Описание урока-презентации по истории России в 8-м классе

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


План:

  1. Воспитание будущего императора, его личность.
  2. “Дней Александровых прекрасное начало”.
  3. Окружение императора (“негласный комитет”, М.М.Сперанский).
  4. Изменения в структуре власти России после реформ Александра I.
  5. Отношения с Францией (“Военная гроза”).
  6. Закрепление изученного – подведение итога урока.

Цель:

  • познакомить учащихся с детством и воспитанием царя, с первыми преобразованиями Александра, дать оценку преобразованиям;
  • развить навыки анализа исторического факта;
  • обогащать словарный запас;
  • развивать умение оценивать деятельность людей через категории гуманности.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя:

- Мы с вами подошли к изучению событий XIX века, закончили изучение событий предыдущего века.

Подумайте: какие задачи необходимо было решить Александру во внутренней политике – сформируйте 2 главных.

Предполагаемые ответы:

1) реформирование государственного устройства и управления;

2) решение крестьянского вопроса.

Давайте посмотрим были ли личностные качества у нового императора, позволяющие ему решить эти непростые задачи?

- слайды №1, 2, 3

- ответы учащихся (называют положительные и противоречивые черты характера императора Александра I.

II.

- слайды №4, 5, 6, 7, 8 с предварительными заданиями.

“Время Александра” - время надежд и разочарований, впишите в тетрадь, просматривая слайды, что было в его делах, что вселяло надежду на лучшее в вопросах государственного устройства и в крестьянском вопросе.

III. Слово учащимся.

Люди творят историю, очень важно, кто его окружает.

Просмотрев слайды №6 и 8 и прочитав раздел учебника “Негласный комитет”, ответьте на вопросы:

  1. Как вы думаете какими качествами обладали члены “Негласного комитета” и какова их роль в преобразованиях?  (Учащиеся отмечают их положительные качества и положительное влияние на императора, т.к. это образованнейшие люди, воспитывавшиеся вместе с императором, желавшие добра России)
  2. Почему не все начинания Александра и деятельность политика Сперанского вызвали неоднозначное отношение дворянства?
    Предполагаемый ответ: консерватизм, боязнь перемен.
  3. Почему император пошел дворянству на уступки - отстранив Сперанского от должности и выслав из Петербурга?
    Предполагаемый ответ: император не хотел раскола общества перед решением важных задач внешней политики.

IV.

Задание: прочитать текст по указанию учителя и назвать:

  • ликвидированное учреждение (коллегии)
  • новые органы (Министерства и Государственный совет)
  • начертить схему власти, указав
    • высшее духовное учреждение
    • высшее судебное учреждение
    • органы исполнительной власти
    • законосовещательный орган

У учащихся должна получиться следующая схема:

Император

 

Синод Сенат Государственный совет Министерства

V.

Слайд №10.

- Забегая вперед – дальше мы будем говорить об Отечественной войте 1812 года, по новой истории мы говорили об этом событии.

Вопросы:

а) причины войны

б) значимые события войны

в) люди в войне (полководцы и герои)

г) итоги войны

Слайд №11.

Вопросы:

а) почему русская армия оказалась в Европе

б) главный итог деятельности Венского конгресса

в) цель создания Священного союза

VI.

Слайд №12.

Вопросы:

а) чем ограничены были последние годы правления Александра I

б) почему на ваш взгляд не сбылись первоначальные планы Александра I по вопросам государственного реформирования и решения крестьянского вопроса

 Закрепление изученного проводится по вопросам:

  • какие преобразования Александра I вы считаете главными и почему
  • сделайте вывод о влиянии преобразований Александра I на положение дел в стране, используя записи, сделанные учащимися по слайдам №4-8.

Домашнее задание: Выполнить задания к документам соответствующего параграфа 3 учебника “История России” авторы Данилов, Косулина.

Название слайдов к презентации

  • №1. Название, даты жизни.
  • №2. Воспитание и его воспитатель.
  • №3. Отношения с отцом Павлом I и бабкой – Екатериной Великой. Женитьба.
  • №4. Первые указы молодого императора – надежды на будущее.
  • №5. Планы радикальных реформ – первое недовольство дворян.
  • №6. Деятельность Негласного комитета, Указ “О вольных хлебопашцах”.
  • №7. Учреждение Государственного совета – высшего законодательного органа при императоре.
  • №8. Успехи императора в преобразованиях в области просвещения.
  • №9. Деятельность и судьба автора проектов преобразовательных реформ М.М.Сперанского.
  • №10. Успехи внешней политики – Отечественная война 1812 года.
  • №11. Венский конгресс – надежды на спокойствие в Европе.
  • №12. Последние годы жизни императора и его кончина.