Цели коррекционно-образовательные:
- Способствовать формированию знаний о месторождениях полезных ископаемых России.
- Закрепить знания о группах полезных ископаемых (по их использованию), о их использовании и способах добычи.
- Выявить причинно-следственные связи разнообразия полезных ископаемых на территории нашей страны.
- Обобщить и систематизировать знания учащихся о полезных ископаемых. Научить детей применять полученные знания на практике.
Цели коррекционно-развивающие:
- Развивать умение самостоятельно работать с текстом учебника, заполнять таблицу
- Развивать умение классифицировать полезные ископаемые по использованию.
- Развивать пространственные представления учащихся, умение работать с картой, cистематизировать информацию и делать выводы.
- Развивать у учащихся память, внимание, коррегировать ассоциативную память на основе предлагаемых упражнений.
Цели коррекционно-воспитательные:
- Обеспечить воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям.
- Содействовать экологическому воспитанию учащихся, прививать бережное отношение к природным богатствам.
- Учитывать потенциальные возможности учеников в способности мыслить, проводить анализ, сравнение.
- Научить учащихся быть наблюдательными и получать знания из самой природы.
Оборудование: коллекция полезных ископаемых, сигнальные карточки «открытый», «закрытый», «шахта», «карьер». Картины: шахта, карьер. Значки полезных ископаемых, контурные карты. Физическая карта России. Свежие овощи: лук, огурец, томаты. Загадки. Магнит. Вода. Видеосюжет о взрыве на Воткинской шахте.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, практический.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент. Дыхательная гимнастика
Цель: создание положительного эмоционального фона. Активизация детей на учебную деятельность. Цель урока – изучаем полезные ископаемые.
2. Повторение. Фронтальная беседа
– Что называют полезными ископаемыми? (Это
все тела и вещества, которые люди добывают из
земли.)
– Почему их так назвали? (Ископаемые – так как
добывают из земли, выкачивая или выкапывая.
Полезными за то, что полезны для хозяйства
человека.)
– На какие группы делят полезные ископаемые по
их использованию? (Строительные –
гранит, мрамор, мел, песок, глина, известняк. Горючие
– торф, каменный уголь, нефть, природный газ,
горючий сланец. Используемые для получения минеральных
удобрений – фосфориты, калийная соль.
Используемые для получения черных и
цветных металлов – руды.)
– Как называются места, где залегают полезные
ископаемые? (Месторождения).
– Кто открывает эти месторождения? (Геологи).
– Вспомним, какими способами ведут добычу
полезных ископаемых? (Открытым – карьер,
закрытым – шахта, при помощи скважин.)
Картины: карьер, шахта, скважина.
3. Проверка домашнего задания
На столе разложена коллекция полезных ископаемых. Рассказать по желанию о свойствах любой группы полезных ископаемых.
Приведите примеры. Показать образцы.
Строительные.
Горючие.
Минеральные удобрения.
Демонстрация опыта. «Растворение минеральных солей в воде»
4. Просмотр видеофрагмента «Взрыв на Воткинской шахте»
5. Групповая работа с классом
Установить соответствие. На доске способы добычи.
Открытый В шахтах С помощью скважин
Песок,
глина
Уголь
Нефть
Торф,
гранит
Сланец
Природный
газ
Мрамор, известняк
Руды
6. Физическая пауза под музыку
7. Работа по физической карте России
– Вспомним, что показано на физической карте
цветом? – формы поверхности
– Какие формы поверхности показаны на карте
цветом? (фото карта)
– Зеленым – низменности, желтым –
возвышенности, светло-коричневый – плоскогорье,
темно – коричневый – горы.
– Как на карте изображаются полезные ископаемые?
– условными значками.
Вывод: при помощи условных знаков мы можем на физической карте определить основные месторождения полезных ископаемых.
8. Работа по контурным картам (фронтально)
На карте отметим крупные месторождения
каменного угля. Кузбасс, Печорское, о. Сахалин.
Нефти – Западная Сибирь, Волго – Уральские, о.
Сахалин
Природный газ – Север Западной Сибири,
Астрахань.
9. Фронтальная работа. Занимательная страничка
Каждый ученик получает загадку.
а) Он черный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несет в дома тепло,
От него в домах светло,
Помогает плавить сталь,
Делать краски и эмаль. (Каменный уголь)
б) Этот мастер белый – белый,
В школе не лежит без дела,
Пробегает по доске,
Оставляет белый след. (Мел, известняк)
в) Без нее не побежит
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета,
Отгадайте, что же это? (Нефть).
г) Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок)
д) Он очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит)
е) Росли на болоте растения…
А теперь это топливо и удобрение. (Торф)
10. Объяснение нового материала
– Сегодня, мы подробнее познакомимся с
группой Минеральных удобрений, а именно –
Калийная соль.
Чтобы вырастить хороший урожай овощей, надо,
чтобы в почве были питательные вещества – удобрения.
Особенно нужны растениям калийные и фосфорные
соли. Вместе с талыми водами эти соли поступают в
почву. Сухие вещества не могут поглощать
растения, поэтому на поля вносят те, которые
хорошо растворяются в воде.
Такие соли и называются минеральными
удобрениями.
Для получения калийной соли используют калийную
руду.
Для фосфорной соли – фосфориты.
Демонстрация опыта.
Растворить в стаканчике минеральные удобрения.
Вывод: Минеральные соли хорошо и полностью растворяются в воде.
Калийные мин. Удобрения необходимы для
лучшего созревания овощей, смогут выдерживать
заморозки, устойчивы к болезням.
Фосфорные удобрения для лучшего созревания
плодов. (Демонстрация томатов, лука, огурцы,
картофель, морковь.)
11. Закрепление знаний и умений
Каждому выдается карточка, где перечислены
основные группы полезных ископаемых. Необходимо
зачеркнуть лишнее.
На той же карточке под диктовку написать
значки полезных ископаемых.
Например. Горючий сланец, торф, антрацит, глина.
(лишнее зачеркни)
Карточка №1 Вариант I |
|
1. Зачеркни лишнее | Гранит, песок, глина, торф, мрамор. |
2. Запиши условными значками торф, известняк, каменный уголь, нефть, глина. | |
Ответ на задание 2: |
Карточка №2 Вариант II |
|
1. Зачеркни лишнее | Каменный уголь, природный газ, известняк, горючий сланец, торф. |
2. Запиши условными значками природный газ, нефть, торф, мрамор, песок. | |
Ответ на задание 2: |
12. Подведение итога урока
Оценки учащимся с комментарием.
13. Домашнее задание: стр. 120-121 вопросы, к\к, повторить значки.