствие болезни как таковой или физических недостатков, а состояние полного физического, душевного и социального благополучия».

1. Состязания юношей первобытных племен происходили ежегодно

Мальчиков, достигших определенного возраста и развития, по разрешению вождей допускали к состязаниям. В зависимости от места проживания племени соревновались юноши по-разному. Племена охотников проверяли зоркость, силу, выносливость, хитрость. Мальчики показывали свое умение метать копье, дротик, стрелять из лука, быстро бегать, прыгать. Те, кто выдерживал испытания, посвящались в воины, участвовали в охоте наравне со всеми мужчинами племени. Слабые, в зависимости от обычаев племени, или изгонялись, или допускались к состязаниям на следующий год. Племена, живущие на берегах океана, моря, включали состязания: плавание, ныряние, греблю, рыбную ловлю.

2. Афинская воспитательная система

Первые школы появились в Афинах в VII в до н. э. В 6-7 лет мальчики начинали посещать частные школы: грамматическую, музыкальную и гимнастическую одновременно. Бесплатно обучались те дети, чьи родители погибли на поле боя, защищая отчизну. С шестнадцатилетнего возраста юноши воспитывались в общественных гимназиях, где большое значение придавалось физическому воспитанию. Помимо этого, уделялось внимание посещению театров, беседам с взрослыми. В 18 лет юноше торжественно вручали на городской площади экипировку воина. В течение двух лет юноша обучался военным наукам, нес сторожевую службу на границах государства. Высокие государственные должности могли занимать лишь те, кто закончил г

3. Спартанская система воспитания

Как только в семье рождался ребенок, его несли к старейшинам-геронтам. Слабых детей сбрасывали с обрыва горного хребта Тайчета. С 7 лет мальчики воспитывались в государственных школах. Основными занятиями считались охота (на зверей и рабов), физические упражнения, религиозные и военные танцы. Грамоте уделялось мало времени. Воспитанников приучали быть сильными, закаленными, неприхотливыми, выносливыми. За любую провинность следовало жестокое наказание. В 14 лет спартанцев в присутствии всех граждан секли розгами. Слабые умирали, выжившие получали награды. Поваров из Спарты изгоняли, пища должна была состоять лишь из простых блюд. Лаконика – третье название Спарты. Говорили спартанцы мало, но остроумно, емко. Мать, провожая сына, говорила: "Со щитом или на щите!" Юноши объединялись в союзы – агелы. Они всегда были обязаны соревноваться, воевать и даже жениться одновременно.

4. Цигун – китайская гимнастика

Насчитывает трехтысячелетнюю историю. Это эффективное средство лечения и сохранения здоровья, имеющее оригинальные национальные черты. Ци– означает воздух, является движущей силой жизненной активности человека. Гун и гунфу– упражнения, методы, заставляющие истинное ци, его жизненную силу функционировать в теле человека нормально. Цигун включает тренировку сознания, тренировку дыхания и тренировку тела. Тренировка сознания требует, чтобы мысли были сконцентрированы на одном объекте с погружением коры головного мозга в особое заторможенное состояние. Тренировка тела включает шесть видов: ходьба, стоя, сидя, лежа, на коленях, массаж. Дыхательная гимнастика при этом обязательна. Итак, цигун складывается из правильного дыхания, удобной позиции и умения сосредоточиться. Движение снаружи и покой внутри – главный принцип цигун.

5.  Йога – путь самосовершенствования

Йога – таинственная наука мудрецов Индии, возникла в глубине веков и была обобщена во II в. до н. э. мудрецом Патанджали. Есть четыре основных направления йоги: карма-йога, бхакти-йога, джнани-йога и раджа-йога – система психической тренировки.
Составной частью раджи-йоги является хатха-йога, обеспечивающая хорошую физическую подготовку, отличное здоровье и долголетие. Тело человека – единое целое, состоящее из правой (солнечной) и левой (лунной) половин, ответственных за жизнедеятельность. Занятия йогой обеспечивают уравновешенность физических и психических процессов. Йога наращивает выносливость, но не силу, призывает к умеренности, уравновешенному расположению духа. Каждая асана избирательно действует на тот или иной орган, систему органов или даже на весь организм. Забота йогов о здоровье тела – не основная цель йоги. Тело – это сосуд для души. Заниматься йогой нужно обязательно под руководством наставника. Каждый, кто постигнет все восемь частей науки йогов, становится ясновидящим, знает наперед все события, определяет все мысли и чувства, понимает все языки, умеет определять время своей смерти.

