Урок повторения "Учимся решать жизненные задачи". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель: учить решать компетентностные задачи, нацеленные на формирование и развитие способностей применять полученные знания и умения в жизни – знакомство с целостной картиной окружающего мира.

Задачи:

  • уметь определять своё отношение к миру: уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле; беречь богатства природы в повседневной жизни;
  • учить адекватно оценивать свои знания и умения, используя эффективные способы закрепления изученного материала;
  • использовать дополнительный развивающий материал: пословицы, ребусы, загадки и др.;
  • строить работу по принципу mini-max для реализации возможностей каждого ребенка;
  • работать над самооценкой ребенка, продолжать обучение совместной работе в группе.

Технология: Игра-путешествие в рамках развивающего обучения (работа в группах)

Наглядные материалы и оборудование:

  • индивидуальные таблицы для игры «Верите ли вы, что …»
  • карточки с названием групп; листы формата А3, клей, цветная бумага, фломастеры, цветные карандаши, ручки, пластилин
  • видеоролик «Необыкновенная планета Земля»
  • дополнительная литература о планете, доступная, но не очень подробная, удобная для быстрой работы, глобус, карта полушарий, географический атлас
  • задания для команд на листах формата А4, листы для самопроверки выполненных заданий, листы-помощники для использования приема «insert» и для написания синквейна.

План урока

  1. Стадия Вызова (Игра «Верите ли вы, что…»).
  2. Стадия Осмысления (Распределение заданий по группам, работа над планом по подготовке материалов, настрой на слаженную, дружелюбную работу, работа в группах).
  3. Стадия Рефлексии (Рассказы детей по индивидуальному командному листу, чтение синквейна)

Методы и приемы обучения: словесно-наглядный, самостоятельная работа в группах, игровые моменты, использование прикладного программного средства, Интернет-ресурсы к уроку; технология критического мышления

ХОД УРОКА

1. Организационное начало урока

Учитель. Приготовьтесь к уроку, пожелайте друг другу удачи. На этом уроке завершается путешествие по разделу «Наша планета». И мы проведем урок, на котором будем учиться решать жизненные задачи, применяя полученные на уроках знания и умения.

На доске: «Учимся решать жизненные задачи»

2. Актуализация знаний и постановка проблемы (работа в группах)

I. Стадия Вызова, на которой учащиеся должны использовать свои предыдущие знания по теме, делать прогнозы и, в общем, определить цели своего исследования.

Учитель. А начнем мы, ребята, с игры, во время которой вы должны использовать свои предыдущие знания по темам. В конце работы мы вернемся к таблице, с которой вы будете работать.

Игра «Верите ли вы, что…» У каждого на парте таблица. При чтении вопросов, учащиеся ставят в первой строке плюс, если согласны с утверждением, и минус, если не согласны. Вторая строка останется пустой до момента проверки.

Учитель. Итак, вопросы:

Верите ли вы, что  планета, на которой мы живём, называется Земля? /да/
Верите ли вы, что страна, в которой мы живём, находится на материке Евразия? /да/
Верите ли вы, что над столицей нашей страны поднимается флаг, представляющий собой прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого, средней – синего и нижней – красного цвета? /да/
Верите ли вы, что Ломоносову удалось создать в Петропавловском соборе задуманный мемориал, посвящённый Петру I, из 12 мозаичных картин? /нет/ (Примечание: Полностью была собрана только одна – «Полтавская баталия», в 1925 году полотно украсило парадную лестницу здания Академия наук в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург).
Верите ли вы, что португальский мореплаватель Фернандо Магеллан на парусных кораблях совершил первое в истории кругосветное плавание, доказавшее, что Земля имеет форму шара? /да/
Верите ли вы, что с именем древнегреческого философа Пифагора связывают учение о чётных и нечётных числах? /да/
Верите ли вы, что народно-поэтическое произведение с участием волшебных, фантастических сил – это драма? /нет/ (Примечание: это сказка)
В течение урока учащиеся, работая с дополнительным материалом, будут обращаться к таблице, будут  видеть, насколько были правы.

