Цель: учить решать компетентностные задачи, нацеленные на формирование и развитие способностей применять полученные знания и умения в жизни – знакомство с целостной картиной окружающего мира.
Задачи:
- уметь определять своё отношение к миру: уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле; беречь богатства природы в повседневной жизни;
- учить адекватно оценивать свои знания и умения, используя эффективные способы закрепления изученного материала;
- использовать дополнительный развивающий материал: пословицы, ребусы, загадки и др.;
- строить работу по принципу mini-max для реализации возможностей каждого ребенка;
- работать над самооценкой ребенка, продолжать обучение совместной работе в группе.
Технология: Игра-путешествие в рамках развивающего обучения (работа в группах)
Наглядные материалы и оборудование:
- индивидуальные таблицы для игры «Верите ли вы, что …»
- карточки с названием групп; листы формата А3, клей, цветная бумага, фломастеры, цветные карандаши, ручки, пластилин
- видеоролик «Необыкновенная планета Земля»
- дополнительная литература о планете, доступная, но не очень подробная, удобная для быстрой работы, глобус, карта полушарий, географический атлас
- задания для команд на листах формата А4, листы для самопроверки выполненных заданий, листы-помощники для использования приема «insert» и для написания синквейна.
План урока
- Стадия Вызова (Игра «Верите ли вы, что…»).
- Стадия Осмысления (Распределение заданий по группам, работа над планом по подготовке материалов, настрой на слаженную, дружелюбную работу, работа в группах).
- Стадия Рефлексии (Рассказы детей по индивидуальному командному листу, чтение синквейна)
Методы и приемы обучения: словесно-наглядный, самостоятельная работа в группах, игровые моменты, использование прикладного программного средства, Интернет-ресурсы к уроку; технология критического мышления
ХОД УРОКА
1. Организационное начало урока
Учитель. Приготовьтесь к уроку, пожелайте друг другу удачи. На этом уроке завершается путешествие по разделу «Наша планета». И мы проведем урок, на котором будем учиться решать жизненные задачи, применяя полученные на уроках знания и умения.
На доске: «Учимся решать жизненные задачи»
2. Актуализация знаний и постановка проблемы (работа в группах)
I. Стадия Вызова, на которой учащиеся должны использовать свои предыдущие знания по теме, делать прогнозы и, в общем, определить цели своего исследования.
Учитель. А начнем мы, ребята, с игры, во время которой вы должны использовать свои предыдущие знания по темам. В конце работы мы вернемся к таблице, с которой вы будете работать.
Игра «Верите ли вы, что…» У каждого на парте таблица. При чтении вопросов, учащиеся ставят в первой строке плюс, если согласны с утверждением, и минус, если не согласны. Вторая строка останется пустой до момента проверки.
Учитель. Итак, вопросы:
– Верите ли вы, что планета, на которой
мы живём, называется Земля? /да/
– Верите ли вы, что страна, в которой мы
живём, находится на материке Евразия? /да/
– Верите ли вы, что над столицей нашей
страны поднимается флаг, представляющий собой
прямоугольное полотнище из трёх равновеликих
горизонтальных полос: верхней – белого,
средней – синего и нижней – красного цвета? /да/
– Верите ли вы, что Ломоносову удалось
создать в Петропавловском соборе задуманный
мемориал, посвящённый Петру I, из 12 мозаичных
картин? /нет/ (Примечание: Полностью была собрана
только одна – «Полтавская баталия», в 1925 году
полотно украсило парадную лестницу здания
Академия наук в Ленинграде (ныне
Санкт-Петербург).
– Верите ли вы, что португальский
мореплаватель Фернандо Магеллан на парусных
кораблях совершил первое в истории кругосветное
плавание, доказавшее, что Земля имеет форму шара?
/да/
– Верите ли вы, что с именем
древнегреческого философа Пифагора связывают
учение о чётных и нечётных числах? /да/
– Верите ли вы, что народно-поэтическое
произведение с участием волшебных,
фантастических сил – это драма? /нет/ (Примечание:
это сказка)
В течение урока учащиеся, работая с
дополнительным материалом, будут обращаться к
таблице, будут видеть, насколько были правы.