6.  Рыцарские турниры Средневековья

В период господства христианства забота о теле считалась греховной, главное – душа. Душа принадлежит богу. Олимпийские игры греков преданы забвению, статуи богов разрушены, поклонение им запрещено. Олимпиады забыты почти на тысячу лет. Тем не менее, в крестовых походах оттачивалось воинское мастерство рыцарей. Рыцарские турниры были прекрасным смотром боевой готовности воинов. Рыцарские доспехи защищали их участников во время боев, но и сами состязания были жестокими. Поединки пеших, конных рыцарей с использованием тяжелых пик, мечей, топоров и других видов оружия требовали необычайной силы, ловкости, выносливости. Кроме того, рыцари должны были уметь сочинять баллады в честь любимых дам, которым и посвящались рыцарские турниры. Рыцари были объектом поклонения дам и основным воинским контингентом в период крестовых походов, остальным жителям нельзя было иметь оружие и доспехи.

7. Олимпийские игры

Согласно эллинской мифологии, сам Зевс был основоположником олимпийских игр.  Впервые он провел их, празднуя победу над своим отцом Кроном, в результате которой он захватил абсолютную власть на земле и на небе. Игры носили сначала ритуальный характер, чтобы отблагодарить богов за победу, хороший урожай. Каждый эллин желал быть похожим на бессмертных богов, стремился стать совершенным. Праздники постепенно забылись из-за ссор, раздоров. По совету оракулов, чтобы прекратить вражду афинян и спартанцев, олимпийские игры были возобновлены. Раз в четыре года провозглашалось перемирие примерно на три месяца, чтобы добраться до Олимпии. Если кто-то нарушал положение о перемирии, то на него накладывался  крупный  денежный  штраф, и его не допускали к участию в олимпиаде. Вряд ли кто-то точно определит, когда родился этот праздник. В 776 году до н. э. впервые официально на мраморной доске было записано имя победителя в беге. Женщинам было запрещено приходить на стадион во время проведения игр, кроме жрицы плодородия Деметры. Немало удивительных историй написано о победителях олимпиад. В их честь сооружались статуи, их имена были записаны на мраморных досках. Главной наградой был всеобщий почет и венок из ветвей оливы. На тысячу лет впали в забвение олимпиады. В конце XVIII – начале XIX вв. в результате раскопок археологов в долине реки Алфея обнаружили место, где проходили олимпиады. То, что начали археологи, продолжил и развил Пьер де Кубертен. В 1892 г. он выступил в Сорбонне с докладом «Возрождение олимпиад». В 1894 году состоялся первый Международный конгресс и был создан Международный олимпийский комитет, и, наконец, 6 апреля 1896 года в Афинах в торжественной и радостной обстановке Игры были открыты. Современные олимпийские игры, проводимые каждые 4 года в разных странах, доказывают, что идеи олимпиад живут вечно.

Викторина

1. Назовите известных вам победителей олимпийских игр древности. (Геракл победил великана  Атея, подняв в воздух и лишив материнской поддержки Геи (богини Земли). Бибон поднял над головой камень весом 143.5 кг одной рукой. Другие легенды и предания о самых первых олимпийских играх можно отыскать в книге Ю.В Шанина «Герои античных стадионов»)
2. Назовите длину дистанции Марафонского бега? Почему она именно такой длины? (42 км  195 см.  Весть о победе афинян в 499 году до н.э. принес в Афины быстроногий  Филлипид. Он вбежал на городскую площадь и сообщил «Радуйтесь, афиняне, мы победили!» И умер.)
3. Назовите знаменитых ученых, участников и чемпионов олимпийских игр? (Пифагор был участником кулачных боев. Обладателями наград были философы Платон, Сократ, прекрасным борцом и наездником был Гиппократ. Доктор  Б.Спок в  1924 году на 8-х олимпийских играх в Париже был чемпионом по академической гребле в составе восьмерки)
4. Когда женщины стали принимать участие в соревнованиях на олимпийском стадионе? (В четырехлетнем промежутке между олимпиадами мужчин проходили на том же стадионе в Олимпии женские игры в честь богини Геры – гереи.)
5. Как звали женщин, впервые проникшую на стадион в Олимпиаду и оставшуюся в живых? (Ференика, или Каллипатера. Она сама обучала сына Пейседора  кулачному бою. Переодевшись в мужскую одежду, стояла она однажды в толпе наставников и наблюдала за единоборством сына. Когда же он победил пятерых соперников в тяжелом кулачном бою, Фенерика бросилась, чтобы обнять сына-чемпиона. Однако слетевшая с  ее одежда выдала женщину. Судьи должны были сбросить е со скалы, но она была  дочерью, сестрой и матерью олимпийских венценосев. Ее оставили в живых, но с тех пор наставники находились обнаженными на стадионе, как и атлеты.)
6. Назовите русского борца – призера четырех олимпиад. (Александр Карелин)
7. Назовите первого российского олимпийского  чемпиона по теннису. (Евгений Кафельников)

Приложение 1