План:
- Воспитание будущего императора, его личность.
- “Дней Александровых прекрасное начало”.
- Окружение императора (“негласный комитет”, М.М.Сперанский).
- Изменения в структуре власти России после реформ Александра I.
- Отношения с Францией (“Военная гроза”).
- Закрепление изученного – подведение итога урока.
Цель:
- познакомить учащихся с детством и воспитанием царя, с первыми преобразованиями Александра, дать оценку преобразованиям;
- развить навыки анализа исторического факта;
- обогащать словарный запас;
- развивать умение оценивать деятельность людей через категории гуманности.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя:
- Мы с вами подошли к изучению событий XIX века, закончили изучение событий предыдущего века.
Подумайте: какие задачи необходимо было решить Александру во внутренней политике – сформируйте 2 главных.
Предполагаемые ответы:
1) реформирование государственного устройства и управления;
2) решение крестьянского вопроса.
Давайте посмотрим были ли личностные качества у нового императора, позволяющие ему решить эти непростые задачи?
- слайды №1, 2, 3
- ответы учащихся (называют положительные и противоречивые черты характера императора Александра I.
II.
- слайды №4, 5, 6, 7, 8 с предварительными заданиями.
“Время Александра” - время надежд и разочарований, впишите в тетрадь, просматривая слайды, что было в его делах, что вселяло надежду на лучшее в вопросах государственного устройства и в крестьянском вопросе.
III. Слово учащимся.
Люди творят историю, очень важно, кто его окружает.
Просмотрев слайды №6 и 8 и прочитав раздел учебника “Негласный комитет”, ответьте на вопросы:
- Как вы думаете какими качествами обладали члены “Негласного комитета” и какова их роль в преобразованиях? (Учащиеся отмечают их положительные качества и положительное влияние на императора, т.к. это образованнейшие люди, воспитывавшиеся вместе с императором, желавшие добра России)
- Почему не все начинания Александра и
деятельность политика Сперанского вызвали
неоднозначное отношение дворянства?
Предполагаемый ответ: консерватизм, боязнь перемен. - Почему император пошел дворянству на уступки -
отстранив Сперанского от должности и выслав из
Петербурга?
Предполагаемый ответ: император не хотел раскола общества перед решением важных задач внешней политики.
IV.
Задание: прочитать текст по указанию учителя и назвать:
- ликвидированное учреждение (коллегии)
- новые органы (Министерства и Государственный совет)
- начертить схему власти, указав
- высшее духовное учреждение
- высшее судебное учреждение
- органы исполнительной власти
- законосовещательный орган
У учащихся должна получиться следующая схема:
Император
Синод Сенат Государственный совет Министерства
V.
Слайд №10.
- Забегая вперед – дальше мы будем говорить об Отечественной войте 1812 года, по новой истории мы говорили об этом событии.
Вопросы:
а) причины войны
б) значимые события войны
в) люди в войне (полководцы и герои)
г) итоги войны
Слайд №11.
Вопросы:
а) почему русская армия оказалась в Европе
б) главный итог деятельности Венского конгресса
в) цель создания Священного союза
VI.
Слайд №12.
Вопросы:
а) чем ограничены были последние годы правления Александра I
б) почему на ваш взгляд не сбылись первоначальные планы Александра I по вопросам государственного реформирования и решения крестьянского вопроса
Закрепление изученного проводится по вопросам:
- какие преобразования Александра I вы считаете главными и почему
- сделайте вывод о влиянии преобразований Александра I на положение дел в стране, используя записи, сделанные учащимися по слайдам №4-8.
Домашнее задание: Выполнить задания к документам соответствующего параграфа 3 учебника “История России” авторы Данилов, Косулина.
Название слайдов к презентации
- №1. Название, даты жизни.
- №2. Воспитание и его воспитатель.
- №3. Отношения с отцом Павлом I и бабкой – Екатериной Великой. Женитьба.
- №4. Первые указы молодого императора – надежды на будущее.
- №5. Планы радикальных реформ – первое недовольство дворян.
- №6. Деятельность Негласного комитета, Указ “О вольных хлебопашцах”.
- №7. Учреждение Государственного совета – высшего законодательного органа при императоре.
- №8. Успехи императора в преобразованиях в области просвещения.
- №9. Деятельность и судьба автора проектов преобразовательных реформ М.М.Сперанского.
- №10. Успехи внешней политики – Отечественная война 1812 года.
- №11. Венский конгресс – надежды на спокойствие в Европе.
- №12. Последние годы жизни императора и его кончина.