II. Стадия Осмысления. Освещение реализации Смыслового этапа, на котором учащиеся интегрируют идеи, изложенные в тексте (или в виде какой-либо другой формы презентации), со своими собственными идеями для того, чтобы придти к новому пониманию.
Учитель. К нам в класс пришло письмо, адресованное вам, ребята. Прочитайте его.
«Дорогие ребята! Мы узнали, что вы любите путешествовать, узнавать новое. Приглашаем вас принять участие в нашей экспедиции в далёкую галактику. Мы предполагаем встретить там инопланетных друзей. Пришлите нам свои материалы о том, что вы делаете, чем занимаетесь, что изучаете, как проводите свободное время. Интересный материал мы заберём в путешествие.
Ответственный ЦУП (Центр Управления космическими Полётами)»
Учитель. Представь, что ты должен объяснить своему инопланетному другу, где ты живёшь, чем занимаешься и рассказать о себе. Напиши и нарисуй, сделай и расскажи, что ты можешь ему сообщить. Это и будет результат работы, то есть то, что мы можем отправить инопланетному другу.
Учитель. А чтобы ваши работы были наиболее интересными, вы разделились на группы. Каждая группа готовит свой рассказ. Группа 1: «Юные знатоки литературы», Группа 2: «Юные знатоки математики», Группа 3:«Юные знатоки окружающего мира», Группа 4: «Юные знатоки русского языка», Группа 5: «Творческая». Оформить свои рассказы вы сможете на листах формата А3. А ещё вы можете написать синквейн на тему вашей группы.
На парты выставляются карточки с названием групп.
Учитель. А чтобы работа у нас спорилась, предлагаю посмотреть видеоролик о нашей необыкновенной планете.
3. Объявление подтемы урока
На доске: «Учимся решать жизненные задачи» «Посылка для инопланетного друга»
Учитель. Пришло время подготовить материал для нашего инопланетного друга. Этому и будет посвящен урок.
4. Совместное «открытие» знаний (работа в группах)
Учитель. Ваши предложения по выполнению работы мы готовы сейчас услышать и рассмотреть.
1) Ребята озвучивают план по подготовке материалов:
- Вспомнить, что изучали на уроках.
- Выполнить задание в группе.
- Выполнить проверку.
- Оценить свою работу и работу группы.
- Представить результат от команды.
Учитель. Цель ясна, деление работы по командам прошло, дополнения к ответам других команд приветствуются.
2) Настрой команд на слаженную, дружелюбную работу.
«Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только мука»
Учитель. Какую «мудрую» мысль подсказал И.А. Крылов своей басней «Лебедь, Щука и Рак»?
Учитель. Приступаем к выполнению работы.
Для выполнения работы у каждой группы должна быть дополнительная литература о планете, доступная, но не очень подробная, удобная для быстрой работы, глобус, карта полушарий, географический атлас; задания для команд на листах формата А4, листы для самопроверки выполненных заданий, лист-помощник для использования приема «insert», лист-помощник для написания синквейна.
5. Совместное применение знаний (работа в группах)
На все вопросы учащиеся находят ответы, заполняют карточки, проверяют с помощью листа «Проверь себя» свои ответы, находят и исправляют ошибки, наклеивают на индивидуальный лист команды.
III. Стадия Рефлексии, на которой учащиеся пересматривают то, что они когда-то знали, и расширяют свой мыслительный процесс, является кульминацией этого урока.
Учитель. Внимание! Уважаемые команды, пришло время услышать ваши ответы в виде рассказа по индивидуальному командному листу, а один из представителей команды зачитает синквейн, составленный сообща.
6. Защита знаний
Выслушиваются ответы, команды зачитывают синквейн: далее каждый просматривает таблицу игры «Верю – не верю» и по желанию сообщает, что нового узнал за урок.
7. Домашнее задание
Учитель. Ребята, я вам предлагаю интересное задание. Попробуйте дома придумать некий объект, в котором мы могли бы отправить наши рассказы инопланетному другу. Например, это могла бы быть капсула, в которой будут сложены наши материалы. А на следующем уроке вы представите свои рисунки, чертежи или планы.