II. Стадия Осмысления. Освещение реализации Смыслового этапа, на котором учащиеся интегрируют идеи, изложенные в тексте (или в виде какой-либо другой формы презентации), со своими собственными идеями для того, чтобы придти к новому пониманию.

Учитель. К нам в класс пришло письмо, адресованное вам, ребята. Прочитайте его.

«Дорогие ребята! Мы узнали, что вы любите путешествовать, узнавать новое. Приглашаем вас принять участие  в нашей экспедиции в далёкую галактику. Мы предполагаем встретить там инопланетных друзей. Пришлите нам свои материалы о том, что вы делаете, чем занимаетесь, что изучаете, как проводите свободное время. Интересный материал мы заберём в путешествие.

Ответственный ЦУП (Центр Управления космическими Полётами)»

Учитель. Представь, что ты должен объяснить своему инопланетному другу, где ты живёшь, чем занимаешься и рассказать о себе. Напиши и нарисуй, сделай и расскажи, что ты можешь ему сообщить. Это и будет результат работы, то есть то, что мы можем отправить инопланетному другу.

Учитель. А чтобы ваши работы были наиболее интересными, вы разделились на группы. Каждая группа готовит свой рассказ. Группа 1: «Юные знатоки литературы», Группа 2: «Юные знатоки математики»,  Группа 3:«Юные знатоки окружающего мира», Группа 4: «Юные знатоки русского языка»,  Группа 5: «Творческая». Оформить свои рассказы вы сможете на листах формата А3. А ещё вы можете написать синквейн на тему вашей группы.

На парты выставляются карточки с названием групп.

Учитель. А чтобы работа у нас спорилась, предлагаю посмотреть видеоролик о нашей необыкновенной планете.

3. Объявление подтемы урока

На доске: «Учимся решать жизненные задачи» «Посылка для инопланетного друга»

Учитель. Пришло время подготовить материал для нашего инопланетного друга. Этому и  будет посвящен урок.

4. Совместное «открытие» знаний (работа в группах)

Учитель. Ваши предложения по выполнению работы мы готовы сейчас услышать и рассмотреть.

1) Ребята озвучивают план по подготовке материалов:

  1. Вспомнить, что изучали на уроках.
  2. Выполнить задание в группе.
  3. Выполнить проверку.
  4. Оценить свою работу и работу группы.
  5. Представить результат от команды.

Учитель. Цель ясна, деление работы по командам прошло, дополнения к ответам других команд приветствуются.

2) Настрой команд на слаженную, дружелюбную работу.

«Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только мука»

Учитель. Какую «мудрую» мысль подсказал И.А. Крылов своей басней «Лебедь, Щука и Рак»?

Учитель. Приступаем к выполнению работы.

Для выполнения работы у каждой группы должна быть дополнительная литература о планете, доступная, но не очень подробная, удобная для быстрой работы, глобус, карта полушарий, географический атлас; задания для команд на листах формата А4, листы для самопроверки выполненных заданий, лист-помощник для использования приема «insert», лист-помощник для написания синквейна.

5. Совместное применение знаний (работа в группах)

На все вопросы учащиеся находят ответы, заполняют карточки, проверяют с помощью листа «Проверь себя» свои ответы, находят и исправляют ошибки, наклеивают на индивидуальный лист команды.

III. Стадия Рефлексии, на которой учащиеся пересматривают то, что они когда-то знали, и расширяют свой мыслительный процесс, является кульминацией этого урока.

Учитель. Внимание! Уважаемые команды, пришло время услышать ваши ответы в виде рассказа по индивидуальному командному листу, а один из представителей команды зачитает синквейн, составленный сообща.

6. Защита знаний

Выслушиваются ответы, команды зачитывают синквейн: далее каждый просматривает таблицу игры «Верю – не верю» и по желанию сообщает, что нового узнал за урок.

7. Домашнее задание

Учитель. Ребята, я вам предлагаю интересное задание. Попробуйте дома придумать некий объект, в котором мы могли бы отправить наши рассказы инопланетному другу. Например, это могла бы быть капсула, в которой будут сложены наши материалы. А на следующем уроке вы представите свои рисунки, чертежи или планы.

Приложение 1